Новости аниме — лучшее за неделю Новости игр — лучшее за неделю Съёмки «Топ Гана 2» могут начаться в следующем году Хаяо Миядзаки начнёт делать свой «последний фильм» в октябре Анонсирована новая официальная игра про Диззи — её делают русские разработчики
63
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Стечение мыслей: Рестартофобия

Намедни случилось страшное: в новостную ленту КГ прокралась похвала в адрес роликов нового DmC, которого с самого анонса игры было очень модно ненавидеть. И хотя число людей, положительно относящихся к проекту, растёт не по дням, а по часам, многие фанаты оригинала всё ещё недовольны. В итоге в комментариях возник вопрос, что же именно мне понравилось в роликах. А чуть позже вышел ролик Metal Gear Rising¸ и люди опять же начали интересоваться, что хорошего я углядел в игре, предавшей стелс-серию ради слэшера.

Эти вопросы показались мне достаточно интересными, чтобы не отвечать на них односложно, а попробовать поглубже проанализировать ситуацию. Хотите узнать, почему сама идея DmC и MGR нравится мне куда больше, чем, скажем, Max Payne 3 или, даже подумать страшно, Devil May Cry 4?

Попробую объяснить.

В идеале весь разговор можно было закончить, просто кивнув в сторону серии Final Fantasy. Увы, мы живём не в идеальном мире, и человеческая психология отнюдь не так проста. FF изначально создавался как цикл не связанных между собой историй, да и на Западе известен стал лишь к седьмой части, так что людям было куда проще привыкнуть к новым для них правилам. Но возьмём пример из кинематографа: авторы «Хэллоуина», как следует закончив за две части историю Майкла Маерса, решили превратить сериал в антологию самых разнообразных страшилок, объединённых лишь темой одноимённого праздника. Ну и, как большинству из вас наверняка известно, успеха план не возымел. За два фильма люди уже привыкли ассоциировать «Хэллоуин» с конкретным злодеем и никаких экспериментов признавать не желали. Сейчас вот жалеют, ибо во что бы ни вылилась идея с аналогией, всё было бы лучше, чем превращать крутого маньяка в жалкую пародию на собственную жалкую пародию (т.е. на бессмертного Джейсона). Но постфактум все мы умники. А когда приходит время – любые новинки зачастую принимаются в штыки. И очень, очень напрасно.

У игр как? У них есть геймплей. Есть истории. Есть персонажи. Есть миры. И сроки годности у всех этих элементов чаще всего ограничены. Нельзя раз за разом строить 90% игры вокруг резни ограниченного бестиария древнегреческих монстров. Нельзя бесконечно забрасывать Солид Снейка на базу, где строят новый Метал Гир. Нельзя с упорством заики придумывать поводы отправить Эцио прыгать по крышам древних городов. Нельзя вытаскивать из жопы поводы для возвращения в Рапчур. Ну, вы понимаете мысль, правда же?

Так вот фишка в том, что хотя ни один из элементов не вечен, сроки их годности редко истекают одновременно. И что же прикажете делать? Забрасывать серию не вариант – не поймут фанаты, не наигравшиеся, не наобщавшиеся с героями или не дослушавшие историю. Но если оставить всё как есть – неизбежны справедливые обвинения серии в застое, а усталость от одного её элемента быстро перекинется на франчайз в целом, преждевременно топя его в собственном соку.

И потому людям, заботящимся о своих циклах, приходится что-то менять. История «Биошока» закончена, а его геймплей всё ещё смотрится свежо и необычно? Получите Bioshock Infinite. Длиннющая сага Солида Снейка наконец-то подошла к концу, но сам мир всё ещё интересен, а робот-ниндзя до сих пор не попался в руки игроков, давно мечтавших лично порезвиться так же, как доводилось ему в заставках? Вот вам Metal Gear Rising.


И кстати, откуда вообще у некоторых людей эта неприязнь к спин-оффам? Я, скажем, жду экспериментальный Silent Hill: Book of Memories куда сильнее, чем Downpour, а Shattered Memories меня интересовал больше, чем Homecoming (и, как выяснилось, правильно). Опять же именно потому что сам город «Тихий Холм» и общая стилистика обрисованного мира до сих пор представляет недюжинный интерес, но вот основная серия себя уже изжила. Не потому что она вдруг резко стала плохой, нет. Однако создать историю уровня оригинальной тетралогии, которая не выглядела бы вторичной после них, но при этом затрагивала всё те же темы и купалась в том же геймплее, – это, блин, практически нереально. Зато создать какие-то совершенно другие крутые истории в том же мире – вполне. И именно это надо делать.

Что же до Devil May Cry… Первая часть полноценно раскрыла персонажа. Третья – познакомила с его прошлым, становлением, скелетами в шкафу. Собственно, тут и сказочке конец. Самые интересные темы раскрыты, и сиквелам не осталось ниточек для шитья повествования, превосходящего DMC1 и DMC3. О, конечно, можно было сколько угодно клепать «Ещё приключения Данте» по типу DMC2, но главные события в его жизни мы уже видели, и чтобы создать с нуля другие, сравнимые с ними, пришлось бы потратить на раскрытие новых персонажей и закручивание интриг куда больше времени, чем это позволительно в ориентированных на геймплей играх.

В итоге авторы DMC4 пошли на хитрость – временно сменили героя и за счёт взгляда со стороны попытались возродить интригу. Как оно получилось, каждый волен судить сам, но надо понимать: это трюк одноразовый, и он лишь оттягивал неизбежное. А уж идея создать нового персонажа, но сделать его во всём похожим на старого, – это и вовсе верх трусости.

Вот и получилось, что Данте начал тянуть серию вниз. О, да, он по-прежнему крут, и все его любят настолько, что даже Неро пришлось делать под копирку, чтобы избежать гнева фанбоев. Но геймплей и общий стиль франчайза всё ещё было куда развивать, а Данте – нет.

Тут-то мы подходим к DmC. Могли ли авторы не называть игру Devil May Cry и удалить все связи с серией? Да, могли. Но зачем? Надо понимать две вещи. Первое: наличие готовой вселенной или хотя бы её элементов позволяет автоматически сделать историю глубже и проработаннее, без лишних объяснений и затягивания заставок – просто потому что люди уже знакомы с этими элементами. И второе, самое важное: один хрен все называли бы этот проект «Emo-Devil May Cry» или как-нибудь так, равно как «Баёнетта» – «DMC с сиськами». Но если «Баё» это простительно, то DmC – продукт той же фирмы, и создание клона собственной серии – это не та вещь, за которую хвалят в приличном обществе.

Помните Dino Crisis? Хорошая ведь игра, однако дурной запах вторичности с неё не сгонит никакой парфюм. Причём она отличалась от RE2 значительно сильнее, чем тот же RE3, но последний вторичным называют куда реже, просто потому что он часть серии, и для него схожесть с предшественницей – нормальное дело. Меж тем DmC похож на серию Devil May Cry куда сильнее, чем Dino Crisis – на Resident Evil. Да его бы засмеяли, посмей проект делать вид, что никак не связан с соответствующим франчайзом.

Что же до решения назвать нового главного героя Данте, то я этой идее готов аплодировать. Стоя, блядь. Создать нового персонажа, копирующего популярного старого, – вот это, блин, отвратительный ход. Создать же принципиально нового героя со своими характером, внешностью, привычками, прошлым… но дать ему какую-то пока нераскрытую связь с культовой личностью – это шаг, который требует яиц. И таланта, в идеале, потому что подобная связь – это даже не ружьё на стене, это чёртова гаубица. Если она не пальнёт как следует – тогда весь план можно считать проваленным. Но хоронить проект просто из-за шанса, что его сольют?..

Нет, спасибо. Благо, пока всё, что мы знаем об игре, говорит в её пользу. Разработкой занимаются авторы Heavenly Sword и Enslaved, которых можно упрекнуть в чём угодно, но только не в неумении рассказывать истории. Данте произнёс в роликах всего пару фраз, однако уже вызывает симпатию своими поведением и реакциями на людей и происходящее. Дизайн показанного мира навевает приятные ассоциации разом и с последним уровнем Painkiller, и с кошмарами Макса Пейна – причём это не плагиат, а именно что лёгкая схожесть с двумя великолепными моментами игровой истории. Про боёвку, правда, пока сказать ничего не получится, но вот уж во что я не верю, так это в то, что авторы DmC сломают боевую систему серии. В общем, нету пока поводов для ненависти к игре. А вот для живого интереса – полно.


Кстати, чтобы вас всех окончательно переклинило, перейду на абзац к разговору о фильмах и сделаю весёлое заявление (можете представить меня с маской троллфейса на голове, если поможет): идея переделки вампиров, лежащая в основе «Сумерек», – отличная. О, сама «Сага» – мусор, тут и спору быть не может. Но не потому, что вампиры мерцают на свету и рождаются с уникальными сверхсилами, будто Люди Икс. Просто написаны книги бездарно, только и всего. Сама же идея хороша, и вот почему: чем сильнее перезапуски отличаются от перезапускаемых ими классик, тем лучше, ведь так получается своё уникальное творение, никоим образом не пытающееся заменить предшественника. Делать же ремейк, копирующий оригинал, – задание безблагодатное, ибо это предполагает сражение, из которого победителем выйдет лишь один из проектов (миру не нужны два одинаковых произведения, ибо). И если только оригинал не страдал от жуткой нехватки спецэффектов, превзойти его чаще всего очень и очень сложно – обновлений ведь не говно удостаивается, а успешные вещи. Вот и выходит, что примеры правильных подходов к перезапуску франчайзов – вещи типа «Мушкетёров» Пола Андерсона или «Шерлока Холмса» Гая Ричи, а фейлов – вещи типа новой «Пятницы 13».

А чтобы не казалось, будто я умею только хвалить да защищать подобные издевательства над памятью фанбоев, посмотрим на пример, вызывающий у меня острые приступы ненависти: Max Payne 3. Причём на уровне идеи всё опять не неплохо. Это тот самый случай, который мы обсуждали, говоря про DMC: оригинальные истории закончены, а персонаж раскрыт, и ничего интересного из них уже не вытянуть. И чтобы создать что-то, достойное оригиналов по качеству, надо начать новую историю, закрутить её с нуля и вбухать в раскрытие достаточно времени и внимания, чтобы она стала для героя не менее личной, чем разборки со своим прошлым. Причём у «Пейна», в отличие от DMC, есть для этого все возможности – данная серия всегда делала сильный упор на сценарий, заставки, монологи.

Так что же меня не устраивает? То, что пока показанный ими Макс Пейн не имеет ничего общего с оригинальным героем. Люди взрослеют, но они всё равно остаются собой. И уж что-что, а стиль внутренних монологов Макса не мог измениться. Но сценаристы Rockstar – люди пусть и талантливые, но пишут они в своём собственном стиле, и требовать от них продолжать чужую работу, принципиально от их творчества отличную, – это как предлагать Ноланам поработать над сиквелом «Серенити». Вот и выходит так, что Алан Вейк похож на Макса Пейна больше, чем этот Макс… И что важно: я бы не имел ничего против того, как новый Макс отличается от старого, если бы нам не заявляли, что это тот же персонаж. Скажи они, что это другой Макс Пейн (как Данте в DmC или Лара в надвигающемся Tomb Raider), – и я набросился бы на игру с восторгом, благо сама по себе она выглядит более чем отлично. Но как продолжение истории конкретного персонажа это какой-то кошмар. По крайней мере пока.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии