Метагалактический мегакинопортал
Звезда «Викингов» Трэвис Фиммел сыграет Уайатта Эрпа в новом сериале от History Спустя десять лет ситком «Уилл и Грейс» возвращается с новым сезоном Ноль кадров в секунду. Выпуск 144: Аналитика на кофейной гуще «Родина» завершится после восьмого сезона Создатели «Защитников» Marvel поделились деталями сюжета
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:
30

Вся правда о Джиме Керри

Как известно, не вынесла душа поэта позора мелочных обид – уровень насилия в «Пипце-2» так ранил Джима Керри, что он отказался продвигать фильм в массы. Чек получить, правда, отчего-то не отбрезговал. Возможно, потому что, несмотря на этические дилеммы, сам он выступил огнемётно. Вот только мало его там очень. Отдавая должное его вкладу в картину, эта статья тоже будет не самой большой.

Активная жестикуляция, взмахи руками и глаза навыкате – кто-то скажет, что это кривляния, но дипломатичнее будет назвать такое поведение «театральной манерой». Так вот: то, что делает Джим Керри – это совершенно точно не «театральная манера». Даже у беснующихся макак в зоопарке больше шансов попасть под это определение. Термин «обезьянничать» Джим доводит до невероятных высот, которые его братьям меньшим и не снились.

Рожи он корчит такие, что заподозрить в нём психически здорового человека крайне непросто. С каждым новым фильмом телефоны санитаров из лечебниц, наверное, раскаляются от встревоженных звонков, что опасный псих на свободе и снимается в кино. Главное, не стоит пытаться повторить увиденное перед зеркалом – велик риск вывихнуть себе какой-нибудь лицевой мускул. Или нанести своей квазимордой моральную травму детям и беременным женщинам, вызвав у них преждевременные роды. В общем, слава чемпиона мира по мимической гимнастике за Джимом закреплена на век. Зрачки крутят сальто, рот садится на шпагат, брови встают на мостик и мечутся в рондатах. Зрелище страшное, но захватывающее.

По сути, избыток гримасничанья – это зло и никак не соотносится с понятиями о достойной актёрской работе. Камера и без того преувеличивает все движения, делая их на экране ещё более гротескными. Не даром применительно к лицедейству говорится, что меньше – это больше.

Каждый раз, когда Джим Керри выходит на сцену, он фигурально подтирается томиком с заповедями, воспевающими эту кроткую сдержанность. В каком-то смысле он – борец с системой. У него есть свой уникальный стиль. С ним он переходит ту черту, за которой, казалось бы, просто не существует актёрской игры — как звука в космосе. Все его перегибы, по уму, должны выглядеть бездарно, безвкусно и неуместно. Нередко именно такое впечатление они и производят. И всё-таки гений Керри в том, что, по большому счёту, его мракобесие работает. Умение преобразить нечто непотребное и безвыигрышное в действительно талантливые номера дорогого стоит. 20 миллионов капусты, если быть точным. Джим стал первым исполнителем, кто уместил в карманах такое количество бабла за одну роль.

Впрочем, тогда он не упустил шанса посетовать на нелёгкую судьбу. Дескать, не всё так радужно – пока выплатишь долю агентам и прочим причастным, да налоги вычтешь, того и гляди, окажешься босым сиротой на улице без копеечки в кармане. Дай бог, миллионов 5-6 наскребётся. Трудно представить, как настрадавшийся комик терпел такие нечеловеческие лишения.

Керри настолько самобытное явление, что перерастает фильмы и роли, которые ему предлагают. Задачей произведения становится не столько рассказать захватывающую историю, сколько показать во всей красе свою главную звезду. Сценарии он пропускает через мясорубку собственного эго, перекраивая их под свои нужды. Зачастую воплощаемые им персонажи не просто трудноотделимыми от него – они жалобно ютятся в его тени.

Даже когда он меняется до полной неузнаваемости, хороня себя под многоэтажными слоями грима, его на раз вычислит и ребёнок. Будь это нейтральный «Лжец, лжец» или бестолковый «Гринч – похититель рождества» - один фиг – мультяшная пластика выдаёт его с носом. Есть подозрение, тот же капитан Джек Воробей в его исполнении куда больше бы походил на малахольного канадца в пиратском костюме, нежели на самодостаточного героя. С Джонни Деппом, например, получилось наоборот – созданный образ затмил всё, что он когда-либо делал, и теперь мерещится в каждой его работе.

И в то же время однообразие едва ли можно вменить Керри в грех. Свой путь к славе он начинал как стенд-ап комик, чьей специализацией были пародии известных личностей. В определённый момент он понял, что это отсосное занятие не имеет перспектив. Тогда он поменял свою программу, полностью отказавшись от подражаний. Вместо этого в течение полугода каждый вечер он выбирался на суд публики совершенно неподготовленным, как студент с бодуна перед экзаменом – и импровизировал. Люди, привыкшие к его старой рутине, не проявляли особого восторга. Некоторые экспромты Джима оказывались настолько удачными, что в знак признательности зрители швыряли в него помидоры и кухонную утварь. В особо впечатлительных господах просыпались людоеды – им хотелось узнать Керри поближе, желательно на вкус. Бедняге приходилось сдерживать их натиск разбитой бутылкой.

Чтобы понять их гнев и горечь утраты, достаточно посмотреть «Человека на луне» Милоша Формана. Фильм пусть и на любителя, но зато показывает, что Джим – настоящий похититель тел, когда речь заходит об имитации. Он с лёгкостью выкидывает набор весь своих коронных ужимок и полностью вселяется в чужую шкуру. Хоть он и играет комика, роль – одна из его самых серьёзных. Главным образом потому что Энди Кауфман, на ком основана картина, был настолько авангарден, что его выходки веселили исключительно его самого. Репертуар его составляли мистификации, провокации и экстравагантные розыгрыши – сейчас с такими товарищами не носятся, а без затей называют троллями и пранкерами.

Тем не менее, Керри оспаривал право быть собой до конца – и добился признания. Думается, этот опыт его закалил, а главное - показал готовность смело пробовать что-то новое. Не даром он обходит стороной съёмки в родных сиквелах. Хотя, казалось бы, вот лёгкие путь и деньги. Единственным исключением стало продолжение «Эйса Вентуры». Ведь, как говорится, один раз – не содомит. Правда, сейчас готовится новая часть «Тупого и ещё тупее». Ой.

Некоторые, возможно, помнят серию землетрясений в 1994-м – это громыхала фанфарами кинокарьера Джима Керри. Молодой комик выдал серию хитов, от которой бокс-офис заходил ходуном. До этого его вылазки на большой экран заканчивались довольно бесславно. Разве что комедия «Земные девушки легкодоступны» по какой-то немыслимой причине вроде как заимела культовый статус. В преддверии успеха Джим батрачил в афро-американском скетчевом шоу «В живом свете» с очень специфическим афро-американским юмором. Вырвавшись из чёрного рабства, он шандарахнул по прокату «Эйсом Вентурой», «Маской» и «Тупым и ещё тупее».

Тот год стал воздаянием кармической справедливости. Декадой раннее Керри надоело убеждать себя, что бедность не порок, и он выписал себе отсроченный чек на 10 миллионов долларов, надеясь разбогатеть и обналичить его через десять лет. И вдруг жизнь начала его буквально закидывать мешками с наличностью. Как объяснить такой триумф? Ведь многие вещи он делал через жопу. Натурально. Истина глаголет отнюдь не устами младенца. Как гордо отмечает Джим, до «Эйса Вентуры» ни один актёр не додумывался говорить своей задницей. Остаётся только похлопать сему неординарному достижению и прислушаться, что же гласит этот рупор мудрости.

На первый взгляд персонаж Эйса Вентуры – придурок. Но если присмотреться, он – идиотина. Однако стоит копнуть глубже и… нет, он по-прежнему клоун и осёл. Удивительно другое: при всём при том он – действительно классный. К нему липнут женщины, из всех ситуаций он, в конечном счёте, выходит победителем, держится очень уверенно и никому не позволяет делать из себя дурака – с этой задачей он превосходно справляется сам. Возможно, секрет в самоуважении. Несмотря ни на что, его герои остаются харизматиками со своим букетом положительных качеств, а не простыми посмешищами.

В жанре комедии он покорил все рубежи. Где его фильмам не хватало художественности, они компенсировали это неизменным кассовым успехом. Даже барахло вроде «Бэтмена навсегда», «Аферистов Дика и Джейн» и «Пингвинов мистера Поппера». Разве что отличный «Лемони Сникет: 33 несчастья» откровенно не добрал.

В определённый момент Джиму захотелось чего-то другого. Керри просёк гениальную фишку: он так всех утомил чрезмерным фиглярством, что в его случае достаточно стоять как вкопанному, чтобы это прокатило за выдающееся актёрство. Выяснилось, только и надо, что продемонстрировать немножко самодисциплины - и чудо обеспечено. В «Мажестике» и «Вечном сиянии чистого разума» он выглядит настолько искренне и естественно, что диву даёшься, кто этот человек и где он пропадал раньше. В «Шоу Трумана», кстати, тоже, но там видно, как нелегко ему даются лишения профессии – бедняга периодически срывается, и его слегка колбасит. Так или иначе, эта игра на контрастах в контексте всего творчества явно украсила его послужной лист.

В памяти о таланте Керри осядут не конкретные фильмы, а их совокупность, как это бывает у комиков. Всё-таки общепризнанных шедевров у него в копилке не так много. Те же «Шоу Трумана» и «Вечное сияние чистого разума» характеризуют его с лучшей стороны, но не с главной. По большому счёту, его фильмография – это одно огромное скетч-шоу, полное абсурдных зарисовок, безумных перевоплощений и скоморошеских проделок. Это долгоиграющая программа полна противоречий, но, надо признать, не смотреть её невозможно. Нравится это кому-то или нет, но в портретной галерее классиков комедии перекособоченной роже этого одарённого человека завсегда найдётся место.

 
Меню

Новые комментарии