Метагалактический мегакинопортал
Adult Swim объявил дату выхода пятого сезона «Самурая Джека» Amazon продлил «Хитрого Пита» на второй сезон «Родина» завершится после восьмого сезона Голливуд экранизирует «Атаку на Титана» Финальный эпизод четвёртого сезона «Шерлока» утёк в сеть и обновил рейтинговый минимум
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:
16

Предисловие к «Ложке дёгтя»: Yakuza 1-2

Как несложно догадаться по названию этой статьи, ближайшая «Ложка дёгтя» будет посвящена ещё одному PS3-эксклюзиву, игре Yakuza 3. Но заводить разговор о ней без предварительной подготовки было бы глупо по двум причинам: во-первых, эта серия не то чтобы слишком известна за пределами Японии, а во-вторых, сценарно и геймплейно игры чётко следуют друг за другом. Посему, сегодня мы немного поговорим о первых двух частях серии. Но не ждите, что статья будет подчистую состоять из критики – всё-таки это не столько «Ложка дёгтя», сколько небольшая ретроспектива.

Начнём с простого. Почему «Якудзы» – очень хорошие игры? Во-первых – отличный сценарий, достойный лучших фильмов по якудзовой тематике (по крайней мере, в первой части, но об этом позже). Во-вторых – отлично проработанный мир, где всегда есть чем заняться помимо следования за историей. В-третьих (и вот тут я соригинальничаю) – отличная боевая система. И об этом надо поподробней.

Вообще, Якудза – это отнюдь не клон GTA, как многие ошибочно считают. Якудза – гордый представитель жанра jRPG. Жанра, большим поклонником которого я когда-то был, но который постепенно отвадил меня своим невероятным однообразием. Ведь какую jRPG не возьми, и ты обнаружишь пафосную фэнтези про команду школьников, поставивших своей целью убить дьявола/бога/дьявобогола, и использующих для этих целей полупошаговую систему по кличке ATB (или, если очень повезёт, батон-мэшинг в духе Diablo).

Меж тем, Якудза – jRPG про взрослого, умудрённого опытом и длинной отсидкой за чужое преступление мужика, когда-то бывшего одним из лучших бойцов якудзы, а теперь безуспешно пытающегося отвязаться от прошлого. Никакого фэнтези, никакой фантастики – обычный реальный (ну, по киношным меркам, само собой) мир, реальные проблемы и злодеи, крутость и злобность которых заключается не в их размерах/родословной/проклятье, а в личности и влиянии, добытом собственными силами. А вместо злоебучего ATB – занятная механика в духе бит’эм’апов.

Некоторые люди критикуют Якудзу за то, что в нём неудобная боевая система. Дескать, сложно переключаться с врага на врага. Знаете, что я хочу ответить? Идиоты, так и ДОЛЖНО БЫТЬ. Главный герой – не бессмертный мастер Шаолиня, способный пердежом складировать сотни врагов. Это просто мужик, умеющий хорошо драться в уличных потасовках и побеждать. Крепкий, сильный, умелый. Но это не значит, что если его окружит пяток человек, он сможет положить всех без единой царапины. Положить сможет, да. Но не без царапин и синяков. Это нормально, это правильно, это так и должно быть. Собственно, во второй части экшен-систему серьёзно подправили, и я искренне считаю, что игра от этого лишь потеряла. Во-первых, стало слишком легко. Во-вторых, стало куда менее правдоподобно и атмосферно. Жаль.

Ещё люди критикуют боевую систему за однообразность. И тут я, честно говоря, не знаю, что сказать. Да, она однообразна. Но мне драки так и не надоели за все две игры, и это притом, что я не чурался случайных битв и выполнял все побочные квесты. Бои тут увлекательны, эффектны, и скоротечны. Наверное, во многом из-за последнего они и не надоедают.

Порадовали тут и побочные квесты. Причём не геймплейно, нет: практически все они, увы, сводятся к стандартному мордобою. Но истории, сопровождающие этот мордобой – они замечательные, смешные, интересные и интригующие. Авторы «Якудзы» напридумывали целую тонну весёлых и оригинальных способов ввязаться в драку.

Увы, это не значит, что серия идеальна. Она великолепна, но идеала ей ну очень далеко. Однако, учитывая, что игровой процесс в серии практически не меняется из года в год, о большей части недостатков мы подробно поговорим в «Ложке дёгтя» по третьей её части. А вот о сюжетной части игр мы поговорим сейчас. И начнём с сиквела.

Сценарий «Якудзы 2» – редкая херотень в духе мексиканского мыла. Причём, не поймите неправильно, даже так сторилайн её куда лучше аналогов большинства игр и многих фильмов: персонажи всё так же интересны и харизматичны, а история в целом великолепно выписана… Но именно сюжетно это – ужас, позорящий замечательную первую часть самим фактом своего существования.

Во-первых, тонна сюжетных поворотов оказалась завязана на «О боже мой, он мой брат/отец/сын/дочь/золотая рыбка!». Серьёзно, в попытке сделать историю сиквела закрученнее, чем у оригинала, авторы дошли до того, что связали кровными узами или хотя бы важными событиями из далёкого прошлого едва ли не всех героев, удостоенных экранного времени. Я бы сказал, что ситуация в итоге доходит до смешного, но на самом деле она очень быстро преодолевает этот рубеж и становится жутко предсказуемой, скучной и безмерно бредовой. В общем, грустно всё.

Во-вторых, что ещё хуже – героя первой части превратили в долбанного святошу. В первой части перед нами был пусть бывший, но якудза. Благородный, справедливый, «хороший» – но всё равно солдат мафии. Он умел и любил драться. Он когда-то хотел организовать собственный мафиозный клан – и явно не для того, чтобы всем кланом заниматься обучением детишек рисованию. Да, после лет тюрьмы, которые он отсидел, покрывая лучшего друга, он исправился. Но другим человеком он не стал. А во второй части он стал эдаким ангелом, бесплатно помогающим всем страждущим. Там, скажем, есть одна миссия (самая скучная и долгая за две игры) – тебя просят временно взять на себя управление баром. Ты работаешь, нанимаешь девушек, держишь их счастливыми (зачастую за свой счёт), превращаешь мелкое заведенице в VIP-ресторан, приносящий бешенные бабки… Думаете, вы получаете с этого проценты? Ага, щас. После многих часов, проведённых за этой ебанутой миниигрой, возвращается хозяин ресторана и в благодарность за труды дарит герою костюм. Всё. Сделать человека миллионером, получить за это костюм, и уйти довольным… Пора Казуму, видать, к лику святых причислять.

Но его-то ладно, у него и повод был подобреть (приёмная дочь), и даже подобрев он так и не отучился решать любой вопрос ударом в морду. А вот его бывшего босса осветили во второй части настолько, что аж тошно.

В первой части Казама был один из самых крутых лидеров клана Тодзё. Человек, прославившийся своим хладнокровием, и положивший столько народу, что из сирот, порождённых его действиями, сложился целый приют (который содержался на деньги Казамы, да). Именно из этого приюта Казума, кстати, и вышел, и Казама для него был почти как отец – мудрый, заботливый, вся фигня. Неплохой человек, как бы. И да, он с самого начала подавался как, личность умная, спокойная и предпочитающая не прибегать к излишнему насилию без особой необходимости. Но, блин, хорошим он всё равно не был. Казама – хладнокровный убийца, и «хорошим» он является исключительно в сравнении с другими, более ёбнутыми на голову якудза.

В сиквеле же его показывают человеком, пытавшимся спасти врагов, а убийства совершавшим лишь чтобы защищать своих. FUCK. Напасть на корейскую мафию, членов которой воспитывают (по крайней мере по версии игры) едва ли не с пелёнок, вбивая им правила типа «Никогда не сдаваться» и «Месть превыше жизни», а потом из приступа доброты отпустить несколько её членов… Какого чёрта? Такой человек никогда не стал бы лидером клана – кому нужен лидер, который ставит благополучие врагов выше судьбы клана? И да, я понимаю, что тут можно возражать в духе «жизнь людей дороже потенциально меньшей прибыли» и т.д. Но, во-первых, это не тот бизнес, где такие мысли приветствуются. Во-вторых, вы извините, и прошло уже слишком много времени, чтобы я мог в подробностях объяснить, насколько бредово и слащаво выглядела эта попытка обелить «отца» Казумы. Не помню я уже всех подробностей. Потому, просто поверьте мне на слово.

Впрочем, не то чтобы сценарий первой части был лишён недостатков. Вернее так, косяк там был один – попытка действовать строго по законам нуара. Зачем, блин? Не, стилистически нуар – штука великолепная. Но не сценарно. Сценарно всё портит правило «герой должен страдать и терять любимых», благодаря которому ты заранее знаешь, какие герои погибнут, а если всё совсем плохо – то знаешь и когда это случится. Так, девушка Казумы в первой части была обречена с первых секунд своего присутствия в кадре, и единственным сюрпризом, преподнесенном авторами было то, что девушка таки дожила аж до самого конца. Причём в финале сценаристы уже откровенно развлекались, ставя её под пули, давая нацепить на себя бомбу и т.д. – т.е. как бы говоря игрокам «Что, думаете, вы знаете, когда она погибнет? А хрен вам!». Увы, в итоге она гибнет просто тошнотворно – от рук злодея, которого Казума избил, но потом решил оставить в покое, даже не почесавшись убрать пистолет, лежавший на расстоянии вытянутой руки от гада. Ну, вы все знаете эту сцену. Это тошнотворное клише с недобитыми злодеями, стреляющими герою в спину, и их лучшими друзьями героя, принимающими эту пулю на себя. То самое, за которое давно пора преследовать по закону.

Но это всё-таки относительно мелкая и простительная оплошность. Сценарий второй части даже на такие вот заигрывания с собственными клише оказался неспособен. А ведь повод был замечательный! В финале герой и его свежеобретённая любовь (бой-баба, у которой, в отличие от нежной девицы из прошлой части есть шанс выжить в нуар-игре) лежат в объятьях друг друга перед отсчитывающей последние секунды бомбой. Таймер доходит до нуля и игра уходит в титры.

Вау. Вот это финал так финал. Настолько красивый и стильный, что за него я был готов простить всю натянуто-сентиментальую мыльнооперную поебень, что творилась ранее. Это была победа. И в перспективе этот ход мог быть не просто крут, а невероятно крут. Это ведь какой шанс для троллинга фанатов был! Причём такого троллинга, который и самим фанатам пришёлся бы по вкусу. Видите ли, на протяжении финальных минут игра давала зрителям более чем достаточно намёков на то, что бомба в итоге не сработает. Но точной гарантии не было, и потому, когда игра ушла на титры в последнюю секунду, Казума и его возлюбленная оказались в положении кота Шредингера. Вроде бы и мертвы, а вроде бы и нет.

Хотите ответа? Ждите триквела. Только, упс! Мы его не делаем. Мы делаем «Якудзу Кензан», действие которой разворачивается в средневековой Японии. Почему? Неужели Казума умер и это действительно был финал оригинальной саги? Как знать, как знать… Ха! Мы всё-таки делаем третью часть! Но вот будет ли там Казама мы вам пока не скажем… Ну ладно, ладно, будет! А вот его возлюбленной там нет. Почему? Узнаете, поиграв в игру!..

Вот так история должна была развиваться в идеале. Лучшего повода для нежного издевательства над фанатами и дикого хайпа триквела было просто не сыскать. Увы, авторы явно решили слить сторилайн второй части по всем статьям, а потому после титров игры идёт эпилог, в котором появляются Казума и его девушка, и уныло объясняют зрителям, какого чёрта никто из них не умер. Уииии, как здорово. Интрига продержалась аж несколько минут! Epic Fail, блин.

Будет ли Yakuza 3 таким же разочарованием в плане сюжета, каким была вторая часть, или же он всё-таки сможет приблизиться к величию первой? Надоест ли мне весёлый, но однообразный и совершенно не меняющийся геймплей? Насколько сильно кастрация триквела при переводе с японского испортит удовольствие от игры?

Об этом, и многом другом – в ближайшей «Ложке дёгтя».


P.S. Напоминаю, что в этой теме проходит сбор предложений для будущих выпусков «Ложки», и что там же можно поинтересоваться у мнением вашего непокорного слуги по тем или иным играм.
 
Меню

Новые комментарии