КГ играет: Max Payne 2 ЕВА: Еженедельные вопли об аниме. Спецвыпуск 9: Чем подсаживать на аниме «Нет игры, нет жизни: Ноль» — трейлер и сэйю Рецензия и отзывы на игру The Legend of Zelda: Breath of the Wild Канал FX продлил сериал «Легион» на второй сезон
13
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ложка дёгтя: PS Vita

Guess who’s back… Back again… (c)


Ну что, не ждали? Думали, Е3 будет единственным развлечением на ближайшие дни? Ан нет - должен же кто-то делать в эти дни сюрпризы, раз уж издательства все свои новости сливают досрочно...

Однако ж больше года прошло с того печального момента, когда я поставил «Ложку дёгтя» на «паузу», так что придётся, наверное, заново объяснить всем её суть.

«Ложка дёгтя» – серия критических статей, посвящённых недостаткам хороших игр. То есть надо понимать: хотя 90% этих безумно длинных статей я трачу на то, чтобы докапываться до различных проблем тех или иных проектов, это не значит, что мне они не нравятся. Чаще всего – нравятся, и очень, хоть бывают и случаи, когда в рубрику попадают произведения, которые я считаю мусором, но подавляющее большинство геймеров/рецензентов обожают. Но в любом случае, попадание в «Ложку дёгтя» – это уже само по себе комплимент. А всё то, что написано в статье – лишь отдельные проблемы, не дающие описываемым играм добраться до статуса идеала.

Подробнее о целях рубрики вы можете почитать во вступлении, а я пока расскажу об одном структурном изменении, которое нас ждёт. Как известно многим, регулярность – одно из немаловажных условий успеха для подобных статей. Поэтому я твёрдо намерен придерживаться правила выпускать статьи еженедельно, в один и тот же день. Но так как стабильно готовить по статье в неделю у меня не выходит, отныне «Ложки» будут выходить сезонами по 6 выпусков минимум. Накопил 6 выпусков – запускаю сезон. Выпуски кончились – ухожу на паузу до готовности следующего сезона (быть может подкидывая раз в месяц «спецвыпуски», если процесс подготовки нового сезона будет затягиваться). Насколько успешной будет эта затея, покажет лишь время, но подготовка к запуску первого сезона уже близится к своему завершению… Да что там, он уже был бы готов, не помешай написанию преждевременный шквал новостей, не утерпевших до E3. В общем, сезон стартует в ближайшие недели. Пока же – встречайте первый спецвыпуск. Необычный.


PS Vita. Не игра, но игровая система. Штука замечательная, и отлично справляющаяся со своей основной задачей – запускать крутые игры. Консоль, которой подфартило заполучить едва ли не самый лучший стартовый набор игр в истории. Одна из лучших железяк, что существуют на рынке. Она великолепна и идеальна во всём…

…Кроме целого моря мелких и не очень косяков, недоработок, тупостей политики, и тому подобного бреда, раздражающего не меньше, чем жирные пятна на восхитительном OLED-экране.

Именно на этот бред я и буду жаловаться под катом. Желающим – добро пожаловать.


Но для начала – о небольшой странности: я не могу сказать ничего плохого об эргономике системы. Её кнопки ещё мельче, чем у DS и 3DS, так что я искренне боялся, что они будут дико неудобны, но либо дело в том, что сделав их ещё меньше авторы смогли удобно положить все кнопки под большой палец, либо в том, что я ещё не проверял систему на чём-нибудь хардкорном типа «Мегаманов» и «Кастельваний»… В общем, я искренне не знаю, в чём дело, но пока и кнопки, и стики и тачи меня полностью устраивают. Разве что Start и Select дьявольски неудобные, и если для игр под Виту это значения не имеет, то проекты с PSP эти кнопки использовали куда активнее, и потому иногда они всё-таки превращаются в изрядную помеху.

Теперь, когда этот момент успешно отброшен в сторону, поговорим о графике выхода проектов на систему. И да, если что: я никоим образом не шучу, говоря об отличном наборе игр во время ланча: даже уполовинь Sony их число – всё равно линейка осталось бы одной из сильнейших, что мы видели за много лет. Но зачем же было настолько жестоко просирать весну? Кто подумал, что два-три мёртвых месяца сразу после старта системы пойдут на пользу её имиджу?

Вопрос почти риторический, конечно – ну не было игр готовых, вот и не выходили. Но даже если забыть о напрашивающемся предложении «Ну не выпускали бы все ланч тайтлы разом, лучше бы тот же ModNation сперва до ума довели», остаются два конкретных провала: Gravity Rush и Silent Hill: Book of Memories.

В проколе с Silent Hill: Book of Memories, конечно, изначально виновата не Sony, а подставившая её Konami – сначала выделили под себя дату, а потом за два дня до предполагаемого релиза объявили о переносе – великолепный ход, нечего сказать (а потом перенесли игру повторно, чтобы уж точно довести наблюдателей до истерики). Но Sony всё равно виноваты. Они явно знали о переносе раньше нашего, и должны были среагировать. Тем более что решение, которое было бы выгодно всем трём сторонам, лежит на поверхности: в качестве извинений за задержку Book of Memories устроить распродажу PSP-игр серии Silent Hill: Origins, Experience, Shattered Memories… Ну и первой части с PS1 заодно. Вот и всё. Фанаты получили бы свою порцию портативного Silent Hill по дешёвке, а Sony и Konami сохранили бы лицо и заработали немного денег. Все довольны, все расходятся.

Собственно, если уж на то пошло, то подобным способом надо было решать всю нехватку релизов для Виты эти три месяца – тупо добавлять в базу больше PSP-игр и делать на них приятные скидки. Благо, хороших игр на PSP за время жизни накопилось изрядно (взять хотя бы этот список ролевушек), пропустило их на диво много народу, а играются и смотрятся они на Вите круче, чем в «родном доме». Увы, хоть Sony и хватило ума на пару таких обновлений (все уже купили шедевральную Corpse Party?), но сделать их еженедельными, чтобы постоянно поддерживать интерес вита-владельцев к PSN и, собственно, к Вите – этого не сообразили.

Вернёмся, однако, ко второй «потерянной» игре. Знаете, вот не верю я как-то, что на перевод Gravity Rush у Sony ушло три месяца – это же не jRPG, там не настолько много текста. Даже больше скажу – его там вообще немного, и даже тот, что есть – не переозвучивали. Так почему же игру, чей выхода планировался почти сразу после запуска системы, так лихо отложили? Единственный ответ, который приходит мне в голову, и который не сильно помогает мне, как геймеру, но звучит логичнее, чем «Они просто накурились»: Sony искренне устраивают продажи стартовой линейки, и они не хотели портить ситуацию лишней конкуренцией. Gravity Rush ведь не систем селлер – новые безвестные игры очень редко двигают продажи систем. Но среди людей, уже обзаведшихся Витой, купить этот расхваливаемый на каждом шагу шедевр могут очень многие. Значит и выпускать его разумнее тогда, когда систем будет продано больше, а стартовая линейка расходиться перестанет.

Ну и будем откровенны: совершенно очевиден план Sony использовать E3, как плацдарм для эпичной рекламной компании Gravity Rush. Показать предрелизный трейлер на конференции (за неделю до выхода), дать людям поиграть на стендах – и огромные продажи обеспечены. К слову, Sony не впервые использует E3 для пиара выходящих вот-вот проектов – в прошлый раз так подфартило inFAMOUS 2.

…Что, простите? С чего же я взял, что продажи игр на Вите кого-то радуют? Ну, помимо заявлений самой Sony, которым многие, думается, не поверят, есть ещё один «источник». Я уже привык заказывать многие игры в Англии через месяц-другой после их выхода, когда цены как следует обваливаются. Только вот до сих пор единственное, что я смог заказать с серьёзной скидкой – Little Deviants. А так… Интересные бандлы с Витой – это есть – ибо продажи Виты увеличивать надо. А вот дешёвых игр – нет, кроме разве что совсем уж очевидного мусора, в то время как на других системах даже хиты типа Mass Effect 3 начинают продавать с серьёзными скидками куда раньше, чем через два с лишним месяца. Причём заметьте, я не говорю, что продажи хороши при сравнении с другими системами – речь лишь о том, что выпущенные копии – продаются, а вложенные бюджеты – окупаются.

Но это так, левые размышления стороннего человека, немного ушедшего от привычной темы и ушедшего в разговор о вещах, которые не очень-то понимает. Впрочем, я знаю, как красиво вернуть нас на правильный путь: угадайте, почему я покупаю игры в английских магазинах, а не в русском PSN? Потому что в то время как чисто скачиваемые игры у нас стоят столько же, сколько и за границей, ценники на игры, вышедшие на картриджах, в PSN установлены совершенно конские. Причина проста – они основаны на ценниках коробочных копий (минус обязательные 10%), которые в свою очередь все матерят давно и за дело. Свинство, право слово. Открыли завод, убив оправдание «В больших ценах виновата таможня»? Цены не изменились. Запустили PSN, где нет вообще никаких оснований для продажи игр дороже, чем в Америке (кроме нежелания конкурировать со своими ужасными ценниками в магазинах)? Всё равно всё остаётся по-прежнему. Не знаю уж, кто за это заслуживает пинка, Sony или 1С, но их нежелание учиться на примере самого успешного сервиса в РФ – Steam, начинает порядком раздражать.

Тут у многих может возникнуть другой логичный вопрос: «А что же ты, Лев, не зарегистрировался в американском PSN»? И вот тут мы подходим к первой из двух реально серьёзных проблем Виты: ограничение в один аккаунт. О, конечно, ты можешь завести два аккаунта на двух флэшках, или периодически возиться с форматированием… Но это же бред. Ты не можешь купить игру в японском PSN, а потом переключиться на свой русский аккаунт – игра просто не запустится для «игрока, ей не владеющего». WTF? Что это за интересная стратегия такая, делать новую систему менее удобной, чем предыдущая? И да, когда Sony ограничили возможность делиться одной игрой с пятью людьми, сделав вместо этого ограничение на двух – это я понял, в этом был смысл. Но запрещать владение несколькими аккаунтами? Серьёзно? Звучит так, будто они говорят нам: «Изивините, ми не знать, щито такое эти ващи «Деньги», но позялуйста, прекратите нас ими закидывать – мы уже не знаим, куда девать эти глупие зелёные бумаськи».

Так или иначе, из-за этого скотства мне пришлось выбирать, на каком же аккаунте поселиться. И когда я увидел у нас офигенные скидки на PSP-тайтлы, равных которому в США замечено не было, то решил остаться с Витой на уже привычном мне по PS3 русском аккаунте. А картриджи, соответственно, решил заказывать там же, где заказываю диски – в Англии.


…Впрочем, это не единственная причина, убедившая меня сесть за картриджи. Также на решения повлияла вторая мега-проблема Виты, ещё более серьёзная и касающаяся уже реально всех её пользователей: сейвы всех скачанных игр на ней намертво привязаны к самим играм, и при удалении игры обязательно удаляются все её сохранения. Единственный способ стереть лишнюю гамезу с карточки, не потеряв свой прогресс – предварительно скопировать её на PS3 или PC. Скопировать всю игру, подчёркиваю, а не сейвы.

…У меня просто слов нет. Мат это, конечно, замечательно, но иногда и его не хватает. Как вы поймёте по ходу продолжения этого разговора, Виту вообще выпустили с откровенно недоработанной софтовой частью, но одно дело – мелкие недоработки разной степени раздражительности. И совсем другое – допускать настолько безумный прокол, ломающий об колено всю идею создания сетевой коллекции игр для PS Vita. Браво, блин!

…Но знаете, что тут самое смешное? Истерически, до утробного воя, разрывающего душу? Я скопировал пару игр себе на ПК. И решил поглядеть, как они выглядят. Так вот: каждая игра – набор папок: addcont, app, appmeta, license, savedata и sce_sys… Wait, WHAT?! Да, сейвы спокойно лежат себе в отдельной папочке. И следовательно на то, чтобы исправить самый жуткий фейл Виты требуется эдак минут на пять занять одного программиста – даже не обязательно хорошего. Меж тем, со времён выпуска системы прошло уже больше полугода. Это. Просто. Баснословный. Пиздец.

К счастью, серьёзные проблемы на этом заканчиваются. К несчастью, проблем поменьше тут – тьма тьмущая. Как я уже сказал, софт у Виты откровенно «не допилен», и даже если в Sony не решат попросту забить на серьёзную поддержку системы (а они могут – у них в крови заложена привычка забивать на поддержку чего-то охуенного), чинить её придётся долго.

Возьмём к примеру PSN. Магазин у Sony изначально был довольно ущербный. Не такой жуткий, как нынешняя итерация XBLA, конечно, но сравнивать-то и не с лузерами надо. Вот Steam – это да. И речь даже не о скидках – речь о том, что на странице игры в Стиме сразу видна вся необходимая информация о ней. Ролики, скрины, рассказывающее об основных особенностях краткое описание, подробный разбор истории, жанра и фич, список имеющихся дополнений и поддерживаемого функционала, советы твоих друзей, и так далее… Даже оценка метакритика – и та есть у многих тайтлов, причём даже у таких, где эта оценка ни капельки не вдохновляет. В PSN же есть лишь дерьмовое описание в духе «Помоги принцу спасти принцессу!», из которого зачастую даже жанр игры, и тот понять невозможно. То ли это платформер, то ли RPG, то ли головломка о принце, силой мыслей контролирующем выводок крыс-мутантов… А может гейский порно-квест, где «Спаси принцессу» – кодовое слово для «Маж Мув вазелином!»? Ху ноуз. Изредка на помощь приходят ролики и скрины, но даже эти обязательные мелочи есть далеко не у всего…

…Но даже если бы и были, нам сие не поможет: в PSN на Вите нет возможности посмотреть скины или ролики. После этого даже стыдно жаловаться на ранние глюки типа заноса в список бесплатных игр платного проекта, в список демок – игры без демоверсии, а в список новинок – всего, что вообще вышло… А вот к тому, что далеко не все PSP-тайтлы отображаются в магазине через Виту, и потому получить их могут лишь люди, обладающие не только ей, но и PS3 – к этому я всё-таки придерусь. Ибо это бред. Ладно бы они не работали, но ведь работают же! Эх, Sony, опять эта твоя паническая боязнь успеха и денег…

К слову, это мне напомнило: казалось бы, со сменой стрелочного управления на тач-клавиатуру ввод паролей для PSN должен был стать простым и удобным занятием… Как бы не так. Оно, конечно, намного удобнее, но какой-то гений решил, что цифры надо держать на отдельной от букв клаве. Угадайте, задирает ли необходимость за время ввода 12-и знаков раз восемь менять раскладку? Вопрос риторический, если что.


Общение с сетью вообще несёт с собой немало грустных минут. Skype не поддерживает общение текстом и кучу других функций. Фирменная текстовая болталка Sony словно издевается, тратя секунд по 10 на отправку сообщений, а наличие ответов проверяя и вовсе раз в 15 минут (!!!), даже не думая мгновенно получать ответы. Браузер тормозит, равно как тормозят и все остальные проги, связанные с сетью.

Но самое, самое достающее – после каждого «усыпления» и при каждой смене приложений Вита должна заново цепляться к Wi-Fi и сети. И да, я даже могу понять, зачем оно надо – подключение сильно жрёт батарейку, и создатели старались её экономить. Окей, логично. Только вот ни одной из систем, с которыми мне приходилось общаться, не хватало наглости останавливать всю работу до тех пор, пока вопрос с сетью не будет разрешён. Даже примитивные андроидофоны или любимцы критков – «Форточки», и те относились к пользователю с маломальским уважением и подключались к сети в фоновом режиме. Да что там, даже PS3, и та умела пользоваться этим мистическим навыком.

Что там у нас ещё… Софт по снятию скринов стабильно уродует их безумным пережатием. Интерфейс работает лишь от тача, игнорируя кнопки, и заставляя пачкать экран даже тех геймеров, что собирается поиграть, скажем, в игры с PSP, вообще тач не задействующие. Карточки, какими бы революционными они ни были в плане защиты от пиратства, совершенно не впечатляют скоростью работы – а уж скорость копирования с них информации откровенно ужасает.

А, ну или вот прикол: нет нормального мультитаскинга. Причём ладно, я готов понять, почему мне не позволяют одновременно запустить две игры уровня Uncharted – возможно даже хранение их в памяти жрёт слишком много ресурсов. Но когда я не могу одновременно запустить Escape Plan и Frobisher Says! – это уже смешно. Вита вроде как должна быть мощнее большинства iOS-девайсов, так фигли она не может и десятой части того, чему творения Apple обучили ещё пару лет назад?

И почему, блин, до сих пор не готов эмулятор PS1? Он ведь даже на PSP работает! Так откуда задержка, спрашивается? Лучше бы оказалось, что всё это время программеры пилили для эмулятора возможность генерировать изображение для этих игр в HD и 16*9. В конце-то концов – фанаты этому свои ПК-эмуляторы обучили много лет назад, пора бы уже навёрстывать.

Эмулятор PSP, кстати, тоже не то чтобы идеален. Охуенен, да, но не идеален. В первую очередь – из-за невозможности свободно настраивать функции второго стика. Вместо этого игрокам дают выбор, что ему эмулировать – крестовину, кнопки, или стик. И в большинстве случаев этого достаточно, чтобы привязать на него камеру… но не во всех. В Valkyria Chronicles 2, скажем, за камеру отвечают L, R, и две основных кнопки. И это одна из игр, шанса поиграть в которую с двумя стиками я ждал больше всего… Увы, эмулятор такой возможности не даёт.

Уверен, я забыл ещё множество недоработок той или иной степени важности – но оно и неудивительно, мы же о целой платформе говорим, а не об одной игре. Главное, я высказал основное, а уж об остальных проблемах, если что, поведают люди в комментариях. Но прежде, чем закрывать разговор, хочу высказать свою персональную жалобу: слушая рассказы пиарщиков о поиске подарков в Near и о том, как круто Вита будет поддерживать дополненную реальность, я наивно подумал, что в итоге мы получим систему типа Invisimals (кстати, бля, почему Invisimals нет в PSN? Ведь эта игра подходит для Виты с её встроенной камерой куда больше, чем для PSP!), где подарки будут запрятаны где-то в реальном мире, а искать их надо будет через камеру консоли. Ха. Размечтался. Знакомьтесь – дурацкий радар, показывающий тебе аватарки играющих поблизости людей, и периодически говорящий «Вы нашли подарок, оставленный таким-то человеком!». Признаюсь: сама фича с возможностью подкидывать друзьям небольшие бонусы для их игр (типа временного ускорения прокачки в мультиплеере Resistance) – это клёво. Но подача вызывает жуткое уныние. С дополненной реальностью Near мог превратиться в одну из самых охуенных фич системы, а в своём нынешнем состоянии это лишь ещё одна не слишком полезная социалочковая приблуда с откровенно ебанутым интерфейсом.

Sony вообще умеют сливать потенциал. Да, они наделали кучу фич, будь то возможность кроссплатформенной игры, дополненная реальность, или возможность использовать единожды купленный проект и на PS3, и на Vita. Но не хотят понять, что подобные фичи надо не просто делать доступными, но и подбивать их использовать. Думаете, ачивки стали бы так популярны, не сделай Microsoft их наличие обязательным условием для всех выходящих на Xbox360 игр? Да ни в жизни! Хочешь доказать, что твоя система может больше конкурентов? Заставь разработчиков это показывать, а не просто добавляй функцию и забывай о её поддержке. Потому что в этом случае получаются ситуации типа выхода Bejeweled 3 для PS3, где она нахуй никому не впилась, но без соответствующей Vita-версии, которая как раз и была необходима.

Вот такие вот пироги. Я очень надеюсь, что хотя бы часть из упомянутых проблем будет в итоге разрешена – особенно бед с привязкой сохранений. Если повезёт – уже вскоре после Е3. Хотя, будем откровенны: покуда на систему продолжат выпускать отличные проекты, все перечисленные неприятности останутся ложками дёгтя в океанах мёда.

…Но без них всё равно будет лучше.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню