Новые сериалы 22–28 мая Новости аниме — лучшее за неделю «Обзоры Ильи Кролика» — «Меч короля Артура» Starz продлил сериал «Американские боги» на второй сезон Square Enix продаёт IO Interactive
57
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Вся правда о Кристофере Нолане

Вся правда о Кристофере Нолане

Не сотвори себе кумира! И не потому, что так завещала одна популярная книга. И не потому, что это неизбежно приводит к разочарованию, ведь не оступаются лишь те, кто вообще не ходят. Нет, просто появление кумиров традиционно влечёт за собой появление ненавистников – а кому оно надо? Вон, стал «Аватар» культовым фильмом с невероятными сборами и ордой фанатов – так теперь шагу нельзя ступить, чтобы не уткнуться в какого-нибудь критика. Человека, который, может, и отнёсся бы к «Аватару» как к «банальному, но неплохому и зрелищному летнему блокбастеру», но теперь ненавидит фильм всей душой – банально в противовес всеобщему обожанию. Так и с Кристофером Ноланом: как хорошо было жить, пока он не снял «Тёмного рыцаря»! Можно было со спокойной душой наслаждаться его фильмами, о которых знали лишь немногие. А можно было и не наслаждаться – не возникало чувства, будто ты один против всех, а следовательно, не было и необходимости в «холиварах». И всем было хорошо, и все были счастливы.

Теперь же Нолан – культовая фигура и один из известнейших режиссёров Голливуда. Отныне у каждого его вздоха обнаруживаются потаённые смыслы, а каждый чих жители сети с готовностью объявляют «сливом». Причём самому-то Нолану плевать – он сидит себе на вершине, пересчитывает заработанные миллионы, придумывает новые сюжеты для оригинальных фильмов и изредка говорит: «Вот здесь добавить реализму и серьёзных рож», оглядывая комикс-экранизации DC. Зато обсуждать его работы стало куда сложнее, ведь теперь у каждого встречного есть своё мнение, вооружённое до зубов и готовое к искоренению неверных. И попробуй скажи, что трейлеры «Интерстеллара» были тупым и бессмысленным мусором, единственным интригующим кадром которых стала надпись с именем режиссёра…

С другой стороны, чем сложнее – тем интереснее. Так что почему бы и не поговорить о Кристофере Нолане – этом мастере упаковывать серьёзные идеи в блокбастеную оболочку? Тем более что любят его или ненавидят, а персональной статьи на КГ он заслуживает явно.

Кристофер Нолан вообще честно заработал свой нынешний статус, усердно и безостановочно карабкаясь на вершину с самого дна. И он, в отличие от других именитых режиссёров, до сих пор трудится не покладая рук, стабильно выпуская новый фильм раз в два года. С 1998-го каждый чётный год миру являлся новый фильм Нолана – из традиции выбился лишь «Бэтмен: Начало», вышедший в 2005-м вместо 2004-го.

Но с чего же начался этот путь? С того, что недавно закончивший университет автор нескольких короткометражек (рекомендовать не решаемся: видели всего одну из них, не впечатлились) выяснил, что в общество киноделов Британии практически невозможно пробиться без связей или иных весомых доводов. В итоге, не получив поддержки для «Помни», Кристофер взял дело в свои руки: наскрёб по сусекам 6 тысяч долларов и несколько друзей и взялся за съёмки другого фильма – «Преследования».

Вся правда о Кристофере Нолане

Не видели «Преследование»? Не исключено, что оно и к лучшему. Надеяться найти в данной картине потерянный алмаз из короны любимого автора – отличный способ разочароваться. Это самое что ни на есть настоящее независимое кино, со всеми полагающимися по званию болячками типа провисающего повествования и неумения как следует заинтриговать зрителя. Даже жаль, на самом деле, ведь в идее фильма есть своя привлекательность: история рассказывает о писателе, пристрастившемся выбирать людей из толпы и какое-то время наблюдать за ними, чтобы изучить. Да только в итоге парень увлекается, оступается, начинает сперва следить за преступником, а потом и подражать ему… Чувствуется в сюжете рука Нолана с его пристрастием к одержимым героям и неоднозначной мотивации всех участников повествования. Однако следить за развитием конкретно этой истории понравится далеко не всем – вот и всё.

Но ведь «Преследование» и не ради любви масс создавалось, так что какая разница? Нолану требовалось что-то повесомее своих короткометражек, чтобы раскачать киностудии на финансирование его полноценного дебюта, и «Преследование» с этим справилось замечательно. Тут вам и умение работать с малым бюджетом (ради экономии плёнки все сцены снимались за один-два дубля, но перед этим их очень долго репетировали), и просвечивающий даже сквозь чёрно-белое полотно режиссёрский талант, и интересные темы в сценарии. Похвала от критиков независимого кино дала Нолану право хотя бы показать свой следующий сценарий власть имущим – а большего ему и не требовалось. Не проникнуться сценарием «Помни» могли разве что люди, страдающие тем же заболеванием, что и его главный герой.

«Помни» неспроста входит во многие топы лучших фильмов современности: он удивительный. Его, как и любой другой фильм на свете, не обязательно любить. Но сложно не восхититься тем, сколь здорово Кристофер Нолан построил повествование: это картина, сцены которой показываются в обратном порядке. Интересная идея, но сама по себе она ничего не значит: можно любой фильм порубить на куски и перемешать – это не сделает его лучше (как и доказала «Необратимость»). Нет, история в «Помни» удивляет тем, насколько хорошо она работает именно в выбранном порядке: фильм сохраняет традиционную трёхактную структуру с завязкой, развитием и развязкой, даром что по хронологии развязка наступает задолго до завязки. А ещё фишка фильма работает на создание правильной атмосферы: она лишает зрителей возможности помнить происходившее ранее и позволяет прочувствовать на собственной шкуре, каково живётся главному герою.

Вся правда о Кристофере Нолане

За «Помни» последовал ещё один не столько интересный, сколько нужный фильм – «Бессонница». Единственная картина Кристофера, к которой он не писал сценарий. И оно, знаете ли, чувствуется: это хороший триллер, но… не «нолановский» он. Человека наняли, он качественно отработал уплаченные ему деньги и получил уважение продюсеров, достаточное, чтобы ему доверили блокбастер. Вот и вся история.

Хотя нет, не вся. «Бэтмен: Начало» родился не сразу (вероятно, потому он и вышел в 2005, а не 2004 году). Сперва Кристофер хотел снять байопик про Говарда Хьюза – однако выяснил, что его опередил Скорсезе с «Авиатором». Может, и зря не снял: зная Нолана, допустимо предположить, что его интересовала не столько карьера Хьюза, сколько его поздняя жизнь с затворничеством и психологическими проблемами. Это ж какой сиквел мог быть! «Авиатор-2: Помни». Но нет, Кристофер выбросил сценарий, потом точно так же поступил и с поначалу увлёкшей его книжкой «Ключи к улице» (дескать, повторяться не хотел, а она очень уж напоминала его прошлые работы)… И вот тогда ему пришла в голову идея «реалистичного» перезапуска «Бэтмена».

С этого момента в карьере Нолана начался (и пока неизвестно, закончился ли) забавный период, когда он постоянно чередовал работы: выпустил кинокомикс, отдохнул за созданием фильма «для себя», выпустил ещё один кинокомикс… Отличный план, как выяснилось: блокбастер по громкой лицензии привлекал внимание аудитории к имени режиссёра, и в итоге его следующая картина тоже собирала неплохую кассу, повторно затягивая в кинотеатры впечатлённую аудиторию. Кто бы мог подумать: оказывается, зрители в массе своей совсем не против того, чтобы картины относились к ним с уважением и предоставляли не только зрелища, но и пищу для ума, – проблема лишь в том, чтобы как-то убедить этих людей дать фильму шанс в принципе.

Вся правда о Кристофере Нолане

-large-picture.jpg)

«Престижу» в данном смысле повезло относительно слабо: всё-таки «Бэтмен: Начало» хоть и возродил замороженный шутками синего Шварценеггера франчайз, но и каким-то чудовищным блокбастером не стал, да и к имени Нолана привлёк недостаточно внимания. Доказать зрителям, что по комиксам можно снимать серьёзные, «взрослые» фильмы, а продюсерам – что на оные есть спрос? Это запросто: хрен бы мы увидели «Хранителей» Снайдера, если бы не успех Нолана. Но дабы заработать любовь масс, Кристоферу требовалось что-то большее, чем подъём с колен известнейшего супергероя или отличный фильм про фокусников.

Но как все вы наверняка знаете, в рукаве у Нолана был Джокер.

Упомянутые в начале статьи ненавистники по сю пору заявляют, что в «Тёмном рыцаре» не было ничего, кроме Джокера (а дурачки из их числа и вовсе утверждают, что своими сборами фильм обязан исключительно смерти Леджера). Заявление спорное само по себе (хватало там интересных линий), но даже если принять его на веру, остаётся вопрос: «И?». Только не Джокер, само собой, а взаимодействие Бэтмена и Джокера: можете сколько угодно не любить первого, но второй существует и раскрывается исключительно благодаря его наличию – в этом вся суть их своеобразного дуэта. И странновато обвинять фильм, на две третьих посвящённый конфликту двух персонажей, что в нём нет почти ничего, кроме конфликта двух персонажей.

Хотя, справедливости ради, экшен в «Тёмном рыцаре» не самый зрелищный на свете. Зато «свой»: Кристофер искренне не понимает, как это так – доверять часть фильма кому-то другому. Режиссёр должен режиссировать – иначе на кой чёрт он нужен? Не хочешь снимать экшен-сцены – не снимай экшены. Логичный подход, достойный уважения. Особенно когда его апологет не стремится почивать на лаврах и из раза в раз совершенствует собственные навыки.

Вся правда о Кристофере Нолане

Вон, на драку в крутящейся комнате из «Начала» было любо-дорого посмотреть – одна из изобретательнейших экшен-сцен последнего времени, ни больше ни меньше. Хотя любят фильм, разумеется, не за неё, а за его то ли переусложнённый, то ли переупрощённый (критиков попробуй пойми) сюжет. Благо многоуровневое повествование «Начала», пожалуй, самое близкое к экспериментаторству «Помни» из всего, что Нолан снял за прошедшие с тех пор годы. Не тот уровень, конечно, но у фильмов и бюджеты чу-у-уточку различаются – 5 и 140 миллионов. И увидеть настолько сложный сценарий в дорогущем блокбастере (тем более не основанном на каком-то популярном франчайзе) – истинное чудо.

После «Начала» Нолан предсказуемо вернулся к ушастому защитнику Готэма – проекты ведь положено снимать трилогиями, это какой-то неписаный закон. Увы, как обязывает другой неписаный закон, превзойти вторую часть у триквела не вышло – ну да и чёрт с ним, фильм всё равно хороший. Интереснее другое: у Warner Bros., издававших большую часть лент Кристофера, не было ни малейшего желания давать ему устраниться от работ с их DC-экранизациями. Не хочет снимать? Ладно, не вопрос, пусть и дальше возится с этим его «Интерстелларом». Но чтобы на всех наших комикс-экранизациях стояло клеймо «Одобрено Ноланом» – как у Marvel с их крёстным второй фазы Джоссом Уидоном!

В итоге теперь с его именем связывают и «Человека из стали», и грядущий «Рассвет Справедливости», даром что основные овации/оплеухи должны получать Гойер и Снайдер, а Кристофер так – рядышком сидел да идеи подкидывал. Удивительно даже, что никто не гневается на Нолана за «Превосходство» – тоже ведь фильм, порождённый не без его участия, снятый его почти бессменным оператором, спродюсированный его фирмой и т. д. И отлично показывающий, как опасно на самом деле браться за умные блокбастеры: совмещать зрелищность и интересные идеи – хитрая задача, требующая недюжинных таланта и ума, а неудачные потуги на серьёзный рассказ неизменно выглядят тупее изначально простых историй.

А вообще забавно, насколько же знаковым стало имя Кристофера Нолана за последние годы. Мало того, что его фильмы изучаются в специализированных учебных заведениях. Плюс ко всему именно на него зачастую сваливаются все похвалы и вся критика за созданные фильмы. Не то чтобы совсем незаслуженно, само собой. Но, скажем, сейчас впору определять серьёзных киноманов по тому, знает ли человек, что в сценарном деле Кристоферу регулярно помогают то его брат Джонатан Нолан (о чьём сериале – «Подозреваемом» – мы обязательно поговорим отдельно), то двуликий Дэвид «то шикарный, то ужасный» Гойер.

Зато это даёт Нолану изрядную степень свободы и влияния – что не может не радовать. Вон, стоило ему вписаться в работу над «Интерстелларом», как Warner Bros. побежали к владеющим правами на фильм конкурентам – упрашивать «заткнуться и взять их деньги». С таким влиянием Кристофер сумеет и дальше снимать всё, что ему заблагорассудится, – а нам большего и не требуется… Ну, разве что ещё одна мелочь: Нолан является одним из активнейших защитников съёмки фильмов на традиционную киноплёнку, а не цифру, единственной достойной заменой он считает плёночный же IMAX – и было бы здорово, получись у него удержать эти форматы от падения под давлением более выгодной цифровой съёмки, оно ведь и правда лучше выглядит.

Вся правда о Кристофере Нолане
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню