Новые сериалы 27 марта — 2 апреля «Нет игры, нет жизни: Ноль» — трейлер и сэйю Вся правда о Могучих рейнджерах Лучшее аниме осени 2016 года Исправят ли анимацию в Mass Effect: Andromeda?
55
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Реквием по «Трансформерам»

Реквием по «Трансформерам»

В середине 90-х питерский «Шестой канал» (ныне СТС) начал транслировать мультики про трансформеров – это было одно из самых важных событий детства нынешних представителей поколения двадцати- и даже тридцатилетних. Впрочем, тогдашнее руководство телеканала подошло к вопросу очень своеобразно: в течение пары лет нам показывали шесть сезонов японского и американского производства в чуть ли не случайном порядке; бедные дети мучились от взаимоисключающих параграфов, но всё равно кайфовали от разноцветных роботов, превращавшихся в машины, в самолёты и даже в динозавров.

Хотя восходит история аж к началу 80-х, когда в одной японской компании по производству игрушек (то была Takara Tomy) догадались выпустить роботов, умеющих принимать альтернативную форму техники, в том числе бытовых устройств. Гениальное маркетинговое изобретение (ещё бы – две игрушки в одной!) спустя пару лет заинтересовало больших дядь из корпорации Hasbro – те быстренько заключили договор с азиатами. Так появились игрушки-трансформеры, которых необходимо было продвигать на рынке, – и на помощь пришла Marvel. В издательстве за пару дней на коленке соорудили общий синопсис и придумали автоботов с десептиконами; персонажи в кратчайшие сроки начали свою войну на страницах комиксов.

А в 1984-м стартовал первый мультсериал – тот самый каноничный «Трансформеры: Generation 1». Трансформеры буднично воевали на Кибертроне, но ресурсы планеты стремительно истощались – необходимо было срочно найти другое поле битвы. После непродолжительной стычки в космосе роботы от души врезались в Землю и пролежали в коме несколько миллионов лет. Очнулись герои как раз в наше время, чтобы с новыми силами продолжить биться друг против друга на радость людям.

Большинство эпизодов первых двух сезонов (автор попытался освежить детские воспоминания в сознательном возрасте, и ничего хорошего из этого не вышло) похожи как две капли масла: автоботы тусят с людьми, десептиконы готовят Коварный План и затем нападают на нефтяную вышку / электростанцию / иной источник энергии. Организуется вялое сражение без единой жертвы и с перестрелками с непременным «эффектом штурмовика», Старскрим трусливо сливается раньше всех, а Мегатрон напоследок злобно машет кулачком, обещая отомстить. И так почти шесть десятков серий.

Хотя в Hasbro долбали сценаристов и аниматоров сериала куда сильнее, чем нынче жужжат на ухо Майклу Бэю: в мультике появлялись достаточно оригинальные образы роботов. Составные монстры из пяти-шести трансформеров (не одним Девастатором мы были сыты), роботы-звездолёты и даже колоссальные по части размеров персонажи, в спокойном состоянии прикидывающиеся целыми городами.

Реквием по «Трансформерам»

После второго сезона, летом 1986 года в прокат вышла полнометражка, которая так и называлась – «Трансформеры: Кино». И она оказалась настолько крутой, что даже сейчас тянет на золотую медаль по всеяредакционной шкале ценностей и превосходит три последних фильма Бэя. Отличный саундтрек, шикарная постановка боёв, вменяемый сюжет с неожиданными поворотами (и это не сарказм; сука, мы же «Трансформеров» обсуждаем!) и в какой-то степени даже излишний драматизм. В Hasbro срочно попросили заменить линейку игрушек и как можно агрессивнее представить свежие продукты – в результате сценаристы с особой жестокостью перебили почти половину любимых персонажей из двух сезонов, в том числе Оптимуса Прайма. Но всё равно, как же трагично смотрелась тогда смерть лидера автоботов.

В полнометражке Мегатрон проапгрейдился до потрясающе безумного и злобного Гальватрона, появились эпичный трансформер-планета Юникрон, а также квинтессоны – создатели роботов и Кибертрона. Таким образом несколько приевшийся сеттинг расширился до космических далей и инопланетных рас, и история стала в целом выглядеть интереснее.

В третьем сезоне «Первого поколения» герои пытались очухаться после войны, а сюжет стал чаще отдаляться от Земли с её энергоресурсами, что только пошло на пользу сериалу; плюс, наконец, появилась какая-никакая сквозная линия.

А дальше создатели мультфильма погрузили свой проект в какой-то ад: в рамках четвёртого сезона вышло всего три серии про становление «золотой эры» на Кибертроне и глобальный счастливый конец. Ненадолго появился новый антагонист – Скорпоног, а также нарисовались, хм, Властоголовы (The Headmasters по-нормальному).

Одновременно собственный мультсериал запустили японцы, тоже по мотивам линейки The Headmasters, он так и назывался и состоял из 38 эпизодов; разумеется, восточная версия игнорировала события американского четвёртого сезона. Тут уже действие разворачивалось исключительно в космосе; новый сезон в какой-то степени оказался «анимешным» в худшем смысле – тому виной общая затянутость, великий пафос и откровенное однообразие.

Реквием по «Трансформерам»

Потом из, опять хм, «Властоголовов» появилось ещё одно аниме – Masterforce, оно же «Воины Великой Силы». Это та версия (никак не связанная с предыдущими четырьмя сезонами и полнометражкой), где люди превращались в головы трансформеров; роботы при этом самостоятельно ничего собой не представляли (спойлер: до финального эпизода). Там сюжет вообще двигался со скоростью улитки, а основная интрига заключалась в появлении новых персонажей раз в несколько эпизодов. Данный кусочек истории «Трансформеров» почему-то в наших краях пользуется особой популярностью, хотя смотреть его сегодня не менее мучительно, чем всё остальное.

Ну и, наконец, в 89-м вышел сезон под названием Victory, тоже японский и тоже никак толком не связанный со всем, что было ранее (хотя формально это прямое продолжение Masterforce). Истребитель, Смертоносец, Львиноморд – если вам что-то говорят эти имена, то поздравляем: ваш внутренний ребёнок пока не окончательно наложил на себя руки.

Американцы в 1992-м пересняли в сокращённом и более логичном варианте сезоны Generation 1, назвав ремейк – ага – Generation 2. «Шестой канал» по несколько раз в какой-то дикой последовательности показывал все описанные выше мультсериалы; в голове маленьких зрителей, как уже упоминалось, была полная каша, но выбора – смотреть или нет – в любом случае не оставалось.

Отдельно хочется отметить прекраснейший (а вот это – сарказм) перевод. Старскрим – Скандалист; Саундвейв – Бархан; Дефенсер – Детектор; Айронхайд – Броневик; Файтер Джет – Коготь. Список можно продолжать долго, но лучшим является, конечно, Найтбит – Веточка. Заодно самые злопамятные должны помнить великую «Энциклопедию Трансформеров» – без сомнения важнейшую книгу детства.

На рубеже 90-х и «нулевых» американцы придумали свежие мультсериалы про трансформеров: Beast Wars, Robots in Disguise, Armada и так далее. У нас их тоже в своё время показывали, но писать про это уже нет никакого желания.

Реквием по «Трансформерам»

Зато какой восторг был летом 2007-го, когда состоялась премьера первых «Трансформеров» Бэя! Там казалась великой каждая вторая сцена: представление автоботов, первая атака десептикона-вертолёта на базу, отстрел скорпиона в пустыне, действительно изящная и выполненная со вкусом финальная битва в городе. Более того, роботы по-настоящему вызывали уважение и трепет – как, например, в сцене, где Шайа Лабаф прятался от Мегатрона в здании с колоннами. Да даже эпизод с жестоким убийством (на две части-то!) Джаза впечатлял – когда-то нам было на полном серьёзе жаль погибших роботов.

Потом, видимо, добрый Стивен Спилберг забил пристально надзирать за Майклом Бэем, а режиссёр решил, что лучшее средство лечения от пиромании – кокаин. В 2009-м вышли «Трансформеры-2», и это было очень странно: вроде все элементы прекрасного первого фильма на месте, но многое вдруг перестало работать. Дело изрядно испортили отвратительные попытки острить – достаточно вспомнить дебилов близнецов, а апогеем местной тупости стала мошонка Девастатора. Бэй с чего-то решил, что если делать роботов более человечными – лопоухими, с повадками негров из гетто – или акцентировать внимание на неуместных анатомических сходствах, то будет круто. Нет, Майкл, и от этого половина всех проблем; серьёзно, такой хуйни себе даже сценаристы тупых мультфильмов в 80-х не позволяли. Огромные трансформеры своими мощью и отчуждённостью по отношению к людям перестали вызывать уважение и прочие эмоции, благодаря которым так классно выглядела оригинальная лента.

Что самое грустное (ну или смешное, но всё равно – грустное), Майкл Бэй умудрился довести франчайз до такой ручки, что шутки из «Робоцыпа» про простату Оптимуса Прайма и трансформации в сельский сортир не кажутся таким уж сюрреализмом – в кино нам показывают почти то же самое.

Вторая часть бед – человеческие персонажи, которых стало заметно больше; эффект раздражения же прогрессирует в геометрической прогрессии от фильма к фильму. Заключительный гвоздь в гроб серии вбили общее отсутствие вкуса и чувство меры постановщика «Армагеддона» и «Плохих парней»: Бэй не знает, когда остановиться, а неухоженного и грубого экшена в его последних фильма столько, что натурально успеваешь устать за сеанс. Невозможно получать удовольствие от часовых перестрелок и падающих небоскрёбов, если это совершенно не разбавить иными эмоциями.

Третья и четвёртая ленты закономерно идут тем же путём – бодрым шагом и ко дну. Где-то меньше тупого юмора, где-то больше; людские герои становятся только хуже; никаких новых идей по части экшена Бэй с 2007 года так и не показывает, а больше – не значит лучше.

Реквием по «Трансформерам»

Вообще, все сиквелы «Трансформеров» в негативном (да и в позитивном тоже) ключе можно описать примерно одинаково, ибо картины состоят из совершенно одинаковых компонентов. Мелкие человеческие проблемы главных героев: поиск работы Сэма и его личная жизнь, оберегание девственной плевы дочурки Марки Марка. Идиоты люди с большими возможностями, заигрывающие со злыми трансформерами. Непременный древний артефакт кибетронцев на Земле: замёрзший Мегатрон, сокровища в пирамидах, трансформий во льдах. Один необычный робот на весь фильм: Девастатор, Одноглазый на черве, Диноботы (ладно, последних несколько). Хороший актёр в позорной и ненужной роли: Джон Малкович, Джон Туртурро, Стэнли Туччи. И так далее.

Непонятно, почему, имея в распоряжении не самую бедную на стилистические и сюжетные решения вселенную, Майкл Бэй из раза в раз снимает один и тот же тупой фильм с одинаковым набором компонентов. Неясно, отчего он игнорирует хотя бы фрагментарную возможность перекинуть часть действия от Земли подальше и расширить свой мир, – и не надо рассказывать про недалёких продюсеров-мудаков. Вау, к четвёртой части нам дали намёк на квинтессонов, радость-то какая! Такими темпами мы увидим Юникрона к неизбежной девятой-десятой части.

Всё циклично: киносерия Paramount сейчас напоминает самый первый американский мультсериал про трансформеров, типичную сюжетную фабулу отдельного эпизода которого мы описывали двумя экранами выше. Причём там было больше полусотни таких серий – это, знаете ли, много.

Осталась одна надежда, что когда-нибудь эти монотонность и безвкусица закончатся и что случатся хоть какие-то концептуальные перемены.

Реквием по «Трансформерам»
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню