Новости аниме — лучшее за неделю «Защитники» стартовали в Китае даже хуже «Мафии» Окончательная дата выхода South Park: The Fractured but Whole Второй сезон «Молодого Папы» полностью сменит актёрский состав Рецензия и отзывы на игру Prey
94
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ложка дёгтя: Mass Effect 3

Ох. Mass Effect 3, говорите? Не знаю уж, любовь русских геймеров к RPG ли в этом виновата (хотя это и не RPG), культовость ли BioWare («отлично» сочетающаяся с падением качества в последние годы), или же скандальность, удивительная даже по меркам игровой индустрии, но да, Mass Effect выиграла второе голосование подряд. Поздравляю, дорогие победители, вы заставили меня пройти «Левиафана» и «Омегу». На какие только жертвы не приходится идти ради увеселения читателей…

…Ну ладно, ладно, на самом деле всё не настолько плохо. ME3 – игра хорошая. В таком, предельно унылом, конвейерно-качественном смысле этого слова. Собственно, «Ложка» почему задержалась (ну, помимо праздников)? Потому что я решил освежить себе воспоминания, пройдя пару имевшихся DLC… но никак не мог заставить себя этим заняться, то сознательно, то подсознательно выискивая другие дела. Меня, при всей огромной любви к Mass Effect 2, одна мысль вернуться к игре в триквел повергала в редкостное уныние. Почему?

Ложка дёгтя: Mass Effect 3

Не из-за концовки, в этом можете быть уверены. Я, конечно, с радостью присоединился в своё время к отвешиванию словестных пиздюлей этой наспех склеенной отрыжке сценаристов – но причиной тому была моя неприязнь к сюжетным дырам, а вовсе не разочарование. Я, право слово, не совсем понимаю, откуда у людей столько обиды в адрес трёхцветной концовки, и почему они ждали чего-то иного – это ведь логичная кульминация подхода BioWare на протяжении всей серии. Обещать историю, зависящую от твоих решений, но при этом давать лишь видимость выбора и последствий – на этом была построена вся трилогия.

Ещё в «Ложке» на Mass Effect 2 я сказал, цитирую: «Твои якобы важные решения в ME1 оказали невероятно слабое влияние на историю ME2, и нет ни малейших оснований полагать, что в триквеле ситуация окажется заметно лучше». Так и вышло. Но почему-то люди злятся на отсутствие последствий именно в концовке, а не по ходу всего франчайза. Что за нафиг, спрашивается? Давайте уж будем последовательны. BioWare заслужили свою порцию мата за то, как они реализовали последствия решений Шепарда, да. Но по всей серии. И по всей третьей части – в частности.

Разберём несколько самых преступных наёбок, ладно?

1) Bring down the sky

Итак, напоминаю: в этом DLC к первой части Шепард сталкивался с одним очень опасным и идейным террористом, и если он оставался в живых, то клятвенно обещал отомстить в будущем. В сиквеле, однако, его не появилось. А что же триквел?

А в триквеле он честно объявляется, да. На одну короткую заставку, в ходе которой ты либо убиваешь незадачливого идиота, либо за пару минут убеждаешь его отказаться от своих многолетних убеждений и перейти на сторону добра и справедливости, став ещё одним набором цифр в «индексе готовности» (об этом пиздеце – ниже). Пожалуй, было бы наивно ожидать чего-то большего, когда речь идёт о персонаже из необязательного дополнения… но этот случай очень хорошо иллюстрирует мою проблему с системой последствий в Mass Effect, как таковой.

Я сейчас шокирую всех присутствующих до глубины души, раскрыв страшную тайну, но… наличие выбора и их последствий – отнюдь не новая штука в ролевых играх. Даже обыденная, я бы сказал. Только вот их последствия обычно проявляются либо мгновенно, либо в относительно скором времени – приходится всё демонстрировать в рамках единственной игры, ибо. И вот в таких ситуациях изменения уровня «одна заставка на две минуты» – они вполне достаточны. Ты сделал выбор, ты получил награду – всем спасибо, все довольны.

Mass Effect же делает между действием и последствием паузу в несколько лет. А чем дольше ожидание, тем выше и требования к результату – это ведь естественно. Концепция долгосрочных последствий, проявляющих себя на протяжении нескольких частей – это круто. Но чтобы она сработала, нужно выводить их на уровень, ранее играм недоступный – реально менять историю и окружающий мир в зависимости от действий участников. Если же такой возможности нет, то и браться не стоит – лучше демонстрировать все эти мелкие результаты сразу, пока игрокам на них ещё не наплевать.

2) Передача базы коллекционеров Призраку

Да, я отдал Призраку базу. Прекрасно понимая, что ничего хорошего из этого выйти не может… потому я так и поступил, собственно – надеялся, что уж такое важное событие обязательно приведёт к какому-то заметному результату. Ага, конечно. Этот мой шаг не дал НИЧЕГО, кроме появления здоровенной хуйни на фоне одной из локаций и её последующего учёта в «индексе готовности» (терпение, друзья, об этом пиздеце мы ещё поговорим). Ну и к чему, спрашивается, была эта зловещая довольная улыбка на лице Призрака (или его искренняя ярость при альтернативном выборе), если в конечном итоге наличие/отсутствие базы почти ни на что не влияло?

3) Разумные тараканы

Господа из BioWare, если вы каким-то чудом меня слышите: Fuck you-u-u-u-u!

Ладно прошлые два примера – то были мелочи. А вот в данном вопросе я искренне оскорблён. В первой части игрокам предложили спасти или уничтожить целую разумную расу, причём отнюдь не незаметную. Это решение должно было навсегда изменить мир Mass Effect… но в сиквеле авторы отделались сообщением со словами, в переводе на русский звучащими как «Последствия будут в следующей части, подождите». И что же мы получили, подождав? А ничего. Спас ты рахни, или не спас, они всё равно окажутся живы (и вновь подчинены врагам). Как… как можно было настолько облажаться?! Сраные идиоты, пизданувшиеся на всеобщем равноправии… Зачем вообще делать развилки, если в итоге вы всё равно будете придумывать сюжетные костыли, позволяющие всем и каждому пережить все истории, что вы написали?

Ну очевидно же, что убийство королевы рахни в первой части должно было закрывать доступ к соответствующей миссии в Mass Effect 3, а вовсе не приводить к её чуточку альтернативной версии с ещё одной, «теперь уж точно последней, честное пионерское» королевой. Да, ME3 стала бы чуточку короче. И что с того? В итоге это давало бы лишний повод перепроходить трилогию разными способами, тем самым в разы увеличивая потенциальное время игры. А геймеры могли бы честно говорить, что их решения влияли на историю Шепарда.

Ложка дёгтя: Mass Effect 3

4) Mass Effect 2, как таковой

Я люблю Mass Effect 2. Я был одним из немногих, кто искренне защищал решение авторов заменить одну масштабную историю на кучу мелких рассказов и утверждал, что этот сборник не уступает первой части по крутости. Но, глядя на Mass Effect 3, мне сложно не задаться вопросом: а нахуй у этой трилогии вообще есть вторая часть?

ME2 была историей о том, как Шепард собирал себе собственный «экипаж "Светлячка"». Ну, такой милой предысторией, после которой должен начинаться полноценный сюжет о приключениях слаженной команды, свободный от необходимости с нуля выписывать взаимоотношения героев… И что же сделали BioWare? Выкинули всю команду к ебеням, само собой! Отправили их выполнять роли третьего плана, которые либо вообще не нужны, либо вполне могут быть исполнены любым другим неписем (что и происходит, собственно, если тот или иной персонаж не дожил до ME3). Гениально, блядь!

Вместо них команду возвращают к состоянию, практически аналогичному унылому набору из первой части, разве что крогана заменили на протеанина (коТОрый, будучи единственным стоящим пополнением в игре, продаётся отдельно), а на место погибшего солдафона поставили другого – бездарнейшнего персонажа во всей серии. Охуенно, чё.

Зачем я 60 часов создавал себе слаженный экипаж и флиртовал с девочками разных рас, если спасать мир я отправляюсь не с ними, а с блядским Вегой и какой-то идиотской корреспонденткой, о присутствии которой я забыл к середине прохождения? Зачем существовал Mass Effect 2? Явно ведь не чтобы сохранить данные о лечении генофага – его и без них излечат. И не чтобы перевоспитать гетов – всё равно на стороне противника их оказывается столько же, сколько и было. Не чтобы показать многогранность Призрака и его организации – всё равно в триквеле они превращаются в тупых, предельно плоских злодеев, ко всему прочему ещё и сведённых с ума пожинателями. Так зачем?

Спасибо, BioWare, что сделали одну из моих любимых игр этого поколения бессмысленным филлером в рамках её франчайза. Чтоб вам до развала студии икалось.

Ну да ладно. О том, как сильно ME3 предаёт предшественниц поговорили, теперь можно и о ней самой поболтать. Скажем, о том, как уныла её центральная история.

Вот скажите: какие сюжеты Mass Effect 3 запомнились вам сильнее всего? Какие главы этой игры вспоминаются с особой теплотой и сильнейшими эмоциями, не уступающими по силе тому, что вы испытывали при прохождении прошлых частей? Попробую угадать: история Мордина с генофагом и война кварианцев против гетов? А теперь приглядитесь к ним. Видите что-нибудь общее? Скажем то, что они никак не связаны с основным сюжетом об унылом пиздеце галактических масштабов? Ну и убийство харизматичнейших из персонажей серии, само собой, но я сейчас не о том.

Нормальные люди могли бы целую игру посвятить изучению каждой из этих многогранных, сложных ситуаций, полных интересных моральных дилемм и простора для самых разнообразных историй. Но нет, в Mass Effect 3 два тысячелетних конфликта разрешаются с разрывом в пару месяцев человеком со стороны, которому вообще насрать на них, по большому счёту – у него есть дела поважнее, а вся эта возня в песочнице служит лишь раздражающим препятствиями на пути к истинной миссии – созданию большой неведомой хуйни. Ай, как замечательно.

Знаете, почему работала история Mass Effect 2? Потому что в её основе лежало не противостояние неведомому злу, а жизни конкретных персонажей и проблемы отдельных рас. Знаете, почему работала история Mass Effect 1? Потому что она следила за схваткой конкретного героя с конкретным злодеем, у которого были и прошлое, и переживания, и личность, и платы, и что особенно немаловажно, слабости. Знаете, почему толком не работает третья часть? Потому что всем насрать на блядских пожинателей (а хотя бы и максимализм – зато от чистого сердца)! Они отлично работают в качестве фоновой угрозы, катализатора, приводящего в движение истинных героев и злодеев. Но служить центром внимания? No fucking way. Я понимаю, финальная часть трилогии, все дела – обязательно надо задирать ставки, размах и эпичность… Но так уж обязательно ли? Есть ли способ повышения ставок более примитивный, чем «В прошлый раз мы сражались с одной непобедимой хернёй, а теперь их будет десять тыщ мильёнов!»?
Ложка дёгтя: Mass Effect 3
Другая беда: Mass Effect 3 – сиквел-паразит. ME2, конечно, использовал ME1 в качестве отправной точки, но при этом подавал к столу достаточно свежатинки, чтобы считаться полноценным самодостаточным творением, не «стоящим на спине гиганта», а идущим в ногу с ним. Триквел же практически всё своё время тратит на то, чтобы обсасывать или закруглять темы, поднятые в прошлых частях… и да, я опять же в курсе: последняя часть трилогии, кульминация всех сюжетов, бла-бла-бла. Только было бы что кульминировать!

Как уже было сказано выше, на создание стоящих последствий твоих действий BioWare не хватило силёнок. А почти всё то, что они в итоге родили (включая тот же эпизод с зенофагом, при всей его крутости), можно было ровно с тем же успехом рассказать чередой сопровождаемых текстом картинок в финалах ME1 и ME2 – большего они банально не заслуживали. Нет, есть исключения, конечно: решение дать тело СУ3И, скажем. Или уже упомянутый платный протеанин. Но их слишком мало, чтобы оправдать… ну, не прям «существование триквела», пожалуй… но его существование в одном ряду с первыми двумя частями.

И с игровой частью ситуация вышла ровно такая же, кстати. Если Mass Effect 2 был гигантским скачком вперёд, выведшим геймплей серии на новый уровень, то ME3 – жалкая калька с предшественника, не только не делающая ничего, чтобы улучшить имевшиеся наработки, но даже их использующая хуже. Собственно, если помните, я ещё тогда жаловался, что даже самых качественных перестрелок с укрытиями не хватает, чтобы вытянуть на себе целое прохождение. Механик ME2 не хватало даже на ME2 – и это притом, что использовали их как следует, искренне стараясь создавать на их основе как можно больше разнообразных ситуаций. Но использовать их же для ещё одной игры, причём совершенно не стараясь и банально закидывая Шепардоводов всего мира чередой коридоров с разными обоями на стенах и маломальски различающимися наборами противников впереди – это, дорогие читатели, чистой воды проявление неуважения и политики «Пипл схавает».

И это я даже не говорю о том, что DLC протеанина поставляется с едва ли не лучшим стволом во всей игре, однажды получив который (почти в самом начале) нет смысла брать в руки что-то ещё. Или о том, что исследование вселенной низвели до менее рутинной, но ещё более тупой миниигры. Или что финальный босс ME3 – череда усложняющихся волн обычных противников – эдакий одиночный horde-mode. Много о чём я готов промолчать, чтобы не пришлось растягивать эту статью на две части… Но вот о побочных миссиях я пару слов сказать обязан.

Отныне побочные миссии выглядят вот как: бродя по мелким мирным локациям ты подслушиваешь разговоры людей, жалующихся о том, что им не хватает чего-то особенно крутого, что могло бы помочь в борьбе мировым пиздецом. Потом ты мимоходом обнаруживаешь это что-то, бродя по бесконечным коридорам сюжетных миссий или летая по космосу, относишь ништяки обывателям и получаешь прибавку к «индексу готовности» (верьте, осталось подождать совсем чуть-чуть!). Усё, такие вот «квесты».

Смешно сказать, но играя в Mass Effect 3 я испытал дикую ностальгию по временам первой части. Той самой, которую я когда-то назвал неиграбельным говном. Это ж как надо было постараться, чтобы я с теплом на душе вспоминал такие ужасы? Но вот да, постарались. В Mass Effect был живой мир, душа, ощущение реальности происходящего и желание участвовать в жизнях окружающих. А ME3… ME3 мёртв. Он ладно сделан и крепко сбит, но души ни на Цитадели, ни в той же Омеге давно не осталось. Трупы душ не имеют, ибо… Хм. Может, этим и анимация всех персонажей объясняется? А то я никак понять не мог – с чего это дешёвые модельки из The Walking Dead в движении больше похожи на живых людей, чем участники дорогой космической саги от BioWare…

Но что же это… Неужели я проговорил большую часть статьи, толком и не вспомнив о «культовой» концовке?.. Ну, во-первых, как уже было отмечено, не с шоком и ненавистью я встретил финал в своё время, а с усталой благодарностью человека, которому наконец-то позволили уйти из-за стола и не слушать больше набившие оскомину истории о былых подвигах любимого дедушки. Во-вторых, вряд ли остались на свете те поклонники ME3, кому эта тема ещё не надоела. Разве что пару мыслей относительно обновлённого финала стоит высказать.

Во-первых, хоть разработчики и заявляли, что планируют защищать своё видение и считают финал вполне себе правильным, просто недостаточно подробным – это было то ещё враньё. Они именно что изменили финалы, старательно прикрыв все отмеченные фанатами дыры. Не объяснив их, а именно залатав, по сути, признав свой дикий проёб при создании оригинальных концовок. Забавно было это осознавать.

Во-вторых, я когда-то уже обсуждал эту тему в комментариях, но новый четвёртый путь – сущее издевательство над поклонниками, эдакий «Пошли нахуй, недовольные!» всем тем, кто не хотел пользоваться тремя предопределёнными BioWare путями. Не хотите? Как хотите – значит, вы и все зависевшие от вас расы бездарно сдохли, а ваши действия на протяжении трёх частей были тщетны. Какая, блин, прелесть. Как знать, может, предполагалось, что эта заставка будет аналогом ренегатского «Пошёл нахуй, я без твоих советов найду выход», но получилась какая-то беспомощная сучечка, жертвующая всем миром из страха перед смертью – что ну совсем не вяжется с образом Шепарда, как бы именно не отыгрывали его в том или ином случае.

Ну вроде всё. Я ещё хотел пожаловаться на совершенно идиотский сценарий «Левиафана», в котором неоднократно сталкивавшиеся со внушением Шепард и Ко попадают на станцию, полную внушённых людей… и никак не могут понять, «что же тут не так». И на безумно однообразные серые локации «Омеги», которые чувствовали бы себя как дома в Mass Effect 1. И кто знает на сколько ещё проблем разной степени важности – преимущественно сюжетных… Но и так хватит. Mass Effect 3 – не плохая игра. Она хорошая, а местами сквозь серость и вторичность даже пробивается былая гениальность, которой сверкал Mass Effect 2. Но если во время игры от неё ещё получаешь удовольствие, то послевкусие – сплошная тоска и разочарование. А потому я не хочу находиться в обществе воспоминаний о ней дольше, чем нужно.

Mass Effect кончился. Да здравствует та игра, которую вы выберете на следующем голосовании.

P.S. Индекс готовности – тошнотворный трюк BioWare, позволивший им выполнить обещания и дать последствия всем твоим действиям, низведя их до сухих, почти ни на что не влияющих цифр и бездушных отчётов.

Ложка дёгтя: Mass Effect 3

Понравилась статья? Не забудьте заглянуть на Patreon-страницу рубрики и помочь её возвращению на сайт!

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню