Махершала Али утверждён на главную роль в третьем сезоне «Настоящего детектива» «Звёздный десант: Предатель Марса» — второй трейлер Лучшее аниме весны 2017 года Джон Карпентер поработает над антологией ужасов для канала Syfy Ложка дёгтя: «Ведьмак»
16
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Предисловие к «Ложке дёгтя»: Yakuza 1-2

Как несложно догадаться по названию этой статьи, ближайшая «Ложка дёгтя» будет посвящена ещё одному PS3-эксклюзиву, игре Yakuza 3. Но заводить разговор о ней без предварительной подготовки было бы глупо по двум причинам: во-первых, эта серия не то чтобы слишком известна за пределами Японии, а во-вторых, сценарно и геймплейно игры чётко следуют друг за другом. Посему, сегодня мы немного поговорим о первых двух частях серии. Но не ждите, что статья будет подчистую состоять из критики – всё-таки это не столько «Ложка дёгтя», сколько небольшая ретроспектива.

Начнём с простого. Почему «Якудзы» – очень хорошие игры? Во-первых – отличный сценарий, достойный лучших фильмов по якудзовой тематике (по крайней мере, в первой части, но об этом позже). Во-вторых – отлично проработанный мир, где всегда есть чем заняться помимо следования за историей. В-третьих (и вот тут я соригинальничаю) – отличная боевая система. И об этом надо поподробней.

Вообще, Якудза – это отнюдь не клон GTA, как многие ошибочно считают. Якудза – гордый представитель жанра jRPG. Жанра, большим поклонником которого я когда-то был, но который постепенно отвадил меня своим невероятным однообразием. Ведь какую jRPG не возьми, и ты обнаружишь пафосную фэнтези про команду школьников, поставивших своей целью убить дьявола/бога/дьявобогола, и использующих для этих целей полупошаговую систему по кличке ATB (или, если очень повезёт, батон-мэшинг в духе Diablo).

Меж тем, Якудза – jRPG про взрослого, умудрённого опытом и длинной отсидкой за чужое преступление мужика, когда-то бывшего одним из лучших бойцов якудзы, а теперь безуспешно пытающегося отвязаться от прошлого. Никакого фэнтези, никакой фантастики – обычный реальный (ну, по киношным меркам, само собой) мир, реальные проблемы и злодеи, крутость и злобность которых заключается не в их размерах/родословной/проклятье, а в личности и влиянии, добытом собственными силами. А вместо злоебучего ATB – занятная механика в духе бит’эм’апов.

Некоторые люди критикуют Якудзу за то, что в нём неудобная боевая система. Дескать, сложно переключаться с врага на врага. Знаете, что я хочу ответить? Идиоты, так и ДОЛЖНО БЫТЬ. Главный герой – не бессмертный мастер Шаолиня, способный пердежом складировать сотни врагов. Это просто мужик, умеющий хорошо драться в уличных потасовках и побеждать. Крепкий, сильный, умелый. Но это не значит, что если его окружит пяток человек, он сможет положить всех без единой царапины. Положить сможет, да. Но не без царапин и синяков. Это нормально, это правильно, это так и должно быть. Собственно, во второй части экшен-систему серьёзно подправили, и я искренне считаю, что игра от этого лишь потеряла. Во-первых, стало слишком легко. Во-вторых, стало куда менее правдоподобно и атмосферно. Жаль.

Ещё люди критикуют боевую систему за однообразность. И тут я, честно говоря, не знаю, что сказать. Да, она однообразна. Но мне драки так и не надоели за все две игры, и это притом, что я не чурался случайных битв и выполнял все побочные квесты. Бои тут увлекательны, эффектны, и скоротечны. Наверное, во многом из-за последнего они и не надоедают.

Порадовали тут и побочные квесты. Причём не геймплейно, нет: практически все они, увы, сводятся к стандартному мордобою. Но истории, сопровождающие этот мордобой – они замечательные, смешные, интересные и интригующие. Авторы «Якудзы» напридумывали целую тонну весёлых и оригинальных способов ввязаться в драку.

Увы, это не значит, что серия идеальна. Она великолепна, но идеала ей ну очень далеко. Однако, учитывая, что игровой процесс в серии практически не меняется из года в год, о большей части недостатков мы подробно поговорим в «Ложке дёгтя» по третьей её части. А вот о сюжетной части игр мы поговорим сейчас. И начнём с сиквела.

Сценарий «Якудзы 2» – редкая херотень в духе мексиканского мыла. Причём, не поймите неправильно, даже так сторилайн её куда лучше аналогов большинства игр и многих фильмов: персонажи всё так же интересны и харизматичны, а история в целом великолепно выписана… Но именно сюжетно это – ужас, позорящий замечательную первую часть самим фактом своего существования.

Во-первых, тонна сюжетных поворотов оказалась завязана на «О боже мой, он мой брат/отец/сын/дочь/золотая рыбка!». Серьёзно, в попытке сделать историю сиквела закрученнее, чем у оригинала, авторы дошли до того, что связали кровными узами или хотя бы важными событиями из далёкого прошлого едва ли не всех героев, удостоенных экранного времени. Я бы сказал, что ситуация в итоге доходит до смешного, но на самом деле она очень быстро преодолевает этот рубеж и становится жутко предсказуемой, скучной и безмерно бредовой. В общем, грустно всё.

Во-вторых, что ещё хуже – героя первой части превратили в долбанного святошу. В первой части перед нами был пусть бывший, но якудза. Благородный, справедливый, «хороший» – но всё равно солдат мафии. Он умел и любил драться. Он когда-то хотел организовать собственный мафиозный клан – и явно не для того, чтобы всем кланом заниматься обучением детишек рисованию. Да, после лет тюрьмы, которые он отсидел, покрывая лучшего друга, он исправился. Но другим человеком он не стал. А во второй части он стал эдаким ангелом, бесплатно помогающим всем страждущим. Там, скажем, есть одна миссия (самая скучная и долгая за две игры) – тебя просят временно взять на себя управление баром. Ты работаешь, нанимаешь девушек, держишь их счастливыми (зачастую за свой счёт), превращаешь мелкое заведенице в VIP-ресторан, приносящий бешенные бабки… Думаете, вы получаете с этого проценты? Ага, щас. После многих часов, проведённых за этой ебанутой миниигрой, возвращается хозяин ресторана и в благодарность за труды дарит герою костюм. Всё. Сделать человека миллионером, получить за это костюм, и уйти довольным… Пора Казуму, видать, к лику святых причислять.

Но его-то ладно, у него и повод был подобреть (приёмная дочь), и даже подобрев он так и не отучился решать любой вопрос ударом в морду. А вот его бывшего босса осветили во второй части настолько, что аж тошно.

В первой части Казама был один из самых крутых лидеров клана Тодзё. Человек, прославившийся своим хладнокровием, и положивший столько народу, что из сирот, порождённых его действиями, сложился целый приют (который содержался на деньги Казамы, да). Именно из этого приюта Казума, кстати, и вышел, и Казама для него был почти как отец – мудрый, заботливый, вся фигня. Неплохой человек, как бы. И да, он с самого начала подавался как, личность умная, спокойная и предпочитающая не прибегать к излишнему насилию без особой необходимости. Но, блин, хорошим он всё равно не был. Казама – хладнокровный убийца, и «хорошим» он является исключительно в сравнении с другими, более ёбнутыми на голову якудза.

В сиквеле же его показывают человеком, пытавшимся спасти врагов, а убийства совершавшим лишь чтобы защищать своих. FUCK. Напасть на корейскую мафию, членов которой воспитывают (по крайней мере по версии игры) едва ли не с пелёнок, вбивая им правила типа «Никогда не сдаваться» и «Месть превыше жизни», а потом из приступа доброты отпустить несколько её членов… Какого чёрта? Такой человек никогда не стал бы лидером клана – кому нужен лидер, который ставит благополучие врагов выше судьбы клана? И да, я понимаю, что тут можно возражать в духе «жизнь людей дороже потенциально меньшей прибыли» и т.д. Но, во-первых, это не тот бизнес, где такие мысли приветствуются. Во-вторых, вы извините, и прошло уже слишком много времени, чтобы я мог в подробностях объяснить, насколько бредово и слащаво выглядела эта попытка обелить «отца» Казумы. Не помню я уже всех подробностей. Потому, просто поверьте мне на слово.

Впрочем, не то чтобы сценарий первой части был лишён недостатков. Вернее так, косяк там был один – попытка действовать строго по законам нуара. Зачем, блин? Не, стилистически нуар – штука великолепная. Но не сценарно. Сценарно всё портит правило «герой должен страдать и терять любимых», благодаря которому ты заранее знаешь, какие герои погибнут, а если всё совсем плохо – то знаешь и когда это случится. Так, девушка Казумы в первой части была обречена с первых секунд своего присутствия в кадре, и единственным сюрпризом, преподнесенном авторами было то, что девушка таки дожила аж до самого конца. Причём в финале сценаристы уже откровенно развлекались, ставя её под пули, давая нацепить на себя бомбу и т.д. – т.е. как бы говоря игрокам «Что, думаете, вы знаете, когда она погибнет? А хрен вам!». Увы, в итоге она гибнет просто тошнотворно – от рук злодея, которого Казума избил, но потом решил оставить в покое, даже не почесавшись убрать пистолет, лежавший на расстоянии вытянутой руки от гада. Ну, вы все знаете эту сцену. Это тошнотворное клише с недобитыми злодеями, стреляющими герою в спину, и их лучшими друзьями героя, принимающими эту пулю на себя. То самое, за которое давно пора преследовать по закону.

Но это всё-таки относительно мелкая и простительная оплошность. Сценарий второй части даже на такие вот заигрывания с собственными клише оказался неспособен. А ведь повод был замечательный! В финале герой и его свежеобретённая любовь (бой-баба, у которой, в отличие от нежной девицы из прошлой части есть шанс выжить в нуар-игре) лежат в объятьях друг друга перед отсчитывающей последние секунды бомбой. Таймер доходит до нуля и игра уходит в титры.

Вау. Вот это финал так финал. Настолько красивый и стильный, что за него я был готов простить всю натянуто-сентиментальую мыльнооперную поебень, что творилась ранее. Это была победа. И в перспективе этот ход мог быть не просто крут, а невероятно крут. Это ведь какой шанс для троллинга фанатов был! Причём такого троллинга, который и самим фанатам пришёлся бы по вкусу. Видите ли, на протяжении финальных минут игра давала зрителям более чем достаточно намёков на то, что бомба в итоге не сработает. Но точной гарантии не было, и потому, когда игра ушла на титры в последнюю секунду, Казума и его возлюбленная оказались в положении кота Шредингера. Вроде бы и мертвы, а вроде бы и нет.

Хотите ответа? Ждите триквела. Только, упс! Мы его не делаем. Мы делаем «Якудзу Кензан», действие которой разворачивается в средневековой Японии. Почему? Неужели Казума умер и это действительно был финал оригинальной саги? Как знать, как знать… Ха! Мы всё-таки делаем третью часть! Но вот будет ли там Казама мы вам пока не скажем… Ну ладно, ладно, будет! А вот его возлюбленной там нет. Почему? Узнаете, поиграв в игру!..

Вот так история должна была развиваться в идеале. Лучшего повода для нежного издевательства над фанатами и дикого хайпа триквела было просто не сыскать. Увы, авторы явно решили слить сторилайн второй части по всем статьям, а потому после титров игры идёт эпилог, в котором появляются Казума и его девушка, и уныло объясняют зрителям, какого чёрта никто из них не умер. Уииии, как здорово. Интрига продержалась аж несколько минут! Epic Fail, блин.

Будет ли Yakuza 3 таким же разочарованием в плане сюжета, каким была вторая часть, или же он всё-таки сможет приблизиться к величию первой? Надоест ли мне весёлый, но однообразный и совершенно не меняющийся геймплей? Насколько сильно кастрация триквела при переводе с японского испортит удовольствие от игры?

Об этом, и многом другом – в ближайшей «Ложке дёгтя».


P.S. Напоминаю, что в этой теме проходит сбор предложений для будущих выпусков «Ложки», и что там же можно поинтересоваться у мнением вашего непокорного слуги по тем или иным играм.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии