Новости игр — лучшее за неделю HBO продлил на пятый сезон «Кремниевую долину» и на седьмой сезон — «Вице-президента» Авторы «Чёрных парусов» расскажут историю царицы Клеопатры на Amazon Новые сериалы 22–28 мая Starz продлил сериал «Американские боги» на второй сезон
52
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:

Аудиоподкаст «ЕВА-04 альфа» и размышления об NGE

Возрадуйтесь, господа и дамы! «КГ-Аниме-Аудиоподкастов» больше не будет. Мы решили, что подобному нечленораздельному изврату на сайте не место… и оперативно сменили название. Теперь наши обсуждения будут зваться не иначе как «Еженедельные Вопли об Аниме». Или, сокращённо, ЕВА.

И название это мы выбрали не просто так, да. Одного из членов Всеяредакции очень, очень сильно вдохновил один недавно вышедший фильм. Настолько вдохновил, что этот гражданин (я, Лев Гринберг) потратил целый выпуск подкаста, рассказывая несчастным соведущим (Владу Никиткину, Михаилу Судакову, Виктории Бородавченко) о своих душесжигающе ярких впечатлениях.

Речь о третьем фильме в серии Rebuild of Evangelion, если кто-то ещё не понял.

Но прежде чем переходить к подкасту о фильме, я хочу предложить вам ещё одно занятное развлечение. Когда-то, несколько лет назад, я написал статью, призванную обоснованно, доходчиво и максимально спокойно объяснить, почему же мне не нравится оригинальный аниме-сериал NGE. И сегодняшнее обсуждение последней реинкарнации «Евангелиона» стало отличным поводом стряхнуть с неё пыль, причесать, и выложить на потеху публики. А то ведь как можно обсуждать Rebuild, предварительно не отдав должное его прародителю?


Ева, какой она не должна быть

Всем, думаю, известна история появления Евы. Хидеки Анно хотел покончить с собой, но потом передумал и вместо этого излил накопившиеся эмоции, создавая новое творение. Но вкладывать эмоции – не значит вкладывать душу. Я вам даже больше скажу: в таком деле сиюминутные ощущения и эмоции – плохие советчики. Конечно, именно они подсказали Анно Идею. Именно эмоции породили мир, кое-как переживший одну катастрофу, практически его погубившую, и на который вот-вот должна обрушиться катастрофа ещё более серьёзная. Эмоции же дали жизнь жителям мира. Ярость – Аска. Прострация – Рэй. Страх (aka нерешительность) – Синдзи. Израненный переживаниями мозг Анно порождал на удивление живых героев для нового аниме одного за другим.

И в первых сериях соавторство с эмоциями выдавало отличные результаты. Нам показывают боящегося внешнего мира, замкнутого в себе, ничего не хотящего Синдзи, которого силой заставляют делать что-то Важное. Думаю, когда Анно пересиливал себя и садился творить Еву, чувствовал он себя примерно так же, как его герой, а в голове эхом гудел его внутренний Гендо, безжалостно, безэмоционально, бесчувственно заставляя Анно действовать.

Но вот проблема. Эмоции, так помогавшие на первых порах, скоро стали костылями, мешающими выросшему миру встать и идти своими ногами. Эмоции Анно породили этот мир, но давать им и дальше вмешиваться в творение было критической ошибкой. Мир ожил, он начал существовать по своим законам, а герои его начали думать свои мысли и испытывать свои чувства. Профессиональный, по-настоящему талантливый автор в такой момент перестаёт быть создателем и становится летописцем. Он не придумывает реплики и действия персонажам, он лишь записывает за героями то, что делают они.

Но Анно, которому Ева была нужна прежде всего как способ выбросить из себя и излить в мир все накопившиеся переживания, просто не мог позволить миру развиваться самостоятельно. И когда он начал искусственно править события в своих целях, реальность мира начала медленно, но верно распадаться.

Одной из первых жертв пала Рэй. Она была просто стёрта из повествования, когда Анно понял, к чему могли привести её отношения с Синдзи. И Рэй и Синдзи должны были стать куда более открытыми и живыми личностями, что банально мешало планам Анно. Поэтому, как только в повествование была введена Аска, Рэй практически устранили. Как главная героиня она погибла задолго до своей экранной смерти. А это, знаете ли, ещё и признак вопиющего непрофессионализма. У Анно было 26 серий. Не найти экранного времени для полноценного развития одного из трёх главных (ах да, ещё же есть «самая главная героиня», Мисато…) персонажей – это, друзья мои, позор. Особенно с учётом того, что времени-то могло хватить на всё… Лишнего, ненужного, необязательного в этом аниме более чем хватает.


Другим героем, на которого «не хватило времени», стал Кадзи. Одно из немногочисленных светлых пятен на полотне «Евангелиона». Двойной, тройной, n-терной агент, который при этом – всё равно человек честный, порядочный, благородный, целеустремлённый. Слишком хороший, чтобы жить. Слишком правильный, чтобы давать ему исполнить роль большую, чем роль Гэндальфа, изредка напутствующего героев своими умными и благородными речами. Что двигало им, почему он стал таким, почему он готов был умереть «всего лишь» ради того, чтобы узнать правду? Кем же был этот человек, Кадзи Рёдзи? Нет ответа.

Но больше всех, разумеется, досталось самому Синдзи. Если Рэй и Кадзи просто не дали раскрыться, лишив их экранного времени, то с Синдзи так поступить было невозможно. Ведь он – главный герой. И тогда его характер заморозили. Чтобы Анно успел за 26 серий выплеснуть всё, что ему требуется, характер Синдзи пришлось заблокировать в исходной точке.

Людям свойственно меняться. Конечно, если жизнь человека стабильна и неизменна, то и характер его практически не меняется (разве что просто по мере взросления/старения). Но если его вытащить из привычной жизни и кинуть в совершенно другую обстановку – он действительно начнёт меняться. Не в ту же секунду, конечно, но начнёт. И достаточно заметно. Если дать ответственность такому уникуму, как Синдзи, замкнувшемуся в себе, сторонящемуся мира, но привыкшему делать, что положено… если его действия действительно будут помогать другим, если поймёт, что его поступки и его силы способны что-то менять – то и сам он изменится. Станет решительней. Смелей. Ответственней. Он может зазнаться, стать агрессивным и самовлюблённым. Но он точно не останется тем же слюнтяем, каким был, когда от него ничего не зависело. Ответственность и сила меняют человека. Даже в Америке, на родине Человека Паука, это знают.

И не только это. Те самые искусственно удалённые из аниме отношения Рэй и Синдзи тоже должны были серьёзно его изменить. Общаясь друг с другом они медленно, но верно меняли бы друг друга. Эти отношения научили бы их общаться, помогли бы стать более открытыми.

Но изменения, происходящие в характере Синдзи, в сериале тормозят всеми доступными и недоступными, честными и просто лживыми методами. Несмотря на всё, через что он прошёл. Несмотря на то, что он не раз и не два вставал перед Выбором, когда получал возможность сжаться в клубок и сделать вид, что внешний мир его не касается, но вместо этого вставал и сражался. Несмотря ни на что Синдзи до самого конца показывают никчёмным, бесполезным куском самоистязаний. И лишь в конце оригинального ТВ-сериала, когда он сполна отыгрывает выданную Анно роль проводника накопившихся в Анно эмоций – лишь тогда Синдзи наконец отпускают. И за пару минут дают вступить в силу всем тем изменениям, что должны были происходить с ним в течение сериала.


И это ТВ. В EoE всё куда хуже. EoE, скажу вам, не может заменить серии 25-26, так как он банально не вписывается в канву сериала. Ведь ради того, чтобы в ЕоЕ Анно смог выплеснуть очередную порцию накопившихся в его мозгу мучений, Синдзи пришлось подменить. Изменения, которые пусть медленно, но всё-таки происходили с Синдзи в течение сериала, чтобы на полную вырваться в финале – полностью аннулировали. Но, получив того старого Синдзи, крайне удобного для передачи сквозь него психологических задвигов, Анно не остановился.

Для верности он вплеснул в несчастного полный кузов чисто сексуальных комплексов, которыми Синдзи до сего момента, собственно, не страдал. Хотя бы потому что даже если 14 – в принципе нормальное время для начала полового созревания, иметь подобные комплексы в таком возрасте явно рановато. И вся EoE в итоге посвящена сексуально озабоченному, ни на что неспособному мешку экскрементов, поставленному замещать настоящего Синдзи, который, повторюсь, уже не раз и не два вставал перед Выбором, да и о девушках хоть и думал, но далеко не только в сексуальном подтексте. Не ради зрителей была создана EoE. Не ради денег. И уж тем более не ради того, чтобы правильно завершить любимое творение. EoE была создана Анно ради него самого. Ради того, чтобы ещё разок выбросить из своего разума лишнюю шизу.

Вернёмся к сериалу ещё разок. Ведь ладно бы вся проблема была только в том, что Анно не захотел рассказать нам истинную историю мира «Евангелиона», подменив её своим «криком души». Но он не только не захотел, он ещё и не смог достойно её раскрыть.

Профессиональным режиссёром быть очень и очень нелегко. И я говорю даже не об умении хорошо снимать. Одна из самых болезненных, крайне тяжёлых с чисто эмоциональной точки зрения вещей, через которые приходится пройти режиссёру – монтажный стол. Режиссёр должен уметь прочувствовать малейшее провисание в ходе повествования, заметить любую лишнюю подробность, рассеивающую внимание зрителя и мешающую воспринимать цельную картину, вычленить любой необязательный самоповтор. Он должен уметь находить всё это – и нещадно уничтожать. Это могут быть его любимые сцены, они могут быть важны для раскрытия какой-то маловажной сюжетной линии или черты какого-то героя… Более того, взятые отдельно эти сцены могут быть просто великолепны. Настоящий режиссёр должен уметь выбросить всё, что тянет творение вниз. Я слабо представляю, что чувствовал Джосс Уидон, идя с ножницами на «Миссию Серенити», но что ему было больно – это точно. Однако же он пересилил себя и выкинул всё, что могло помешать восприятию фильма.

Собственно, скажу больше. Я вот всё говорю «режиссёр, режиссёр», но на самом деле стоило бы сказать Автор. Творец. Ведь то же самое приходится проделывать и на стадии написания сценария. Выкидывать интересные мысли просто потому, что ты уже говорил что-то подобное (пусть и не то же самое), вырезать целые сцены и сюжетные ходы.

Ничего этого Анно толком сделать не смог. Серия с гигантским роботом – бесполезная трата времени и денег. Сцены самоанализа, проводимые каждым из персонажей, практически полностью копируют друг друга по смыслу, по режиссуре, и даже по общему эмоциональному окрасу. Сделать внутреннее убранство мозга и души у совершенно разных героев до жути схожими – отнюдь не признак талантливого автора. Тем более что открыть герою черепушку и покопаться в ней – далеко не единственный способ раскрыть мысли, чувства и прошлое персонажа. И всё, что требовалось от создателя Евы – вовремя почувствовать, что он начинает повторяться и пойти другим путём. Не почувствовал ли он, не смог ли, или просто не захотел – теперь уже неважно. Важно лишь то, что во второй половине сериала, когда самоанализ героев становится преобладающей частью повествования, его однообразность начинает остро бросаться в глаза. И это, в свою очередь, не только портит удовольствие от просмотра сериала, но и мешает воспринимать героев как отдельные, живые, настоящие личности. Начинает чувствоваться, что устами всех этих персонажей говорит один человек. А это убивает магию, заставлявшую верить в показанный тебе мир.

А когда умирает эта магия, уходит и всё остальное. И «Евангелион» гибнет.


Мы верим – этот мир реален

«За что вы не любите Еву?» – спросили у меня. Ответить сразу я, разумеется, не смог. А теперь вот, готов. Я её не ненавижу. Наоборот. Я очень её люблю. Пусть и не так, как FLCL. Но этот мир, мир Евы, один из очень немногих миров, про которые мне хочется сказать «Он – настоящий». Когда-то, обозревая FMA я написал, что из виденных мною аниме только FMA, Trigun и FLCL обладают правдоподобными мирами, которые, кажется, действительно могли бы существовать. Но только в существование миров FLCL и Евы действительно хочется верить. В «Евангелионе», как таковом есть что-то, благодаря чему этот мир дышит, несмотря на все условности и ошибки, притягивает, несмотря на жестокость и непрезентабельность… Если про мир FMA хочется сказать, что он мог бы существовать, но не существует, то мир Евы, кажется, наоборот, существует вопреки всем законам и вероятностям.

И именно потому, что я так чётко воспринимаю «Евангелион», как вселенную, я очень остро чувствую, когда меня пытаются надуть. И Анно, пусть он и создал этот мир, рассказать его историю оказался не в состоянии. Желая самовыразиться, он всё переиначил, изгадил, и бросил на потеху публике. Публика, конечно, была рада и такому. Ведь даже ужасно изувеченный автором «Евангелион» был на голову выше почти всего, что они видели до этого момента. Но я-то чувствую, что на самом деле всё должно было быть совсем не так, что на самом деле этот мир намного глубже, умнее, интересней и увлекательней.

И я отнюдь не один такой. Куда раньше это почувствовал Садамото, взявшийся показать этот мир таким, каким он должен быть. Потом появились хентайщики из студии Кимигабучи, ещё дальше раздвинувшие рамки вселенной. Так уж вышло, что за Создателя писать его мир пришлось другим людям. Людям, почувствовавшим фальшь и нашедшим в себе силы встать на борьбу с ней. И именно они пишут сейчас «Настоящую Историю Евангелиона».

Прочитали? Да – замечательно. Нет – тоже не страшно. Ведь пришла пора нашего главного сегодняшнего блюда – первого спецвыпуска, дополняющего наши аудиообзоры вышедших за неделю эпизодов всевозможных аниме-сериалов. И не бойтесь, кстати: полноценный подкаст мы тоже записали (и какой!). Но пока – сорок минут об одном единственном фильме, Evangelion 3.0:

 
 
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии