КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Звёздный путь: Дискавери» принял на борт Джеймса Фрейна и готов к очередному переносу даты премьеры «Обзоры Ильи Кролика» — фильмы «Закон ночи» и «Ла-Ла Ленд» Lucasfilm обещает не воссоздавать принцессу Лею Органу в будущих фильмах Apple подумывает о производстве сериалов Prison Break — второй трейлер пятого сезона
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:
36

Лучшие игры 2013 года. Итоги

Лучшие игры 2013 года. Итоги

Кто бы мог подумать: мы всё-таки не забыли о подведении итогов 2013 года в игровом разделе! Долго ли, очень долго ли, но мы всё-таки собрались, подумали…

…и осознали, что подход, успешно использованный в киношном и анимешном разделах, где члены Всеяредакции голосовали в топах, аналогичных тем, что были предоставлены нашим читателям, – он в данном случае не сработает. У одних из нас нет большей части игровым платформ, у других – желания знакомиться с играми, не относящимися к любимым жанрам, и если при голосовании большого числа пользователей эта проблема более-менее успешно сглаживается, то для небольшой команды подобное – гарантия сломанного топа.

Потому мы решили поступить так же, как поступали при подведении итогов 2011 года, и раздать персональные награды. Вместо того чтобы в обязательном порядке определять лучшие шутеры, квесты, RPG и гонки, каждый желающий автор придумывал интересные ему номинации, подбирал номинантов, определял победителя и комментировал свой выбор. Получившийся список, даром что во многом пересекается с читательским голосованием, всё-таки ему не идентичен – и это, пожалуй, делает оба топа лишь интереснее.

Мы, впрочем, как это водится, воздержимся от подробного комментирования пользовательских итогов – всё-таки расхваливать победителей стоит тем, кто обеспечил им победу. Посему придумать описания к вашим первым местам мы предлагаем именно вам − если, конечно, у вас есть такое желание. Пишите свои версии в комментариях, а мы выберем лучшие из них и внесём на страничку топа, где ваши хвалебные оды будут запечатлены на долгие годы. Ну или не пишите − дело ваше. Можете просто насладиться как нашими итогами года, так и результатами вашего голосования − благо есть чем наслаждаться и что обсуждать.

Кино года
Одни из нас

The Last of Us («Одни из нас») – Самая кинематографичная игра 2013 года

Другие номинанты:
GTA V
Beyond: Two Souls

Кинематографичность игр продолжает расти. Анимация становится лучше, играть героев крупных блокбастеров всё чаще зовут натуральных таких звёзд Голливуда, а постановка и качество спецэффектов пусть и остаются позади лучших фильмов современности, однако легко могут посоревноваться со многими кинобоевиками не таких уж прошлых лет. Но, к счастью, всё это – не главное в развитии видеоигр как зрелищного искусства, умело рассказывающего интерактивные истории. Пока Дэвид Кейдж пытается делать фильмы вместо игр, а Rockstar с большим трудом ищут точки соприкосновения между геймплейной и заставочной частями, разработчики из Naughty Dog нашли способ сделать свои игры кинематографичными, не отнимая у них ни цельности, ни права быть играми.

The Last of Us – цельное произведение, в котором происходящее в интерактивной части и отлично работает, и глаз радует, и естественно перетекает в заставки, не порождая ни визуального, ни, что важнее, повествовательного диссонанса (проблемы остались, спору нет, причём серьёзные – но они вышли более-менее обособленными). Naughty Dog сделали на AAA-уровне то, к чему сейчас стремятся многие инди: рассказали красивую историю, тем более затягивающую благодаря своей интерактивности, – но при этом не забыли, что в игры должно быть интересно играть.

По сути, The Last of Us – новый пусть не идеальный, но, быть может, ярчайший на данный момент пример того баланса, к которому должны стремиться сюжетно насыщенные игры.

Награждал Лев Гринберг
Сиквел года

BioShock Infinite – лучшая игра-сиквел 2013 года

В этом году франчайзы радовали нас новыми частями на любой вкус. Одни перезапускали известные серии, получая на выходе героев вроде и со старыми именами, но изменившихся до неузнаваемости (DmC: Devil May Cry, Tomb Raider). Другие завершали свою изначально задумавшуюся трилогией серию, правда, в финале умудряясь нарисовать вместо жирной точки настолько хитровыебанный знак препинания, что если у данной трилогии не появится четвёртой части, то восприниматься это будет не иначе как преступлением (Goodbye Deponia). Третьи брали заезженную ежегодным паразитированием механику, слегка меняли приоритеты и умудрялись получить из этого на удивление свежий и затягивающий проект (Assassin’s Creed IV: Black Flag). Четвёртые просто делали больше, лучше и увлекательнее (GTA V). Пятые продолжали полировать до блеска драгоценный камень, который всем давно наскучил (God of War: Ascension).

А Irrational Games взяли да и создали новый мир. Вместо мрачного, умирающего подводного Рапчура – красочная летающая в облаках Колумбия. Вместо молчаливого протагониста – полноценный персонаж со своими скелетами в шкафу. Вместо одиночества и переговоров по радио – одна из самых лучших компаньонок в истории игр. Вместо выживания в узких коридорах – яростные перестрелки на широких площадях.

Но при всём при этом даже до выхода дополнений, прочно связавших BioShock Infinite и BioShock, приключения Букера и Элизабет были достойным продолжением линии, заложенной Кеном Левином ранее. Как Final Fantasy долгое время умудрялась оставаться единой серией несмотря на постоянную смену персонажей, сеттингов и геймплейных механик, так и серия «Шоков» смогла сохранить свою цельность, не ограничивая самостоятельность и уникальность отдельных игр.

Награждал Лев Гринберг
Робинзонада года

Робинзонада 2013 года – Don't Starve

Другие номинанты:
Sir, You are Being Hunted
How to Survive
State of Decay

Долой автоматическую регенерацию и пуленепробиваемых героев! Для любителей тяжёлых испытаний и виртуальной жизни не «благодаря», а «вопреки» в этом году самое что ни на есть раздолье: мы несколько раз боролись за выживание в условиях зомби-апокалипсиса, прятались от роботов-англофилов с ружьями и пытались выжить в атмосфере сюрреалистичной детской сказки.

Последняя с лёгкостью выигрывает у порядком наскучивших мертвецов и пока ещё недоработанной «На вас охота, сэр», всё никак не выбирающейся из стадии Early Access. Свежая стилистика (художники Klei уже давно напрашиваются на всевозможные награды), серьёзная сложность и глубоко проработанная механика выживания добывают Don`t Starve пальму первенства и помогают выжить в условиях столь серьёзной конкуренции.

Награждал Филипп Вуячич
Атмосфера года

BioShock Infinite – самая атмосферная 2013 года

Нет, вы только поглядите на это чучело! Стоит на высоком пьедестале в медалях с головы до пят, а на деле лишь скучный шутер с сюжетом, «позаимствованным» из научной фантастики прошлого века! И компаньонка эта – «принеси патронов, похлопай глазами, попади в пространственно-временную беду»! Может быть, всё дело в костюмчике?

Сквозь сарказм проглядывает и доля истины – Bioshock Infinite можно воспринимать по-разному (ярые ненавистники, вы же существуете, правда?), однако в отношении безупречно выверенной стилистики любые споры излишни. В ушедшем году вам не найти по ту сторону экрана мира живее Колумбии. Привыкайте к мысли, что ваши глаза больше вам не принадлежат – отныне они собственность Bioshock.

Награждал Филипп Вуячич
Самая страшная игра года
Тук-Тук-Тук

Knock-knock («Тук-тук-тук») – Самая страшная игра 2013 года

Пусть «Тук-тук-тук» создавался с иной целью и пугает только невзначай, в этом году он заслужил своего маленького и золотого «чёрта из табакерки» – хотя бы из чувства противоречия и в качестве протеста. Ведь награждать тихий ужас в лице вышеозначенных хорроров – значит переводить золото и вымучивать лицемерную похвалу.

На дворе стоял тринадцатый год, однако нас с пугающей настойчивостью продолжали пичкать тёмными силуэтами, скрипами и «неожиданно» выпрыгивающими чудиками. И пускай новая Amnesia могла похвастаться мощной драматической составляющей, а Outlast пытался поселить в сердце игрока панику – все они в качестве ужасов морально устарели.

Творение Ice-Pick Lodge идёт гораздо дальше эти затасканных финтов. Страх в «Тук-тук-тук» – это страх неизведанного, абсолютно иррациональный и именно потому пугающий по-настоящему. Страшно не быть запертым в подвале с человекообразными свиньями, страшно быть запертым в собственной голове. Мы все – Жилец. Хитры г-н Дыбовский и компания: пока другие продают экскурсы в затхлые дома и водят за ручку по подвалам, они устраивают игроку экскурс в его собственную голову. И это достойно награды.

Награждал Филипп Вуячич
Сценарий года

BioShock Infinite – игра с лучшим сценарием 2013 года

Другие номинанты:
The Last of Us
Goodbye Deponia
Memoria
GTA V

Сложно написать идеальный сценарий для игры. Goodbye Deponia, скажем, заканчивается в какой-то мере логично с точки зрения становления конкретного персонажа – но совершенно не так, как заслуживают помогавшие ему несколько лет геймеры (синдром Mass Effect, пусть и в куда менее запущенной форме). The Last of Us, даже если забыть об общей банальности истории (этот недостаток с лихвой искупает её качество), то и дело совершает неприятную ошибку: думает, что рассказываемой интерактивно истории простительны все те ходы, что работают в кино.

Не идеален и BioShock Infinite. Тут есть заметные, пусть и не критичные провисания в середине. Тут, говорят, хватает сюжетных дыр – что весьма вероятно для истории, вращающейся вокруг путешествий по времени, пространству и параллельным вселенным. Но повествование BioShock Infinite, даром что не идеально, всё равно великолепно. Благодаря захватывающему дух миру, запоминающимся персонажам и их закрученным историям.

Спору нет: люди, не проникшиеся рассказом о Колумбии, Элизабет, Комстоке, Лютесах, Букере, рабстве, причинно-следственной связи, необходимости отвечать за свои поступки и том, как же всё-таки жутко в психушках, – они найдут, чем оправдать свою нелюбовь к игре. Но будем откровенны: в основном BioShock Infinite не любят не те, кого отталкивают его недостатки, а те, кого не впечатляют его достоинства. Просто потому что в противном случае последние перевешивают любые придирки одним мизинцем.

Награждал Лев Гринберг
Мини-номинации
  • Самый вялый финал трилогии, или «Плохо кончил» года – Финал Dead Space 3
  • Самый удачный финал трилогии, или «Кончил с отличием» года – Финал Crysis 3
  • Пациент года, или «Ода о заплатках 2013» – Battlefield 4
  • Перенос года, или «Не дождались в 2013» – Watch_Dogs
  • Бастард года, или «Нахуй было вообще такое выпускать 2013» – Aliens: Colonial Marines
  • Самые модные очки года – Сэм Фишер (Splinter Cell: Blacklist)
  • Певец года – Лоу Вэнг (начальная заставка Shadow Warrior)
  • Лучший шутер с наших окраин – Metro: Last Light
  • Брутальный мужчина года – Джоэл (The Last of Us)
  • Элегантный гетеросексуал года – Данте (DMC: Devil May Cry)
  • Лучший вид сзади 2013 – Tomb Raider
  • Перебежчик года – Джон Кармак, променявший id Software на Oculus VR.
Награждал Георгий Гогидзе
Герой года
Халеф бен Джалиф (говорящий посох)

Посох из Memoria – лучший герой из игр 2013 года

Другие номинанты:
Букер ДеВитт (BioShock Infinite)
Дэдпул (Deadpool)
Джоэл (The Last of Us)

Очень трудно говорить об этом персонаже, не скатившись в злостные спойлеры. Слишком уж мало о нём известно поначалу − просто болтливый посох, найденный принцессой в тёмном склепе. Однако по мере движения сюжета вперёд игрок узнает его лучше, поймёт его трагедию, порадуется его успеху. Станет ясно, что Халеф, поначалу казавшийся второстепенным персонажем, большую часть времени лежащим в инвентаре, на самом деле является одним из главных героев, с подачи которого всё началось и которым всё закончилось.

Сюжет «Мемории» вообще имеет такое свойство: под конец он становится куда интереснее, чем вначале, и не потому, что вначале ничего не происходит, а потому что игрок ещё не понимает многое из происходящего. Только когда нити соединяются и таинственные фигуры выходят из тени, становится ясно, насколько хорошо прописаны некоторые персонажи в этой игре, − и Халеф бен Джалиф в этом смысле великолепен, без сомнения.

Награждал Виктор Горов
Депония-3
Руфус

Руфус из Goodbye Deponia – лучший герой из игр 2013 года

Дэдпулу досталась слишком плохая игра. Джоэл хорош, но очень уж банален и эгоистичен. Букер – шикарный герой, но он меркнет на фоне всего остального, что есть в BioShock Infinite, – ну не его это история, каким бы активным её участником он ни был.

А вот Руфус может честно и без зазрения совести сказать, что «Депония» – серия о нём. Об эгоистичном, самовлюблённом, не думающем о последствиях, однако при этом не раз и не два поступающем правильно в моменты, когда это бывает особенно важно, − даже если ему приходится жертвовать всеми своими мечтами и надеждами. О герое, который всегда смотрит вперёд и потому не видит бед вокруг себя – но при этом оказывается единственным, сил и решимости коего достаточно, чтобы попытаться спасти мир.

Руфус – концентрат пороков и недостатков, но при этом большую часть времени авторы успешно ходят по краю, позволяя недостаткам Руфуса делать его интересным, а не неприятным.

Награждал Лев Гринберг
Героиня года
Элизабет

Элизабет из BioShock Infinite – лучшая героиня из игр 2013 года

Другие номинанты:
Гоал (Goodbye Deponia)
Лара Крофт (Tomb Raider)
Элли (The Last of Us)

Повезло нам, что в Goodbye Deponia практически не было Гоал, а то ведь эта восхитительная милашка, умудряющаяся совмещать адекватность, любовь к приключениям и достойное зачисления в суперсилы умение любить и поддерживать Руфуса, – она была редким персонажем, способным мало-мальски потягаться с Элизабет за награду. Лара Крофт стала человечнее, чем была, но из-за проблем со сценарием в итоге превратилась едва ли не в маньяка-убийцу. К Элли как героине нет особых претензий, но Элизабет и милее, и привлекательнее, и харизматичнее, и история у неё куда сложнее и интереснее, чем у девочки, которую «В поликлинику надо сдать, на опыты».

За прошедшее с выхода BioShock Infinite время мы успели познакомиться со взрослой, мстительной итерацией Элизабет (и даже побывать в её шкуре), и она тоже была по-своему хороша и интересна, но мы навсегда запомним не эту роковую женщину, а именно ту мечтающую о Париже девочку, которую вызволили из её золотой клетки.

Такие не забываются.

Награждал Лев Гринберг
Запоздалый порт года, или «Лучше поздно, чем никогда»

Mortal Kombat – лучшая игра, с запозданием вышедшая на PC в 2013 году

А вот и номинация имени ПК-слёз, текущих ПК-потоками (торрентами, на языке Шекспира). На GTA V в этом году не наплакали, на The Last of Us и в следующем не наплачем, однако улов и без того царский.

Выудив из сети самый долгожданный (мне жаль, Brütal Legend, но столько не ждут) порт, водружаем на его шею заслуженную медаль. И здесь, презрев какие-либо объективные критерии, награда выдаётся за объём доставленного удовольствия. Может, порт и получился не из лучших (многие грешат на оптимизацию), может быть, файтинги и не самый подходящий для ПК жанр, однако мониторы успели замёрзнуть без огонька Скорпиона, а колонки охрипли без фирменного «Finish him!». Самое время восполнить потерю. Не всё же «Уличным бойцом» единым. Вот если бы Metal Gear Rising прилетел чуть раньше, судьба номинации могла бы сложиться иначе.

Награждал Филипп Вуячич

Brütal Legend – лучшая игра, с запозданием вышедшая на PC в 2013 году

А помните, какой кипиш царил лет пять назад, когда Brütal Legend ещё только находился в разработке? Некоторые прямо-таки на ушах стояли от того, что РС не был указан в списке платформ: создавали и подписывали петиции, клятвенно обещали не пиратить игру, проклинали разработчиков и тут же бросались валяться у них в ногах... Ну как же, игру ведь делал сам Тим Шейфер, музыку брали у именитых групп, да и трейлеры выглядели на редкость задорно.

За прошедшие с тех пор годы РС-геймеры успели наслушаться, что как игра Brütal Legend ничего особенного собой не представляет, и сначала охладеть к игре, а потом и вовсе подзабыть о её существовании. И вот только после всего этого Brütal Legend наконец-то решили издать на РС. Спасибо, блин.

Нет, правда, спасибо. Потому что это классная игра. Да, она плоха именно как игра, геймплейно: идиотские «стратегические» вставки портят всё впечатление. Но то, что она обещала, что показывала в трейлерах и чем зазывала, − это сделано на пять баллов. Атмосфера великолепна. Персонажи великолепны. Пейзажи, будто сошедшие с обложек музыкальных альбомов, великолепны. И музыка прекрасна настолько, что хочется плакать от восхищения. Так что пусть и с опозданием, но всё-таки спасибо.

Награждал Виктор Горов
Инди-игра года

Antichamber – лучшая инди-игра 2013 года

Другие номинанты:
The Swapper
Papers, Please
Guacamelee!

Будем откровенны: инди-разработчики паразитируют на трендах ничуть не меньше, чем крупные издатели. Одно только количество выживательных симуляторов, появившихся в свете безумного успеха Minecraft и DayZ, об этом даже не говорит – вопит (и потому возникла соответственная номинация где-то выше).

К счастью, инди достаточно много, чтобы на каждого почитателя чужих идей приходилось по разработчику, стремящемуся сделать что-то мало-мальски свежее и уникальное. Так, автор Papers, Please взял одну из самых скучных работ на свете – бюрократическое перекладывание и сверку бумажек – и сделал на её основе стильную, затягивающую игру с шикарной атмосферой и интересным миром. А создатели The Swapper взяли традиционный космический хоррор-сеттинг и показали, что при должном умении он может работать и без преследующих героя монстров – причём работать как минимум не хуже, а то и лучше, чем с ними.

Но все эти достижения меркнут рядом с Antichamber. Да, тут есть традиционный вид от первого лица и отдельные принципы «Метроидваний», но в остальном всё, начиная от цветовой гаммы и заканчивая законами физики в порождении Александра Брюса своё, необычное. Конечно, далеко не всем придётся по вкусу необходимость натурально отбрасывать практически весь свой геймерский опыт и с нуля учить законы нового мира – но те, кто не дрогнут перед таким испытанием, получат от Antichamber море удовольствия.

Награждал Лев Гринберг
Игра года

BioShock Infinite – лучшая игра 2013 года

Другие номинанты:
The Last of Us
GTA V

В 2012 году подводить итоги было (ну, было бы, не поленись мы это сделать) и сложно, и бессмысленно: очень уж мало по-настоящему стоящих проектов родилось на свет, а выбирать лучших из худших – не самое увлекательное занятие. В 2013 же такой проблемы не оказалось и близко: этот год, пожалуй, войдёт в историю индустрии как один из самых ярких и насыщенных крутыми проектами.

И всё же, пускай заслуживающих внимания игр за 2013 год вышло предостаточно, три из них сверкали настолько ярко, что остальные конкуренты как-то стушевались, сгорбились и покорно разбрелись по углам, чтобы тихонько радоваться тому, что геймеры покупают за год больше трёх дисков.

GTA V провела настолько шикарную работу над ошибками, что приглянулась даже заядлым критикам GTA IV. The Last of Us показал, серьёзная атмосфера и неспешный геймплей даются команде из Naughty Dog не хуже, чем привычное по Uncharted или Crash Bandicoot жизнерадостное приключенческое раздолбайство.

Но в конечном итоге именно BioShock Infinite произвёл на нас самое сильное впечатление. Кен Левин, автор великолепных System Shock 2 и Bioshock, не просто не разочаровал − он превзошёл сам себя. А потом удалился из мира ААА-блокбастеров… однако на такой высокой ноте не грех уйти. Кен показал, насколько атмосферными, умными, красивыми, увлекательными, живыми могут быть видеоигры. Серьёзно, пусть пробуют. А то ведь BioShock Infinite доказал, что мы всё ещё способны испытывать по-детски искреннее восхищение – когда есть чем восхищаться. И нам бы очень хотелось хотя бы иногда испытывать это ощущение и впредь.

 
Меню