Авторы «Чёрных парусов» расскажут историю царицы Клеопатры на Amazon Анонс нового аниме Мамору Хосоды «Мираи» Анонсирована новая официальная игра про Диззи — её делают русские разработчики Роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы» превратят в мини-сериал Square Enix продаёт IO Interactive
36
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Вся правда о Гэри Олдмане

Стороннему человеку может показаться, что триллер «Паранойя» - далеко не самый грандиозный медийный повод на свете для подготовки специального материала. Особенно это актуально для незнаек, кто ни сном, ни духом не ведают о его актёрском ансамбле. А ведь там – матерь божья! – сталкиваются лбами не абы кто, а Гэри Олдмен и Харрисон Форд. Два матёрых ветерана готовятся к многообещающему противостоянию, кто кого перехрустит суставами и засыплет песком – вот где зрелище! Ладно-ладно, Олдмен, конечно, вовсе не такой старый, но противники они всё равно достойнейшие - с этим не поспоришь.

Тут бы разыграться неразрешимой дилемме, кому посвятить ретроспективу. «Лиаму Хемсворту!» – промелькнёт наивная надежда в сердцах простодушных девочек. Не в этой жизни, дамы. «Эмбер Хёрд!» – воодушевятся половозрелые мальчики. Увы, но снова нет. Гражданке Хёрд следует посвящать пространные галереи, но никак не тексты, поскольку в данном случае и тысячи буковок не смогут передать того, что уместится на одной картинке.

И даже не тебе, бедный-бедный Форд. Прости, Харрисон! Как-нибудь в другой раз. Ты дядька хоть куда, но сегодня мы поговорим всё же о фигуре более колоритной.

Вся правда о Гэри Олдмане

Управление гневом

Существуют разные способы актёрской игры. Некоторые – как Райан Гослинг, например, – просто тупо стоят, как истуканы, и с кислой рожей задумчиво шевелят глазами, что неизменно производит на всех впечатление тонкого психологизма. Олдмен, разумеется, тоже так умеет – чай, не квантовая физика или ракету проектировать – см. хотя бы нолановскую трилогию о Летучем Мыше. Суть в том, что столь продвинутому эксперту подвластны любые техники. Он может быть эффективен даже с минимальными средствами и сдержанными приёмами.

Но любим мы его не за это. На съёмочную площадку с Гэри Олдменом даже не нужно приносить зарядку для бытовой техники – он как ходячая электростанция генерирует такое напряжение, что получившейся энергии хватило бы, чтоб снабдить целый город. Взвинченный до предела, он отдаёт всего себя без остатка каждой роли. Все внутренние переживания он способен сыграть физически – виртуозной мимикой и внушительной пластикой. Стены содрогаются от взрывов его животной ярости. Его вклад в мировую копилку кривляний, ужимок и гримасничаний неоценим. Бесконечно разнообразный, он подарил кинематографу массу чудных и зачастую недобрых персонажей. И за это – мы жмём ему руку.

Знак качества

Представьте себе человека, стоящего на пороге совершения роковой и непоправимой ошибки, о которой он будет жалеть до конца своей жизни. Допустим, он собирается посмотреть недавнюю «Красную шапочку» американского производства. Будет ли хоть какой-то луч надежды, что поможет ему оправится от кошмара и окрепнуть в психической реабилитации? Разве что только Гэри Олдмен, попытавшийся облагородить это шапито своим присутствием.

Кажется, этот человек родился с атрофированным чувством лени. Даже когда нелёгкая заносит его в довольно постыдные проекты, он попросту не способен плохо выполнять свою работу. Повсеместно можно встретить отзывы, где фильм смешивают с какахами, но Олдмен непременно удостаивается своей порции похвалы.

Не исключено, что испуганные режиссёры паршивых картин говорят ему: «Воу-воу, полегче!!!» - и упрашивают играть хоть чуточку хуже. Ещё бы – из-за образовавшегося дисбаланса в гармонии мира, когда прекрасное сталкивается с безобразной отрыжкой кинематографа, вся вселенная рискует провалиться в тартары. Так что, господа киноделы, вы знаете, что делать: если вы хотите уберечь нашу планету, нужно немедленно звать Гэри туда, куда он принадлежит – на лучшие роли в лучших фильмах. Прописка на обочине блокбастеров и вещи типа «Шпион, выйди вон!» – это, безусловно, первые шаги к спасению, но путь до очищения кармы предстоит ещё неблизкий.

Убитый потенциал

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – кино про двух второстепенных персонажей «Гамлета», упоминаний которых у Шекспира кот наплакал. Том Стоппард решил сделать их центральными лицами и показать происходящее с их перспективы. Показательно и метафорично, что это один из, в общем-то, нечастых случаев, когда Олдмен исполняет главную роль (вместе с Тимом Ротом). Бессчётное количество раз его оставляли пылится с мимолётными партиями второго плана, когда он явно годился для куда большего. К сожалению, нашлось не так много людей вроде Стоппарда, кто разглядел бы в нём этот потенциал беззастенчиво командовать парадом.

Сложно объяснить подобную несправедливость чем-то, кроме поголовной продюсерской слепоты. Думается, поверь они в него и предложи в своё время подходящий проект, и зародилась бы колоссальная звезда на уровне Деппа или Дауни. Те дуралеи ведь тоже были не самыми очевидными кандидатами для «Пиратов» и «Железного человека», но выстрелили так, что Земля содрогнулась от восторга. Может, Олдмену просто не хватило смазливости, поскольку своей эксцентричной харизмой этим двоим он ничуть не уступает.

Безусловно, в том, как сложилась его карьера, должна быть и его вина. Где-то подвела интуиция, чтобы распознать никуда не годный проект, где-то тупо требовались деньги. Не говоря уже о том, что Гэри подавляющую часть своего рабочего стажа слыл клиническим бухариком. Завязать ему удалось только в начале 2000-х, а до этого заявляться на съёмки пьяным в стельку было для него привычным делом. Поэтому когда кажется, что Олдмен в кадре как будто бы не слишком твёрдо держится на ногах, ведёт себя странновато, а взгляд помутнён, не стоит удивляться. Весьма вероятно, это не только актёрский гений даёт о себе знать, но и крайняя наклюканность расписывает новыми красками его художественный образ.

Хороший, плохой и образина

Сам Гэри утверждает, что вообще-то он играл хороших парней гораздо чаще, чем плохих. Прямо уж таки гораздо? Кто-то либо искренне заблуждается, либо открыто привирает. Знамо дело, некоторые роли с трудом подаются точной классификации. Среди них есть как реальные личности, как нейтральные персонажи, так и, наконец, антигерои. Ненароком можно и запутаться, кто из них благородный рыцарь, а кто – неискоренимая скотина. Например, Людвига ван Бетховена в его исполнении, наверное, следует расценивать как представителя сил добра – после всего, что он по большой глухоте сделал для музыки. Но ведёт он себя порой, признаем, как вредный гондон.

Впрочем, если растерять последнее уважение к своему времени, можно посвятить себя оскорбительному для здравого смысла занятию: попытаться всё подсчитать. В результате и добряков, и плохишей получится примерно поровну – около двадцати с хвостиком. Условно положительные ребята, вероятно, действительно получат преимущество, пусть и весьма незначительное. Хотя если счесть партию гомосека-драматурга за противную природе и, следовательно, безоговорочно злодейскую, то как знать, в какую сторону качнутся весы?

В целом же, от непостижимого диапазона Олдмена разбежались бы глаза даже у какого-нибудь арахнида, отнюдь не жалующегося на недостаток органов зрения. Натаскавшись в театре, сумасбродный англичанин сразу же принялся рвать и метать в кино. Как он феерил в «Сиде и Нэнси» многие в курсе. Мощнейшим образом Гэри выступил в телевизионном фильме «Фирма». Там он предстал образованным и смекалистым футбольным фанатом, но в то же время болваном, чья жизнь бессмысленна без игр в войнушку. В «Состоянии исступления», криминальной драме об ирландцах в Америке, оказал подмогу Шону Пенну и Эдду Харрису – и, фигурально выражаясь, стёр с лица земли обоих. Блеснул в заунывных политических картинах – «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» и «Претенденте». Спрятался под тоннами восхитительно уродливого грима в «Ганнибале». Украсил собой и без того расчудесный фильм «Трасса 60» - очаровательную попытку мифотворчества от великолепного сценариста «Назад в будущее». Словом, его карьера была богата на события. Однако по-прежнему самое интересное – это то, чего мы ещё не видели. То, что будет впереди.

Неправильное восприятие

Однажды на съёмках «Дракулы» Вайнона Райдер не выдержала и сказала Олдмену: «БЛЯДЬ! ТЫ ТАКОЙ НАПРЯЖЁННЫЙ!!!» Гэри лишь удивлённо захлопал глазами, искренне не веря своим ушам: «Ты что, я же душка». Он не юлил. Самому себе он действительно всегда казался милейшим, добрым и отзывчивым малым, чья широкая улыбка наполняет сердца теплотой. На самом деле, она доводила их до инфаркта. Проблема Олдмена и, возможно, личная трагедия состояла в том, что никто в упор не видел этого дружелюбного шарма, который он себе приписывал.

В том же «Дракуле» в одной сцене Гэри пришлось переоблачиться в монструозную летучую мышь. Чувствовал он себя, по меньшей мере, придурковато. К слову, совершенно напрасно, поскольку костюм был что надо – интересно, что бы он сказал, если б ему пришлось сыграть Бэтмена с идиотскими резиновыми ушками? Поди, вообще бы сгорел со стыда. Но суть не в этом. Олдмен пожаловался режиссеру Копполе, что в таком виде он не слишком-то страшен и вообще – девчонки будут смеяться. Френсис Форд не растерялся и посоветовал Гэри пойти и сказать каждому из актёров, задействованных в кадре, что-нибудь ужасное. Олдмен буквально просиял и ринулся жарко нашёптывать на ухо всякое своим жертвам. Неизвестно, что же такого он им нагородил, но в фильме лица бедолаг демонстрировали все симптомы внезапно развившейся медвежьей болезни. Душка, значит, говоришь? Ну-ну.

Он всегда мечтал сыграть героя романтической комедии, о чем не упускал возможности поныть в интервью. Но кто в своём уме позовёт на сахарно-сопливую роль человека, от которого у окружающих начинается мандраж? Есть забавная ирония судьбы в том, что Олдмен так стремился попасть в легкомысленный жанр, из чьих стальных клешней все остальные актёры жаждут вырваться. Тому же Хью Гранту пришлось сыграть людоеда в «Облачном атласе», дабы доказать публике, что он годится хоть на что-то ещё, кроме как обаятельно скалиться.

Впрочем, с романтикой как таковой у Гэри сложилось всё не так уж и худо. Помимо «Бессмертной Возлюбленной», часто упоминаемый здесь «Дракула» - в куда большей степени история любви, нежели фильм ужасов. Как сказал сам Олдман, сыграть там стоило лишь для того, чтобы произнести фразу: «Я пересёк океаны времени, чтобы найти тебя». По аналогии эту картину стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы услышать, как Гэри говорит эту реплику.

А вот скудное использование его комедийного таланта – это и вправду непростительная халатность. Казалось бы, Жан-Батист Эмануэль Зорг из «Пятого Элемента» должен был намекнуть сомневающимся, что самоиронии Гэри вовсе не чужд. Дурацкая, но престижная премия Эмми даже подкинула ему номинацию за камео в сериале «Друзья» (7 сезон, серии 23-24, если кому интересно). Халява чистой воды – в совокупности на экране он пробыл от силы минут пять. Возможно, подобной щедростью телевизионщики хотели поощрить Гэри и привлечь внимание общественности к этой грани его дарования. Однако благотворительная акция не получила никакого серьёзного продолжения.

В народном сознании Олдмен строго остаётся блестящим исполнителем злодеев. Конечно, в этой ипостаси видеть его всегда отрадно. Жаль только, что ему не дали шанса доказать, что он блестящий исполнитель всего на свете.

Гений эпизода

В 1993 году Тони Скотт снимал «Настоящую любовь». Гэри согласился участвовать, даже не прочитав тарантиновского сценария. Скотт предложил ему сыграть сутенёра, купив Олдмена фразой: «Он белый, но думает, что он чёрный». Тогда это, видимо, представлялось занятным оксюмороном. Зато сейчас стало чем-то просто мороническим и повсеместным. Возможно, именно благодаря этой короткой, но запоминающейся роли. За каких-то десять минут Гэри украл всю картину, уведя из-под носа у Слейтера всё зрительское внимание. Кстати, капитан Джек Воробей чем-то отдалённо смахивает на Дрексла Спайви – и, надо думать, не случайно.

Эта история – типична. Очень часто Олдмену приходилось действовать на подхвате, довольствуясь объедками с барского стола. Он понимал, что ему будет отведена весьма скромная доля хронометража. Это побуждало его выкладываться на полную катушку, чтобы моменты с ним на экране запомнились навсегда. Когда Гэри сядет писать свою биографию, он вполне может её назвать «Рейдерский захват фильма за считанные мгновения: Инструкция».

Его Стэнсфилд из «Леона» ныне считается одним из величайших злодеев за время существования кино. Однако чисто по сценарию – это довольно малопримечательная роль. Ну, подумаешь, обдолбанный продажный коп из наркоконтроля – как ни крути, не самая революционная характеристика. Особенным его сделали манерность и экспромты Олдмена. Актёр, играющий отца Матильды, пережил всю тревогу пигмея, наступившего на хвост чёрной пантере, когда Стэнсфилд внезапно произвёл его контактный допрос с обнюхиванием. Жизнь беднягу к такому не готовила – это была импровизация со стороны Гэри. Равно как и его задвиги по Бетховену и классической музыке.

Долгое время позорнейшим пятном в истории американской киноакадемии являлось игнорирование Олдмена. Кто-то считал, будто он слишком театрален, другие – будто он сильно переигрывает. Всё это выдавало в авторах сих умозаключений дебилов, не способных отличить божий дар от яичницы. Запоздалой на пару десятилетий номинацией на Оскар Гэри лишили негласного звания «величайшего актёра, никогда не удостаивавшегося внимания претенциозной премии». Да ещё и за занудного «Шпион, выйди вон!» - прямо скажем, в актёрском смысле покорялись ему вершины и понеприступней. Но в качестве извинений – покатит, хотя так просто негодяям свою вину не замять. По крайней мере, учредители призов уже опомнились, а главного - зрительского обожания – у Гэри всегда было хоть отбавляй.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии