Метагалактический мегакинопортал
Джон Карпентер поработает над антологией ужасов для канала Syfy Рецензия и «Ложка дёгтя» на игру «Мор. Утопия» Новое аниме лета 2017 года Facebook займётся производством сериалов «Звёздный десант: Предатель Марса» — анонс и тизер
36
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ретроспектива серии Metal Gear, часть 7

Прошлые части ретроспективы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Помните, я обещал уложить разговор об MGS3 в одну статью? Ну так это, теоретически, она. На практике же... На практике всё не так просто. Однако не буду забегать вперёд.


Лучше вернёмся к нашей исторической справке, а то мой хрустальный шестимерный многоугольник соскучился без предсказаний прошлого. Итак, вскоре после приведённого ранее судьбоносного разговора между двумя великими гениями игровой индустрии (а может, незадолго до него, время ведь штука очень относительная). Маэстро Кодзима вновь держал ответ перед своими работодателями.

– Хидео, дружище! Как там твой Боктай?
– Спасибо, неплохо. Как раз вовсю трудимся над второй частью.
– О? Для этой, как её, DS?
– Ха-ха. Не Вы хоть видели дизайны этой, кхм, «новинки»? Кирпичи и то симпатичнее выглядят. Нет уж. Я остаюсь на GBA до тех пор, пока Сони не выпустят свою портативку. А DS обречена на провал, это всякому очевидно.
– Ну да, ну да… Так мы о чём поговорить хотели…
– Metal Gear?
– В точку! Хидео, ты такой догадливый. Да, мы бы хотели получить новую часть твоей MGS-саги, если не сложно.
– Но я ведь занят Боктаем...
– Это мелочи.
– ...И Сони всё ещё не закончили разработку своей новой консоли...
– Две части на одной платформе тебя не убьют, Хидео.
– Ладно.
– ...Что?
– Ладно, говорю. Сделаю я вам новый Metal Gear.
– Только, чур, Metal Gear Solid 3, полноценный, а не какой-нибудь там спин-офф.
– Хорошо.
– И со Снейком в главной роли – мы не выдержим воплей в сторону ещё одного Райдена.
– Окей.
– ...Да? Хм-м... О! И чтобы никаких мозговыворачивающих философских зарубов и заигрываний с восприятием геймеров – американцы не любят, когда их боевики пичкают столькими сложными идеями.
– Будет сделано.
– Ты серьёзно?
– Конечно.
– Ты... Ты ничего не задумал? Никакого хитрого способа нас всех провести?
– Что вы, сэр, как можно. Вы хотите MGS3, где игроки будут исполнять роль Снейка, а сценарий будет интересным, но прямолинейным в лучших традициях MGS1. Всё правильно?
– Д-да... О, ещё постарайся сделать так, чтобы игра не столь активно зависела от знания предшественниц. Сюжет на Танкере порядком напряг многих новичков, попытавшихся сходу понять происходящее в MGS2.
– Будет исполнено!
– ...Слушай, ну говори честно: где подвох?
– Не понимаю, о чём вы, сэр! Хотя я хотел бы попросить об одном одолжении, раз уж вы об этом заговорили.
– О, одолжение! Ну-ка, ну-ка?
– Ничего особенного, сэр: всего лишь обещание не портировать MGS3 за пределы PS2. Ни на ПК, ни на бокс, ни на, кхе-кхе, геймкуб. У меня отличные отношения с Sony, они даже поставят мне пару охранников во избежание дальнейших, кхм, неприятных встреч с отдельными легендарными элементами...
– Кем, прости?
– Не суть, это вам лучше не знать. Ну так что? Согласны?
– Конечно, какие вопросы? Рядом с PS2 остальные платформы в любом случае выглядят ничтожно, так что не вижу никаких проблем с этим решением. В какой-то мере это даже выгодно – не придётся тратиться на порты... Но ты точно выполнишь все наши требования?
– Доверяйте мне. Когда я кого-то обманывал?
– ...

Да уж, подрос наш Хидео за прошедшие со старта ретроспективы недели. Уверенный стал, смелый... Попал в окружение – и даже тогда нашёл способ вынырнуть из него победителем. И лишний проект получил к своему имени, не прилагая усилий, и дружбу со своей любимой Sony укрепил лишний раз, и весь мир в очередной раз наколол... Хотя последнее – тема для отдельного разговора, имя которому


Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Игра, которой Хидео явно доказал: не пытайтесь указывать Кодзиме, ведь даже если он во всём вас послушается, итог не будет иметь ничего общего с вашими желаниями.

Если при создании MGS2 Кодзима искренне отрывался, то MGS3 больше смахивает на очень добрую, вежливую и приятную как для раздающего, так и для получающих, но всё-таки месть. О, Хидео честно прослушал все «пожелания», какими затопили его фанаты, от «К чёрту пидорайдена, верните Снейка» до «Ну и как ты собираешься объяснять весь этот бред с 200 лет как мёртвыми Патриотами?», со спокойствием, достойным самой королевской из королевских кобр. И в итоге выдал на-гора игру, которая, с одной стороны, все их учла, а с другой – не имела ничего общего с тем, что желали увидеть люди от MGS3.

Райден исчез, да – он ещё и не родился. Снейк вернулся, но не привычный всем Солид, а его оригинал-прародитель, Биг Босс. История из сложного философского абсурда о природе лжи превратилась в сказку о любви, преданности и Оцелоте. Даже геймплей изменился пусть не до неузнаваемости, но достаточно, чтобы игре было впору приписывать другой жанр: если предыдущие части были, как я уже неоднократно пытался всем вдолбить, стелс-головоломками, то MGS3 стал первым представителем серии, достойным звания стелс-экшена. И да, я отдаю себе отчёт в том, что всю кардинальность изменений могли оценить лишь люди, игравшие в стелс-серию как в стелс, не пытаясь изображать Рэмбо, – но способность некоторых людей использовать предметы строго не по назначению, а потом ещё и критиковать их за плохо выполненную работу является темой для отдельного разговора. Желательно в психиатрической клинике. Сброшенной с авианосца в жерло вулкана. На другой планете. Иного измерения.

Помните, как в прошлые части бывало сподручнее играть, глядя не на основной экран, а на радар, столь удобно показывавший конусы зрения противников? Ну так радар по большей части ушёл в прошлое (или в будущее, если следовать внутренней логике мира серии, призванной объяснять изменения геймплея). Туда же ушли и сами конусы – на сей раз без объяснений: враги просто научились видеть, как нормальные люди, на любом расстоянии и боковым зрением. Более того, им ещё и уши прочистили, так что теперь подкрасться к противнику со спины и потом минуту дышать ему в затылок никак не выйдет – обернётся, испугается и даст по морде, если ты не среагируешь первым. Но самое страшное – исчезли стены, уступив место отдельным деревьям, скалам и куче открытых пространств, прятаться в которых можно лишь сливаясь с местностью за счёт камуфляжа.

Камуфляж. Камуфляж – первое, что всплывает в голове при мысли о MGS3. Второе – бесконечная, безостановочная возня в меню. Кодзима решил сделать реалистичную игру, видите ли. Он дал врагам зрение и заставил Снейка прятаться от них, постоянно меняя камуфляжи, чтобы сливаться то с травой, то с камнями, то с голубым камрадом Райденовичем Райкиным, подозрительно похожим на одного, кхм, «педика», ненавистного всем и вся. Он научил пули застревать в костях, ножи – оставлять порезы, а взрывы – прожигать до хрустящей корочки и выдал Снейку десяток инструментов для устранения этих отказывающихся регенерировать своими силами повреждений.

А в один прекрасный момент, когда Маэстро Хидео забыли вовремя принести его бутерброд, творец решил приделать несчастному герою MGS3 даже чувство голода, избавиться от которого позволяла бы охота на многочисленных представителей флорирующей фауны, населявшей джунгли леса России, куда его занесло. Последнее Кодзима, кстати, ещё и превратил в очередную попытку завоевать для серии любовь японской аудитории – на сей раз сыграв на их маниакальной любви охотиться за живность с целью «собрать их всех». Оно не сработало, конечно, но наверняка порядком облегчило задачу придумывания ачивментов для MGS Collection.

Проблема в том, что реализовать питание, лечение и смену камуфляжа Хидео смог лишь самым банальным из способов – через бесконечные пункты меню. Если бы мне позволяли придумывать подзаголовки к играм (а кто мне запретит, в самом-то деле?), то MGS 3 явно заслужил бы гордое звание «Властелин подменюшек». Шутка, однако, не в этом, а в том, что сделала с хвалёной реалистичностью возможность выполнять на паузе любые действия мгновенно и независимо от ситуации. Скажем, если бы мои приключения в мире MGS3 были романом, то там обязательно нашлось бы место для следующего отрывка:


Снейк с трудом поднялся на ноги и прыгнул в воду. Взрыв гранаты, брошенной Болью, как следует прошёлся ему по ногам, а странные осы-пули накрепко застряли в руке и ухе. Снейк поднял глаза наверх. Там, над водной гладью, Боль смотрел прямо на него и держал в руках калаш, ухмыляясь. На такой глубине пули его достанут без проблем, а воздуха оставалось слишком мало, чтобы пытаться спрятаться. Думать надо было быстро. Снейк вздохнул, достал нож и принялся выковыривать ос. Потом продезинфицировал раны, наложил бинты и смазал ноги мазью от ожогов. Что-то ещё? А, точно: укол в жопу заставил героя вспомнить, что он до сих пор не удосужился избавиться от клеща, подхваченного на болоте во время поисков искусственной крокодильей головы, забытой кем-то на практически недоступном уступе. Что ж, лучше сейчас, чем никогда, подумал Снейк, достал верную сигару и спалил кровососа. После чего с чувством выполненного долга вытащил заднюю половину горного барана, припасённую как раз для таких вот особых случаев, и с наслаждением принялся за еду. Мммм, да. Правду говорили про его вкус, с наслаждением подумал Снейк – жаль, пожарить не на чем было, конечно, но и сырое мясцо бывает полезно. С этими мыслями будущий Биг Босс закусил остатки голода завалявшейся в рукаве королевской коброй и заглотил парочку светящихся грибов, столь полезных для перезарядки батареек в его очках ночного видения…

Утолив голод, Снейк вновь обратил взор наверх. Боль всё ещё смотрел на него, всё так же держа в руках автомат… только вот улыбки на его лице уже давно не было. Снейк усмехнулся и пошёл на всплытие: всё-таки воздуха в его лёгких оставалось лишь на пару секунд.



Кстати, когда я буду представлять лидерам ООН свой проект по ссылке на Луну всех людей, больных психическим расстройством «Считатикус что мгсикус двасикус безумнее трисикуса», – этот отрывок явно станет контрольным доказательством, после которого все власть имущие панически закатят глаза и лично побегут строить ракеты. Я вам это гарантирую.

Впрочем, кто я такой, чтобы судить игру за её абсурдность? Ну бред и бред – когда мы прыгали итальянским водопроводчиком по гигантским грибам, запуская файерболлы в гусениц да черепах, о правдоподобности никто особо не задумывался. Вот то, что менюшность игры отвешивает развесёлого такого пинка по яйцам ритму игры, мешая как следует танцевать вальс с основным геймплеем, – это другой вопрос, но я не проктолог, так что затрагивать его не буду. В целом игра играется хорошо, геймплей в разы свежее, чем это принято у сиквелов, а люди радуются и восторгаются – хотя они и не такому радоваться готовы, так что это не аргумент. Но вот вам плавный и красивый переход к другой злобно-ехидной повестке дня: мощно перелопатив геймплей, Маэстро Кодзима расслабился и решил, что придумывать новых боссов нет ни малейшего смысла, – старые схватки, воссозданные на новом игровом поле, и так должны были заиграть достаточным количеством свежих красок.

И да, в чём-то он прав, но надо ведь и меру знать. А то при игре в MGS3 чувство дежавю ебошит по мозгам со скоростью топовых моделей отбойных молотков: Оцелотик – Ольга из MGS2, Ярость и Конец – Ворон и Волчица из MGS1, Страх – Хищник из MG2, ну и так далее. Единственным реально оригинальным противником за всю игру оказывается Пичалька – но даже он, пусть и лишь на эмоционально-атмосферном уровне, остаётся местным Психо Мантисом. Это всё, если кто ещё не понял, не очень хорошо, особенно для игры, основной сюжет в каждой серии которой неизменно сводится к «Спаси учёного, убей толпу злодеев и взорви Метал Гир («Что, Метал Гир?!»)». Это всё-таки тот случай, когда на счету каждая отличительная чёрточка.

Признаю, впрочем: переработка геймплея позволила Кодзиме серьёзно трансформировать давно знакомые поединки. Самым очевидным изменением, само собой, является удаление возможности отодрать снайпера в жопу ракетами – но оно и понятно: у Снейка всё-таки есть стандарты, и старичок Конец для подобных игрищ не вышел ни возрастом, ни формами, ни набором хромосом. Зато его можно убить ещё до, собственно, предполагаемой схватки – вот это прикол так прикол. И подобных приятных мелочей хватает у каждого босса… но всё равно, отбойный молоток фирмы «Дежавю» вам из головы не извлекут никакие хирурги, предупреждаю сразу. Ну, если, конечно, MGS3 не стала для вас первой игрой в серии.

И вот это, кстати, важный момент: MGS3 – одна из всего лишь трёх частей игры, с которых можно начинать знакомство с серией, не боясь свернуть себе мозг на закрученных похлеще эшеровских лабиринтов тропках местной истории (другими двумя играми являются, само собой, MG1 и, с небольшой натяжкой, MGS1). Кодзима каждый раз обещает, что игра рассчитана на новых пользователей в той же степени, что и на старых, и каждый раз оказывается, что он нагло брешет, пряча за милой улыбкой до ушей дула пистолетов, направленных ему в висок наёмниками из пиар-отдела. В этот же раз мы столкнулись с игрой, стоящей у истоков всех интриг и проблем серии. И играя в неё, ты получаешь возможность узнать историю в хронологическом порядке. И да, некоторые «подарки» фанатам пройдут мимо, само собой. Но тут они – лишь приятные мелочи, в то время как в других частях на этих презентах построен весь костяк повествования и ими же выложен единственный мост через пропасть безумия. Разница, что называется, принципиальная.

Что ещё хорошего я могу сказать о сюжете MGS3, пока пилюли счастья не закончили своё пагубное влияние на мой сладостно ядовитый мозг? Ну, главная часть рассказанной в «Змеееде» истории на диво хороша и самодостаточна. Проста, конечно, как три копейки, – но для величайших повестей в мире простота никогда не была помехой. Наставница предаёт свою страну, а её любимый ученик оказывается вынужден заткнуть поглубже собственные чувства и остановить самого дорогого человека. И да, потом выясняется, что на самом деле она была вернее всех верных, и это взламывает несчастному Змейку мозг, начиная его трансформацию в Биг Босса, – но это не так важно. Важны именно отношения парочки. Отношения, которые Кодзима, к вящему удивлению знатоков его безудержной пошлости, фактически избавил от сексуального подтекста. Снейк и Босс – это сын и мать, а не ёбарь и его матёрая учительница-соблазнительница. Нечасто в играх встречаются истории подобных отношений. И ещё реже они бывают поданы достойно. Собственно, а есть ли на свете другой такой пример?..

А вот когда начинаешь смотреть на историю как на часть общей саги… Вообще, даже тогда большая часть продолжает работать, как часы в квартире Дока Брауна. Начало трансформации харизматичного героя в как бы злодея Биг Босса показано замечательно. Становление Оцелота отдаёт педерастией похлеще Райдена (ах, как он някает!), но в остальном опять же работает на отлично – особенно удались его отношения противника/ученика, сложившиеся с Голым Змейком.

Зато когда доходит до раскрытия личностей Патриотов!.. Даже тогда идея, которую пытается донести игра, вызывает восхищение в умах любого здравомыслящего человека. Прикольно, знаете ли, видеть, что даже величайшие, таинственнейшие, важнейшие личности в истории человечества когда-то могли быть обычными людьми, фанатевшими от фильмов о Джеймсе Бонде, почём зря флиртовавшими друг с другом и вообще ведшими себя, как самые простые (а то и вовсе примитивные) смертные. Это очень умная идея, которую опять же редко доводится встретить в блокбастерах любого формата. И которая ещё и исполнена на отлично… если не считать одного маленького, однако очень важного «но».

Увы, проклятая радиочастота 140.85 никогда не подходила для нормального раскрытия отвечавшего за неё персонажа, заставляя его проводить всю игру в геройском костюме с символом «Капитан Очевидность» на груди и беспрестанно плеваться фразами уровня: «Снейк, ты стоишь в коридоре без окон и дверей, единственный выход – на дальнем конце. Твоя задача – двигаться прямо, чтобы пройти к выходу, который расположен в дальнем конце коридора. Не пытайся идти направо или налево – столкновения со стенами не входят в состав миссии!».

И ладно ещё полковник Кэмбелл – он был с серией достаточно долго, чтобы выбить себе маломальский характер (хотя даже при этом остался одним из наименее интересных персонажей). Майор Зеро же воспринимается не как личность, а как жалкий, практически нежизнеспособный клон последнего. Сравнивать их – как сравнивать Собор Парижской Богоматери с лежащим неподалёку кирпичом. И кто же основатель Патриотов и, по сути, самый близкий к статусу «главного злодея» серии человек? Этот самый кирпич. Как так? Они бы ещё комедийного персонажа – вечно страдающего от диареи солдатика – в сюжетно важные личности вывели… Кхм, м-да.

А, чуть не забыл! Последнее, что вам надо знать о сюжете игры: в ходе неё даётся ряд очень ярких намёков на то, что Оцелот – сын Босс и Пичальки, получивший от отца пси-способности, что, в свою очередь, объяснило бы то, как призрак Жидкого Змейка завладел его разумом через пересаженную руку. На удивление логичное объяснение, которое не может испортить ничто на свете. Вообще ничто. И да, игравшие в MGS4 – помалкивайте, ок? Не портите людям неведение и не мешайте мне злобно хихикать.

И вот мы подошли к моменту, когда начинаются обещанные в предисловии к статье сложности. Будь проклято моё чувство долга! Реши я написать этот текст, основываясь лишь на многолетних воспоминаниях Льва Гринберга, не перепроходя MGS3 лично, – тут бы всё и закончилось. Пара абзацев о Subsistance, немного воды для красивого окончания – и вуаля, рассказ можно было бы завершить, в кой-то веки уложив разбор основной части серии в одну статью. Увы, меня угораздило пройти MGS3 лично. И наткнуться на ряд неприятных вещей, которые мозг Льва предпочёл забыть. Но поговорить о них тут мы, увы, не успеем.

А потому – до следующей недели.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии