Новые сериалы 27 марта — 2 апреля Новости игр — лучшее за неделю «Нет игры, нет жизни: Ноль» — трейлер и сэйю Ноль кадров в секунду. Выпуск 153: Человечество is Doomed Syfy одобрил третий сезон «Пространства»
35
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ретроспектива серии Metal Gear, часть 8

Прошлые части ретроспективы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Обойдёмся сегодня без вступлений, ладно? Не люблю незаконченные дела.


Почему MGS3 – худшая часть серии? Потому что сценарная часть в ней отвратительна, как прыщ на горбе ожившей блевотины. Плоха не история, нет. Не череда событий. Не персонажи. Плох именно сценарий, полный бездарно затянутых сцен и расставляющий повествовательные приоритеты хуже, чем новостник, описывающий охотящуюся за бабочкой кошечку, когда рядом высаживаются инопланетянки с планеты сексуальных рабынь.

Все мы помним историю Босс. Умную, красивую, трагичную… И практически целиком рассказанную нам в последний час игры. Маэстро Кодзима, достойный ученик Штирлица, накрепко выучил, что «запоминается последнее слово». Именно из-за этого все помнят MGS3 как источник одной из лучших историй в видеоиграх. И успешно стирают из памяти тот печальный факт, что 90% времени Snake Eater занят отнюдь не раскрытием линии Босс и Снейка, предпочитая тратить утекающие жизни своих пользователей на дико банальный рассказ об очередном психопате, своровавшем очередной Метал Гир, и заставивший очередных учёных, мечтавших лишь двигать цивилизацию вперёд, в очередной раз тратить свои таланты на оружие массового поражения. Действительно, ну что может быть прекраснее? Разве что практически всё на свете…

Компанию унылым Волгину, Гранину и Соколову составляют: неплохая, но предельно банальная «роковая женщина» Ева, которой в игре куда больше, чем она заслуживает, – что идёт во вред и истории, и персонажу. Смешной, но слишком уж придурковато-пафосный Оцелот, которым опять же перекармливают до несварения. Кобры, за вычетом одного трупа не играющие в истории игры никакой роли и обделённые полноценными личностями. И радиодрузья, которые… хотя нет, сперва ещё пару слов про Кобр.

Оглянемся на MGS2. Игру, где вообще не было лишних боссов. Каждый персонаж был критично важен для истории, наделён своим характером и мотивами и нужен был в первую очередь именно для этого, а не для чисто геймплейного досаждения игроку. И это было круто, пусть даже и доходило до абсурда – поименованных врагов в «Сынах Свободы» и так-то было не много, а в итоге, ради пущей сюжетной крутости, нас лишили возможности полноценно сразиться с одной из них – Фортуной.

То есть да, MGS2 – эталон правильного подхода к созданию сюжетно-ориентированных игр. А MGS3 – полная ему противоположность, тут половина боссов существует исключительно ради того, чтобы быть боссами, – сюжету они настолько безразличны, что парней не удостоили даже полноценных имён или диалогов. Однако ж это какая-то неправильная противоположность (и она явно даёт неправильный мёд). Потому что работает. Вот середина между этими полюсами, когда боссы бессмысленны, но им всё равно пытаются уделять внимание и раскрывать характеры, – это столь же зубодробительно вредно для здоровья, сколь и смешивание мороженого с горячим чаем. А полюса, как выясняется, практически одинаково полезны. Молодец, Кодзима, тут ты выкрутился.

Но вот с радиодрузьями ты так просто не отделаешься. И да, я помню, что ещё неделю назад их как бы типа вроде хвалил – одно другому не мешает. Да, идея «показать Патриотов обычными людьми» хороша и неплохо реализована. Но и всё. В MGS2 по ходу радиопереговоров двигался сюжет, раскрывались личности персонажей и их прошлое… Они, равно как и боссы, были неотъемлемой частью сценария игры. MGS3 же в этом плане откатился до примитива уровня MGS1, когда от радио было бессмысленно ждать чего-то, кроме советов по геймплею или «интересных» фактов из реального мира. В «Змеееде» тебе с радостью расскажут про всевозможную флору и фауну разной степени вымышленности, перескажут синопсисы кучи фильмов из середины прошлого века и прожужжат уши подробностями о стволах и гаджетах… И, фактически, всё. MGS2 позволял всем желающим поближе узнать своих персонажей. MGS3 – засирает головы кучей бессмысленной информации.

Будь я менее справедлив и безупречен – остановился бы на этом. Однако я, будучи замечательным собой, отдам Маэстро ещё немного должного и упомяну, что помимо историй Босс и Метал Гира в игре затрагивается и другая серьёзная тема – тема непостоянства политики и того, как от этого страдают простые солдаты. Того, что вчерашние союзники могут стать сегодняшними врагами, причём не потому что люди изменились, а из-за того что политики что-то между собой не поделили. И приходится лучшим друзьям убивать друг друга, просто потому что им не свезло родиться в разных странах…

Хорошая тема, да. Простенькая, конечно, и в отличие от темы второй части очень слабо пересекающаяся с реальными жизнями геймеров… Но кому, в самом-то деле, надо обсуждать с игрой что-либо, касающееся его непосредственно? Куда приятнее погоревать над трагедиями, которые не имеют ничего общего с твоей жизнью.

И всё бы замечательно, да только вот сценарий MGS3, напоминаю, написан отвратительно. И раскрытие этой темы – не исключение. Её вдалбливают зрителям безвкусно, прямолинейно и до боли занудно. На протяжении всей игры, напрочь забыв о такой важной вещи, как чувство меры.

Кодзима, что уж греха таить, вообще склонен говорить десять слов, когда можно обойтись четырьмя. Но ни одну его игру это словоблудие не тянет на дно так сильно, как «Змеееда». И никогда оно не становится так очевидно, как при разговоре о теме «Солдат, страдающих от решений политиков». А всё потому что в игре есть поистине восхитительная сцена, целиком и полностью данную мысль раскрывающая: эпизод, когда посаженный в темницу Снейк дружески болтает со своим русским надсмотрщиком, а тот рассказывает ему о своей семье в Америке. Всё, блин. Пять минут, западающие в память не хуже истории Босс. Выверенные до мелочей. Гениальные.

Всё, что требовалось от Кодзимы – остановиться и замолчать. Не поднимать больше эту тему, предоставив ей возможность самостоятельно осесть и прорасти в головах геймеров. Но нет, он сделал её одной из самых часто поднимаемых мыслей в игре. Есть ли на свете лучший способ профукать собственную идею? «Нет, нету», – искренне подумал бы я, кабы получил предложение придумать что-нибудь. Но Кодзима ведь гений, чьей фантазии может позавидовать даже абсолютное существо вроде меня. И он придумал: он сделал ту охуенную сцену одним из самых хорошо запрятанных секретов игры, мимо которого практически наверняка прошли все из вас, кто играли в MGS3 без солюшена.

Вот так вот. Если всё это не мешает вам любить MGS3 и считать его лучшей частью серии – я не стану вас переубеждать. Все люди имеют право на собственное мнение и свои вкусы. Просто я ещё и прав, а все несогласные – нет.

…Эх, какая красивая мысль. Вот бы закончить на ней наш сегодняшний разговор, но так ведь нет! Пускай MGS3, в отличие от предшественника, оказался игрой вполне приличных размеров, привыкшие к переизданиям фанаты всё равно возвопили, что хотят большего. И Кодзима с командой послушались, выпустив

Metal Gear Solid 3: Subsistance

К сожалению, центральное блюдо прошлых переизданий – VR-миссии – кануло в небытие из-за времени действия: ну не водилось виртуальных реальностей в конце шестидесятых, даже в заполненных джунглями уголках Советского Союза. И пришлось тогда Маэстро извращаться: придумывать мини-игру Snake VS Monkeys, где будущему Биг Боссу предлагалось устроить охоту за мультяшными макаками из франчайза Sony Ape Escape. Наделать кучу юмористичекских роликов на движке, завалившихся на второй DVD издания и объединённых подзаголовком Secret Theatre. Сотворить немыслимое: присобачить франчайзу четвёртую (а также вторую и третью разом) жопу в лице мультиплеерного режима. В общем, рядом с предыдущим переизданием это смотрелось бедным родственником, по пути на свадьбу порвавшим смокинг в пьяной драке. Не очень хорошо, то есть. А главное – нам на все эти бонусы теперь наплевать, ибо их вырезали из MGS HD Collection (явно из-за Xbox360!).

К счастью, там нашлось место ещё трём крупным дополнениям, оправдывающим-таки существование Subsistance-версии MGS3. Первый и второй – это, соответственно, Metal Gear и Metal Gear 2 в своей первозданной восьмибитной «красоте» (а мы напоминаем: это было первое официальное появление MG2 за пределами Японии и их иероглифнутого языка). А третий – это возможность заменить традиционный для серии вид сверху на привычную нормальным людям, не первый день знакомым с трёхмерными играми, управляемую правым стиком заспинную камеру. И плевать, что там вякают сторонники чистого и непорочного, истинного металгирного гейминга (т.е. фанбои с не до конца прямой кровлей на крышах, если кто не понял моё мягкое определение). Это мелкое изменение в разы подняло играбельность проекта, завязанного на прятках по открытым пространствам, где зоркий взгляд важнее всего на свете. И да, эти три бонуса MGS Collection трепетно сохранил, как вы угадали? Всё-таки в Konami не идиоты сидят.

И вот теперь основная тема нашего сегодняшнего разговора официально завершена. Коротковато вышло, не находите? Ну, до конца понедельника ещё осталось немного времени, так что я, так и быть, использую оставшееся время с пользой. Поговорим о нескольких мелких ответвлениях франчайза, не заслуживающих полноценных исторических хроник, вымышленных диалогов и прочей традиционной бутафории, однако всё-таки достойных какого-никакого упоминания.

Bande Dessinée

Значит, так. Создавать комиксы, книги и игрушки на основе игр – нормальное явление, которым нынче не удивишь никого, кроме инопл… да не, вообще никого не удивишь. Рассказывать о подобном – напрасная трата времени и сил. Однако нарисованные Эшли Вудом комиксы по MGS1 и MGS2 упомянуть строго необходимо, и вот почему: во-первых, его работа настолько понравилась Кодзиме, что его пригласили создать заставки к портативным итерациям франчайза – Portable OPS и Peace Walker. Во-вторых, и это уже интереснее: оба комикса были превращены в «анимированные комиксы». Первый даже был издан на PSP, словно полноценная игра – Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel. Но то издание нас опять же слабо заботит, ибо без озвучки теряется добрая половина смысла существования анимированных комиксов.

Нет, нас интересует DVD (вернее, его валяющиеся в сети рипы), вышедший в Японии в 2008 году: Metal Gear Solid 2: Bande Dessinée. Потому что он содержал анимированные и озвученные версии обоих комиксов. Озвученные, правда, японцами на их родном тарабарщинском языке – но в данном случае это скорее плюс, чем минус. Сам комикс-то остался на английском, так что понять смысл происходящего не проблема – достаточно разуть глаза и читать написанное в текстовых кружках. А благодаря японской озвучке, у игроков, не раз и не два прошедших сами игры, появилась возможность попробовать старую историю под новым соусом. Арт Эшли Вуда, собственно, работает на достижение этой же цели: если в комиксе по первой части художнику приходилось не столько рисовать что-то своё, сколько стилизовать под комиксы имеющуюся графику, то при работе над сиквелом ему дали полную свободу, и в результате тот стал выглядеть… необычно.


Metal Gear Solid Mobile


Спин-офф, созданный в 2008 году силами Ideaworks game studio для мертворожденной платформы N-Gage. Ходят слухи, что по меркам телефонов того времени игрушка была очень достойная, пусть и короткая. Что ещё приятнее – хоть показанные там события и не учитываются официальной хронологией серии, они вроде как никоим образом ей не противоречат, а потому каждый желающий волен считать её «каноничной».

К сожалению, я ни разу не видел вживую ни настоящий N-Gage, ни его добротно работающий эмулятор, а потому могу лишь пересказывать вам то, что прочёл в сети. Оно вам надо? Ну да, в игре есть возможность превращать сделанные телефоном фотки в камуфляж для Снейка. Ну да, сюжет крутится вокруг заигрываний с виртуальной реальностью, чем навевает приятные воспоминания об MGS2. Всё это, конечно, здорово и прекрасно, но если вы, подобно зрителям «Звёздного десанта», по-прежнему «хотите узнать больше», то в этот раз вам придётся справляться самим.


Metal Gear Solid HD Collection


Если бы этот диск рецензировался на КГ, то он обязательно получил бы золотую медаль, уже просто потому что там есть MGS2, который настолько обожаем неким Львом, что даже не имеющий к нему ни малейшего отношения Я заразился и начал вспоминать о бенефисе бесхребетного блондинчика каждые пять минут. Хотя нет, даже не из-за этого. И даже не из-за того, что все три игры весьма неплохо смотрятся в HD (Peace Walker немного примитивен, а кожа людей в «Сынах Свободы» порядком смахивает на пластмассу – но это мелочи). Нет, самое важное то, что если убить Оцелота в MGS3, то за это дадут трофей «Проблема решена, серия окончена», и это, что уж греха таить, гениально.

Тем не менее, глупостей в издании хватает. Никто даже не помыслил о том, чтобы добавить возможность использовать во всех трёх играх схожие схемы управления, из-за чего игрокам каждый раз приходится заново учиться выполнять привычные действия. Не додумались даже перенести из MGS3 в MGS2 отремонтированную реакцию героя на нажатие кнопок, а ведь в «Змеееде» взвести автомат, не выстрелив, стало намного легче, просто потому что игра стала по-другому считать разницу между частично нажатой и полностью нажатой кнопкой. Большую часть бонусов из дополненного издания MGS3, как я уже упомянул, выбросили на помойку. Но что хуже всего – так это игнорирование Portable OPS.

Мы ещё доберёмся до полноценного разговора об этой игре, но дело-то вот какое. По сути, основную линейку франчайза сейчас можно разбить на три части:

1) 8-битная дилогия: Metal Gear, Metal Gear 2
2) Трилогия Снейка: MGS, MGS2, MGS4
3) Трилогия Биг Босса: MGS3, Portable OPS, Peace Walker

И данная коллекция умудрилась объединить в одной коробке вторую часть одной трилогии с первой и третьей частями другой. Браво, что уж. Пропускать середину истории – это, наверное, такой новомодный сценарный приём, да? Становящийся особенно гениальным, когда пропущенная вторая часть не только важна для правильного восприятия общей картины, но ещё и значительно уступает соседям по трилогии в известности и распространённости.

Oh, well. Что есть, то есть. Логика логикой, а три крутых игры за $40 не перестанут быть отличным предложением – как ты нос не вороти. А потому перейдём к последней заслуживающей упоминания «мелочи» во франчайзе:

Metal Gear Solid Touch

Сюжетно данный проект для iPhone и iPad пересказывает события MGS4, так что я, с одной стороны, не могу о нём говорить (ибо ещё рано), а с другой – оно и нафиг не надо. Сценарий в MGST подаётся унылыми текстовыми блоками между миссиями, читать которые станет лишь полный извращенец: спойлеров нахвататься можно без проблем, а вот получить при этом хоть чуточку удовольствия – разве что если в тот же момент заниматься сексом.

Геймплейно же это… тир. Отличный, надо сказать, тир – с оригинально реализованным, но по-своему гениальным управлением, грамотным балансом сложности и миссиями ровно такой длины, какая требуется для портативных устройств туалетного типа. То есть игра-то отличная, пусть даже предельно короткая и совершенно не стоившая $10, которые за неё требовали изначально. Но… тир? По MGS? Серьёзно? Стелс-франчайз, столько времени потративший на вдалбливание поклонникам чисто библейской мысли «Не убий», превратили в тир, где цель каждой миссии – застрелить определённое число противников.

Воистину, неисповедимы пути Маэстро.

И вот теперь – точно всё. Благодаря нашему сегодняшнему марафону, без вскрытия остались лишь пять игр – AC!D, AC!D2, Portable OPS, MGS4 и Peace Walker. Даже интересно, на сколько недель мне удастся растянуть это славное дело…

К слову о растягивании: у меня для вас одно не слишком приятное известие. Подготовленные заранее материалы успешно подошли к концу, а значит, я больше не могу обещать, что «Ретроспективы» и далее будут выходить каждую неделю. Возможно. Равно как возможно и то, что оставшиеся части будут выходить раз в две недели. Или что рубрика уйдёт в отпуск и вернётся, когда я напишу все оставшиеся статьи. Последний вариант, причём, мне импонирует особенно сильно, т.к. я слишком давно проходил Portable OPS, чтобы написать о нём адекватно, но перепроходить его я возьмусь только тогда, когда до меня доедет моя PS Vita.

Посмотрим, в общем.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии