Ноль кадров в секунду. Выпуск 182: Снова дома Новые игры октября 2017: South Park: The Fractured But Whole, Super Mario Odyssey, Wolfenstein II и другие Новости аниме — лучшее за неделю Рецензия и отзывы на игру Marvel vs. Capcom: Infinite Новинки аниме осени 2017 года
56
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Вся правда о Роберте Дауни-младшем

Не стоит удивляться, если бумажники начнут зудеть, ёрзать и магнитным силком тащить своих владельцев в кинотеатры на «Железного человека — 3». Это абсолютно естественная реакция денежной валюты на Роберта Дауни-младшего в образе Тони Старка. КГ спешит осветить феномен этого актёра и его губительное влияние на синефильские сбережения.

Вся правда о Роберте Дауни-младшем

Будет лучше воздержаться от традиционных ахов и охов на тему «какой он замечательный и талантливый лицедей» – по крайней мере, в самом начале. Нет — чтобы сразу задать надлежащий тон, рассказ о Дауни следует предварить бескомпромиссной тематической историей.

В 1985 году он играл в молодёжном фильме «Чудеса науки» об искусственно созданной идеальной женщине. Видимо, не самый приятный опыт, ибо Роберт держал в ужасе всю съёмочную группу, регулярно обещая сходить по-большому у них в трейлере, если они будут его обижать. Шутки с Дауни плохи – это были не пустые угрозы. В этом смогла убедиться на собственной шкуре главная звезда и совершенная девушка Келли Леброк. В своих покоях она столкнулась с тлеющей кучей, мстительно оставленной люциферическим Дауни. Впечатлительные мальчики-актёры безутешно плакали. Злодей потом всё отрицал с видом оскорблённой невинности, хотя в душе наверняка переживал триумф. Вот она – вся правда о Роберте Дауни-младшем.

На самом деле, кошмарно. С другой стороны – мы его всё равно любим. Мораль этой басни в том, что надо обладать поистине нечеловеческим обаянием, чтобы засерить говёшкой чьё-то временное жильё и это сошло тебе с рук. И не просто сошло с рук, а спровоцировало одобрительные возгласы из разряда: «Ха-ха! Дай пять! Бис!» - да так, чтобы ещё и не оставалось никаких сомнений, что напыщенная курица сама напросилась. И, конечно же, впоследствии откровенничать об этом успехе с плохо скрываемой гордостью за проявленную доблесть. Размышления на данную тему приближают к пониманию масштабов робертовской харизмы, на которой держатся многие его картины.

Дауни-младший меньше всех на свете подходит для того, чтобы писать про него традиционную ретроспективу. Он уже три десятилетия активно куролесит в кино, но едва ли его творчество 80-х или 90-х годов оказало неизгладимое влияние на чьё-то детство. Как-то вот совершенно не приходится ностальгически вздыхать, вспоминая «Эйр Америку». Э-э, кого? Вот именно. Как говорил сам Роберт, поучаствовать в этой затее стоило ради работы с Мэлом Гибсоном, перспективы изрядных денег и шанса чаще попадать в перворазрядные проекты. Ну, по крайней мере, он познакомился с Мэлом Гибсоном. Хотя, безусловно, неплохие роли у Дауни того периода встречались.

Например, «Прирождённые убийцы» 94-го по сценарию Тарантино и под шефством Оливера Стоуна – очень заметная белиберда. Эдакая постмодернистская свалка из повествовательных форматов – от мультяшек и псевдодокументалистики до ситкома и несуразной бредятины. Истерическая режиссура и навязчивость приёмов порождают настолько излишественный винегрет, что он становится утомительным в своём безумии. Но Дауни там кривляется вполне бодро – и это всяко позабористее какой-нибудь сопливой романтической комедии.

«Чаплина» сложно назвать выдающимся фильмом. На исходном материале о подобной личности можно было воздвигнуть Тадж-Махал, а получилось респектабельное сооружение в стиле «домик в деревне». Создатели так увлеклись преподнесением биографии Чарли в достоверном и подробном свете, что в промежутке совсем позабыли снять интересное кино.

Зато вот роль Дауни можно назвать великолепной, не рискуя вывихнуть язык или заболеть искривлением души. Трюковая комедия пинков и пощёчин далась ему безупречно. В довесок он отлично сыграл Чаплина на всех этапах жизни – от деловитого юнца до статуарного старца. Оскара академики зажилили, похоже, именно оттого, что сама картина не соответствовала перфомансу Дауни. Ну и, пожалуй, ещё потому, что они порядочные сволочи и вообще очень редко дают статуэтку тем, кому следует.

Дауни также заглянул на огонёк в 4-й сезон «Элли Макбилл» - дамского сериала, горячо любимого инопланетянами с Омикрона Персей 8. Шоу стало причиной нехилой сейсмической активности, от чьих отголосков, надо думать, особенно не поздоровилось жителям Поднебесной. Проще говоря, иные попытки сценаристов пошутить были столь мучительно плоскими, что зрители от стыда за них то и дело проваливались сквозь землю. Однако Дауни, как ни странно, и там здорово выступил, за что даже получил Золотой Глобус. Немыслимо редкий случай, когда Роберт проявил – о, ужас! - скромность и признал, что именно в тот раз его свершения переоценили.

В общем, достойных работ у Дауни хватало, но ничего такого, что могло бы задержаться в летописях или покорить зрителей в планетарном масштабе. Непоколебимая приверженность к наркотикам также не добавляла ему вистов в глазах продюсерских воротил. Покуда большинству голливудских деятелей хотя бы хватало благоразумия занюхивать что ни попадя тайком и втихаря, то рубаха-парень Дауни, такое ощущение, ни от кого секретов не держал. Широкой души человек.

Служители порядка обнаруживали его обдолбанное тело в самых неожиданных местах вроде соседских кроватей и каждый раз заботливо волокли в тюрьму. Чуть очухиваясь, Дауни шёл и немножко работал, а утомившись, принимал оздоровительную дозу кокса и снова отправлялся отдыхать в каталажку. Так продолжалось много лет, пока всем это не осточертело. И общественность ему сказала: будет тебе. Дауни стало стыдно – он духовно окреп и не только завязал с наркотиками, но и приучил себя к горшку, на радость всем противным девицам с трейлерами, выдохнувших с облегчением.

Реанимация его карьеры началась с «Поющего детектива». Казалось бы, что может быть круче сюрреалистического нуара-мюзикла? Как выяснилось, практически что угодно – даже «Элли Макбилл». Затем Дауни плюнул в лицо гравитации, пригвождающей его к ползанью внизу, и дальше двигался только вверх.

Скрупулёзно окидывать взглядом его прошлое – занятие довольно бестолковое. Всё равно что в музее, кишащим шедеврами мирового искусства или – лучше – скелетами гигантских ящеров, увлечённо изучать кресло вахтёрши или любоваться удачно подобранными обоями. Взор направлен явно куда-то не туда. Это потому, что Дауни целиком и полностью находится в настоящем моменте. Мы живём в эпоху Дауни. Сейчас – самый яркий пик его горения, и беда тому, кто не прильнёт к его душеспасительному свечению.

Позади – горы шлака, забывающихся фильмов и ролей второго плана. Да что там, он и поныне охотно снимается в проходном дерьме – не см. «Впритык». Но пламя его теперешней победной поступи затмевает любое прежнее дрянство. Дауни поздно расцвёл, в отличие от Круза, Питта, Дикаприо и прочей первоэшелонной элиты. Зато сейчас он, наконец, вскарабкался на Олимп и закатывает королевские вечеринки в этом некогда кислом местечке.

Вся правда о Роберте Дауни-младшем

И всё это – благодаря одной единственной роли. Тони Старк в «Железном Человеке». Для этой серии он всё равно что Джонни Депп и его капитан Джек Воробей — для «Пиратов Карибского моря»… Ах, дьявол, эту мысль уже высказывал Джон Фавро, как раз-таки ответственный за эту комиксовую экранизацию. Причём он упрямо талдычил её ещё задолго до того, как был проведён кастинг, а Дауни утвердили. Приятно, должно быть, себя сейчас ощущать обалденным пророком, а?

За первого «Железного Человека» Марвел с типичной прижимистостью отвалила Роберту 500 тысяч долларов – сравнительно скромный для блокбастера гонорар. Дальше пришлось раскошеливаться. Ко второй части зарплата недурно подскочила до 20 миллионов. К «Мстителям» - до 50. А ведь сиквелы и спин-оффы на этом не заканчиваются – наоборот, только набирают ход. Когда даже жадная корпорация зла даёт такую сентиментальную слабину, что остаётся простому зрителю? Только развязать мешочек с золотыми монетками и скинуться со всего мира по нитке, чтобы спасти Дауни от голодной смерти. Заслужил.

Эксцентрическая комичность – главная сила Роберта, которая всегда выпирала у всех на виду с самоуверенной непристойностью небоскрёба в сельской местности. Палить остроты с каменной рожей и виртуозно гримасничать – его прирождённый конёк. Он - комик, из которого вылепили героя, универсально пригодного для затыкания дыр в любых проектах. Само собой, у него есть и серьёзные фильмы. Хотя стоит заметить, что драматические роли и серьёзные фильмы отнюдь не тождественны друг другу. Первых у него куда как меньше. Взять вот занудного «Зодиака» Финчера – бесспорно, очень серьёзное творение, но особой драмы во флегматичном куковании Дауни не наблюдается.

В целом, в данный момент Дауни как будто бы трезво оценивает своё всемогущество. Пробует разное, скучной муры старается избегать и преимущественно занимается тем, что получается лучше всего. Например, изображает актёра, проведшего сложную операцию по пигментации кожи, связанную с большим количеством гуталина, чтобы сыграть вздорного негра-вояку в «Солдатах Неудачи». Зрелище настолько феерическое, что одуревшие от такого нахальства академики от удивления номинировали его на Оскар.

Попытки выбрать лучший фильм Роберта неизменно приведут к конструированию диковинной пирамиды из всевозможных частей «Железного человека» с редкими вкраплениями «Шерлока Холмса». И – да, «Мстителей» имеет смысл отнести именно к серии о «Железном Человеке». Очень, знаете ли, непросто на фоне блещущего Дауни заметить, что там, оказывается, есть ещё какие-то супергерои.

Можно, конечно, выпендриться и возвести на пьедестал бесподобную чёрную комедию «Поцелуй навылет». Как-никак, это своего рода точка отсчёта – первый по-настоящему запредельно охрененный фильм Дауни. Даром, что именно автора этой взрывной штучки – Шейна Блэка – пригласили возглавить третьего «ЖЧ».

Но, по большому счёту, совсем необязательно делать какой-то конкретный выбор. Учитывая, что в своей самой знаменитой роли Дауни корчит практически самого себя, его актёрская игра успела перерасти в самостоятельное культурное явление. Ею уже вполне можно наслаждаться в отрыве от любого произведения.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню