Хаяо Миядзаки начнёт делать свой «последний фильм» в октябре Netflix экранизирует «Ведьмака» Анджея Сапковского Анонсирована новая официальная игра про Диззи — её делают русские разработчики Роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы» превратят в мини-сериал Starz продлил сериал «Американские боги» на второй сезон
54
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ложка дёгтя: Max Payne 3, часть 2

В прошлой серии вы читали: …сравнение с оригиналами наконец-то закончено. Теперь пора сравнить высер Хаузера с творением, на котором он основан в куда большей степени…

…с фильмом «Гнев».

Только предупреждаю: ниже будет немало спойлеров. Не то чтобы критически много, конечно, но пару важных сцен я перескажу практически целиком. И если вас это волнует – лучше держитесь от греха подальше.


…Ну что, все боящиеся спойлеров отключились? Soylent Green делают из людей! Дарт Вейдер – отец Люка! В конце Diablo III ты сражаешься с Диабло! Ничего? Отлично.

Пришла пора для постыдного признания: хоть я и написал в рецензии, что Max Payne 3 позаимствовал ряд элементов из фильма Тони Скотта, на тот момент я знал об этом лишь с чужих слов. Лишь когда один из читателей задал вопрос, касавшийся связи двух произведений, я сел и впервые посмотрел «Гнев». Первопричиной, впрочем, послужило даже не это. Просто я был обязан понять: как мог быть всенародно обожаемым фильм, клон которого поверг меня в ужас отвратительностью своей истории? Я искренне боялся, что драма с Вашингтоном окажется ровно тем же мусором, прохождение которого я только что закончил – и тогда мне придётся признать, что я потерял-таки свой дар понимать человеческую расу.

К счастью, пронесло. «Гнев» – отпадный фильм, в том числе и в плане сценария. Однако ж Max Payne 3 – это именно что попытка его скопировать. И теперь я не понимаю другого: как могли Хаузер и другие кретины из Rockstar НАСТОЛЬКО изгадить сворованное?

Завязка обоих историй практически идентична: бывший профи, ныне дико спившийся, приезжает в Бразилию, в гости к другу. Тот пристраивает его телохранителем к богатой семье, но говно вскоре попадает в вентилятор, а герою приходится оперативно протрезветь и отправиться отстреливать морды обидчикам. И да, алкоголизм Максу явно приписали, чтобы было легче копировать Man on Fire.

Дальше – хуже. В «Гневе» тоже есть эффекты «пьяного расколбаса» камеры и кусков диалога, отпечатывающихся на экране. Только там они используются редко и метко, лишь в подходящих местах и для усиления эффекта от конкретных эпизодов. В «Максе Пейне – 3» же их бездумно раскидали по всей игре, совершенно забив на здравый смысл. Но ладно бы они получились всего лишь бесполезными – это бы я простил. Но нет, они используются настолько часто, что смотреть заставки в MP3 – мука. Издевательство не только над умом, но и над глазами. Охуенный ход, чё! Насочиняли заставок на несколько часов, а потом сделали их несмотрибельными. И в то же время непроматываемыми. Ребятам надо в ад – пытки изобретать… Ну или просто в ад.

И вот эта замечательная политика тырить лежащие на поверхности идеи, явно не понимая, почему они работали в оригинале – она продолжается и со сценарной частью. Скажем, главный герой. Да, Джон Криси – опустившийся и постоянно пьющий боец, душу которого раздирают на части призраки прошлого. Но при всём при этом он – харизматичен. Интересен. Жив. Ты хочешь, чтобы его вытянули со дна, потому что видишь – там есть, что вытягивать. А Макс Рокстарович Пей – пустая оболочка, в которой нет ничего, заслуживающего спасения. Нет харизмы. Нет характера. Нет даже мыслительной деятельности, не вращающейся вокруг нытья о херовости жизни или необходимости выпить. Это мёртвый персонаж, в котором нечему возрождаться.

Или вот сама история. Да, Криси попадает в чуждый ему мир и берётся за миссию охранять чужих ему людей. Но вскоре это меняется. Добрая треть фильма посвящена тому, чтобы установить у Криси личною привязанность к девочке, которую он призван охранять. Ну и, по пути, раскрытию самой героини Дакоты Фанинг, Питы. В результате, когда её всё-таки похищают, это становится для Криси личным делом, а зрители искренне его поддерживают.

Max Payne 3? Ха! Кому нужны раскрытие персонажей или личная заинтереснованность в происходящем? Фабиана, заменяющая Питу в сюжете – трофейная силиконовая жена местного миллионера, и знаем мы о ней лишь то, что я только что перечислил. А, ну и она блондинка. Всё. По прописанности Фабиана сравнима с принцессой из самого первого Super Mario Bros. И хотя она это состязание пусть и с трудом, но выигрывает, те немногочисленные чёрточки, что ей всё-таки выдали, делают её лишь менее привлекательной.

Максу наплевать на Фабиану. Она ему вполне искренне не нравится. Игрокам же она в лучшем случае абсолютно безразлична. В худшем – они разделяют взгляды Макса. И это мы говорим о девушке, на жизни которой должна держаться вся долбанная история игры. Ну что за пиздец?!

«Гнев» – история о человеке, лишившемся всего и практически сдавшемся, но нашедшем в своих новых знакомых смысл жизни. И потому всё, что происходило в фильме, касалось Криси напрямую. Максу же насрать на своих нанимателей и на страну, в которой он оказался. История его собственной видеоигры его никоим образом не касается. Левые люди плетут свои левые интриги, предают друг друга и совершают прочие страшности… но нам-то что? Роль Макса, а через это и роль игрока в происходящем, ничем не отличается от роли третьего NPC-наёмника слева (ну ладно: ничем, кроме живучести). Его ничто не держит в Сан-Пауло, кроме «У него не было других дел, так что он решил вырезать пару армий». Я даже не знаю, встречал ли я в видеоиграх более жалкое оправдание для действий главного героя.

Что хуже (да, мы до сих пор не закончили катиться под откос – это ли не прекрасно?): даже если забыть Максе Рокстаровиче и признать его фоновым наблюдателем и исполнителем в духе, скажем, Diablo 3, это не сработает. В D3 хотя бы пытались полноценно раскрывать главных действующих лиц, давать им личности и взаимоотношения… и да, я только что привёл Diablo 3 в качестве положительного примера при разговоре о сюжетостроении. Благословенная какашка, как же низко мы пали…

И нет, я не шучу – всё именно настолько плохо. Авторы Max Payne 3 даже не пытаются раскрывать своих основных персонажей, и единственные два участника бразильской части игры, которых я не могу описать за одно-два слово – Пасос и его невеста, участвующие в основной истории не сильнее Максима. Впрочем… окей, есть ещё один персонаж – Хороший Коп. Пусть я характеризовал его именно за два слова, и они реально описывают его практически с головы до пят, у него хотя бы хватает времени в кадре и осмысленных фраз, что придаёт типажу маломальскую глубину. Остальным участникам драмы приходится отделываться пятком шаблонных замечаний. Если повезёт – на английском языке. Ну а если повезёт очень-очень сильно, то в добавок к этим фразам их ждёт и запоминающаяся смерть – едва ли не единственное, что отличает важных персонажей в MP3 от массовки.

Что особенно смешно – в игре ведь убийственно много заставок. Настолько, что её начинают сравнивать с Metal Gear Solid 4. Только если в MGS4 заставки были нужны для дела, то тут их используют, чтобы дать Максу поныть. Или показать что-нибудь чернушное. Или, что бывает особенно часто – просто дабы забрать у игрока контроль над происходящим. Зачем? Ну, скажем, чтобы «зрелищно» (читай – «с пьянофильтром») продемонстрировать, как герой открывает очередную дверь, оглядывается, и попадает под обстрел – после чего управление возвращается, но сбрасывается на значение по умолчанию выбор ствола, заставляя в пылу боя заново копошиться в инвентаре. Или чтобы показать, как Макс вальяжно заходит в комнату с надписью «ЛОВУШКА, БЛЯДЬ!», получает по репе, лишается вооружения, и следует за сценаристами по их дурацким сюжетным рельсам. И последнее, кстати, происходит куда чаще, чем это простительно в одном произведении.

Ну, вот. Я наверняка что-нибудь забыл, но мы всё-таки разобрали большую часть масштабных проблем, не дающих сценарию быть чем-то, кроме вонючих результатов творческого несварения. Пора привести несколько более конкретных примеров, демонстрирующих неспособность Хаузера без косяков выписать даже подобную говноисторию.

Начнём с самого яркого из примеров. С одного из самых критичных для повествования моментов, превращённого в фарс и лес фейсовых пальм людьми, не умеющими сочетать геймплей и историю.

Место действия – стадион. Сюжет – Макс и Пасос пытаются передать похитителям выкуп, но некая третья сторона вмешивается в передачу, ворует деньги и превращает мирную операцию в начинённый пулями хаос. Наши герои, оправившись от первичного шока, начинают работать над тем, чтобы и самим выжить, и деньги вернуть, и передать-таки их по назначению. Но в итоге они оказываются вот в какой ситуации: с одной стороны стадиона – Пасос, оставшийся без патронов и попавший в окружение. С другой – Макс со снайперкой.

Начинается весёлый тир, где ты отстреливаешь бегущих к Пасосу противников раньше, чем они изрешетят несчастного. И всё бы хорошо, только… «Эй, Пасос! Прятаться и капать мне на мозги, чтобы я не тормозил – это, конечно, вариант… Но ты не хочешь, я не знаю… помочь, например? Я вот только что подстрелил мужика с очень приличным автоматом в шаге от тебя. Пушка реально лежит у твоих ног, даже высовываться не надо. Можешь, подберёшь, постреляешь? Нет… Ну ладно, сейчас ты бежишь по проходу, где я только что уложил пятерых. Ты натурально топаешь по автоматам. Не хочешь один подобрать? Я клянусь, это не футуристические пушки, взрывающиеся при касании человеком с иным ДНК – я проверял. Лично. Вот буквально эту снайперку, из которой я твою жирную жопу прикрываю – я её подобрал с трупа, который лежит у меня под боком. И да, он тоже сейчас делает фейспалм. Ладно я, чувак – но твоё поведение даже мёртвых в шок повергает. Уверен, все те трупы, мимо которых ты пробегаешь, лежат сейчас, закрыв рожи руками. Это не просто так, Пасос. Они хотели восстать и сожрать твои мозги, но поняли – нечем там поживиться. Но я всё-таки проверю, если ты не против. Одной пули наверняка хватит, чтобы узнать, если хоть что-то в твоей голове…».

Ну вы поняли, к чему я, да? Вся эта задумка с «безоружным Пасосом» начинает выглядеть откровенно истерично, когда ты видишь его, неспешно бегущего по устланному заряженными автоматами полу. Но беда-то не в этом. Беда в том, что на его безоружности построен весь сюжет. Добравшись-таки до двери Пасос выбегает в коридор, где оказывается за спиной трёх чуваков, готовящихся спиздить деньги и свалить. Он подслушивает их разговор, узнаёт дальнейшие цели… и больше ничего не делает, ибо нечем. Только вот, блядь, не должен он быть безоружным! По всему выходит, что войти в этот коридор он должен был с автоматом на перевес, после чего, неспешно прицелившись, за секунду положить стоящих спина к спине противников, вернуть деньги… и всё, конец игры, добро победило, зло стало чуть богаче.

Итак, ещё раз: вся история игры зиждется на том факте, что профессиональный наёмник Пасос, оставшись без патронов во время перестрелки, не подумал подобрать один из тридцати лежащих под рукой автоматов. Вот, блядь, со сценариями какого качества мне приходится иметь дело. А вы, блин, к сценарию «Возрождения Тёмного рыцаря» придираетесь.


Другой, чуть менее яркий пример изнасилования внутриигровой логики сценарием происходит в Фавеллах. Макс Пей наконец-то добирается до дома главаря похитителей (перестреляв сотню-другую его подчинённых), и смотрит в окно. Что же он видит? Фабиана стоит на коленях, а рядом в такой же позе стоят её брат и сестра, пришедшие молить о её жизни. Главарь же стоит с направленным на троицу пистолетом, и явно не в духе, в то время как вокруг по комнате расставлены несколько нервных охранников.

В общем, ситуация не из приятных, так? Так. Но ничего невыполнимого – мы с такими ситуациями не раз сталкивались. План действий очевиден: прыгаем в окно, незамедлительно начиная палить с двух рук. Первой пулей из одного пистолета кладём главаря, первой пулей из второго – ближайшего к заложникам наёмника. После чего продолжаем палить во все стороны, надеясь за счёт эффекта неожиданности и, если повезёт, содействия троицы, уложить врагов раньше, чем они откроют огонь. План рискованный, и если главарь от неожиданности не обернётся, а спустит курок – у нас на руках будет раненный, а то и мёртвый член охраняемой семьи. Но шанс спасти их всё-таки есть, и немалый. Что ж. Вдохнули поглубже, подготовились, наметили цели… Поеха!.. Эй! Эй, Макс! Стой, блядь, ты куда?!!!

…Итак, вот что происходит. У нас отнимают управление, после чего Макс со словами «Я должен их спасти!» заходит в дом, сдаёт оружие, встаёт на колени рядом со всеми и делает то же самое, что и они – просит никого не убивать. После чего главарь похитителей вышибает мозги Фабиане и готовится убить всех остальных, но оставшуюся троицу спасет… внезапная стрельба снаружи, отвлекающая злодеев. Ха. Впору подумать, что начать пальбу и перетянуть внимание на себя было разумным планом…

Я… я в растерянности. Как? Почему? «Тыква? Что?» ((с) Nostalgia Critic). Где здесь логика? Хоть какая-то? Что могло побудить Хаузера подумать, что войти и «сдаться на милость врагов» – тот самый шаг, который Макс предпримет после того, как проведёт несколько часов, взбираясь по трупам к хате злодея? Как это должно было им помочь? Что, слова не знающего языка иноземца, перебившего сотню твоих товарищей, будут служить более достойным аргументом, чем просьбы обычных людей, принесших тебе деньги в качестве выкупа? Серьёзно, блядь? Из всех возможных действий Макс выбрал то, что должно было убить и доверившихся ему людей, и его самого – и убило бы, не вмешайся сценаристы со своим ВНЕЗАПНЫМ нападением армии. Здравый смысл Хаузера, где ты спрятался, сука?!

…Так. Дело дрянь. Ещё немного, и я сломаюсь. Я на удивление спокойно вёл себя на протяжении большинства новых «Ложек», но разговор о сценарии Max Payne 3 натурально выводит меня из себя. Интернет-персонам свойственно быть более агрессивными, чем их реальные прототипы, но это не тот случай. В реале мне от мыслей о всём этом пиздеце хочется сгонять до офиса Rockstar, превратиться в Халка, и дать ему оторваться. В тексте же я вынужден внятно объяснять свои претензии, вместо того, чтобы высказаться искренне – десятком-другим строк беспрерывного мата.

Но ничего, на ещё один, последний пример меня всё-таки хватит.

Вернёмся в прошлое. К предыстории игры – к главам, описывающим бегство Макса из Америки. Ну так вот. Сама основа, сама завязка истории тут абсурдна до… агрх!.. Вдох. Выдох. Милые котята. FLCL. Мороженное. Воскрешение «Футурамы». Фууууф. Я спокоен. Поехали.

Итак, Макс, будучи стареющим отправленным в отставку копом, живёт в ужасном финансовом состоянии и проводит вечера в захолустном баре для подобного ему отребья. Но внезапно в этот же бар заваливается молодой богатенький пижон и его дружки. И они начинают гнать на Макса, чтобы тот свалил из «их заведения». Что. За. Нахуй.

Это шутка такая, да? Ну не может подобное быть завязкой для серьёзной истории. Так анекдоты начинаются, блин! Ну, что-нибудь в духе «Утка, священник и киборг заходят в бар…». Где вы, блядь, видели такое? Чтобы завсегдатаями одного заведения были молодой сын богатейшего человека в городе и лишённый доходов, убитый алкоголизмом бывший коп? Ой, ха-ха. Совместная тусовка фанатов Firefly и фанаток «Сумерек» – и та звучала бы правдоподобнее.

Но это ещё не всё. Паренёк, мир его полигональному праху, начал наезжать на Макса, и угрожать тому связями своего папочки. И это при том, что парень знает Макса и его историю. Идиоты идиотами, но инстинкт самосохранения-то учитывать при написании персонажей надо, не?! Парень знает, что разговаривает с человеком, положившим тысячи человек и отправившим на тот свет всех, кто смел угрожать ему силой своего «влияния». С тем же успехом можно было сигануть в жерло извергающегося вулкана с криком «Только попробуй меня сжечь – папенька тебя засудит!». Но ведь нет, люди так не делают. Равно как люди, знающие Макса, не лезут к нему с угрозами расправы, если он посмеет что-нибудь сделать. Так что паренёк, чья смерть приводит в движение всё то жалкое оправдание для смены сеттинга MP3 на Бразилию, не является человеком. Или даже человекоподобным персонажем. Это просто глюк. Херня на ножках. Абсурд, обретший плоть.

…Хотя, в его оправдание надо отметить вот что. Макс Пей – это не Макс Пейн. Rockstar изо всех сил игнорируют первые две части, и если бы в миссии на кладбище не было возможности вспомнить о паре фактов из оригинальной биографии, связь между играми исчезла бы без следа. То есть вполне возможно, что герой Max Payne 3 не убивал сотни человек в погоне за местью. Что он просто потерял жену и ребёнка, тихо отомстил паре человек, случайно убил другую полицейскую и был за это разжалован. Если посмотреть на ситуацию под таким углом, то да – наезды и смелость паренька перестают выглядеть столь суицидально и обретают маломальский смысл. Но это не отменяет того факта, что ему было совершенно нечего делать в таком убитом заведении. Ну и я что-то сомневаюсь, что ребята из Rockstar признают подобное объяснение – они-то старательно делают вид, что их филлерный говнофанфик является частью канона. Такие смешные ебланы…

Всё. Не могу больше. Конец статьи. ХАЛК КРУШИТЬ.


…На этой радостной ноте заканчивается второй сезон «Ложки дёгтя». Но не стоит отчаиваться – исчезать на год-другой рубрика в этот раз не будет. О дальнейших планах, впрочем, я лучше сообщу через пару дней, чтобы их можно было обсудить отдельно.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии