Метагалактический мегакинопортал
Нил Гейман и Amazon работают над адаптацией «Благих знамений» Премьеры фильмов 19 января 2017 года: «Невеста», «Три икса: Мировое господство» и другие Розыгрыш кодов фильма «Война против всех» на iTunes Финальный эпизод четвёртого сезона «Шерлока» утёк в сеть и обновил рейтинговый минимум Создатели «Защитников» Marvel поделились деталями сюжета
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:
16

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

Однажды старик Мартин устал отвечать на бесконечные вопросы «А когда?..» и вывесил в своём уютном не-бложике список литературы для внеклассного чтения, чтобы особо нетерпеливым поклонникам было чем занять очередные десять лет, пока писатель кропает следующий том саги. Сериал по «Песне Льда и Пламени» выходит, к счастью, более регулярно, чем книжный первоисточник. Но если вы, как и ваш покорный слуга, испытываете порой острую нехватку добротных интриг, обнажёнки, коварных предательств и внезапных смертей, да чтобы это всё вдобавок в (псевдо)исторических декорациях, – вот вам несколько достойных претендентов для скрашивания оставшихся до премьеры пятого сезона месяцев.

Начнём с глубокой старины. В упомянутом списке рекомендаций на почётных местах значатся два именитых исторических цикла (или, точнее, цикл и дилогия), а именно «Проклятые короли» Дрюона и «Я, Клавдий» Грейвза. Произведения старые и заслуженные, а потому не только дедушка Мартин, но и жадные до денег экранизаторы не могли пройти мимо такого богатства. Давайте же посмотрим, что у них вышло.

«Проклятые короли» (1972, France 2)

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

О чём

Экранизация культовой серии романов Мориса Дрюона (к американскому изданию которой Мартин даже написал глубокомысленное предисловие). XIV век. Король Франции Филипп Красивый проводит в стране масштабные реформы, цель которых – централизация государства, пресечение бардака на окраинах и курощение баронской вольницы. Деньги под это дело берут у ордена Тамплиеров, окончательно переквалифицировавшихся к тому времени из благородных рыцарей в управдомов международных банкиров. А когда приходит время платить по счетам – его величество проводит филигранно выверенное кидалово, обвиняя орден во всех грехах, запирает его магистра на пяток лет в каземат, а потом и вовсе сжигает на площади. Ибо нефиг. Проклятие поджариваемого магистра, пообещавшего, что долго он на том свете в одиночестве скучать не будет, и дало название циклу, ибо цепочка событий, берущая своё начало от разгрома ордена, вскорости привела к смене династии и Столетней войне. Тут, впрочем, мистика завершается, а дальше идут добротные политические дрязги, убийства, предательства, отравления и сомнительные финансовые махинации. Без конца меняют головы короны; мутят воду итальянские банкиры, отжавшие рынок после ликвидации тамплиеров; плетут интриги кардиналы при папском дворе в Авиньоне; а бароны то и дело устраивают в стране кровавый беспредел…

Почему стоит смотреть

Отличный пример того, как можно снять захватывающий исторический сериал с помощью палки и верёвки. Поскольку денег даже по меркам того времени было негусто, режиссёр решил не городить огород с хреновыми декорациями и полутора землекопами в массовке, а выполнить всю постановку в псевдотеатральной манере – с условными декорациями и разбитой вдребезги четвёртой стеной. Да-да, персонажи прямо по ходу действия могут обратиться к зрителю, чтобы высказать своё ценное мнение о происходящем, пошутить или даже немного заспойлерить дальнейшие события. Сложные перипетии сюжета растолковываются посредством специальных мизансцен, когда героев расставляют в особом порядке, а рассказчик объясняет – мол, вот такой у нас расклад сил на данный момент. Само повествование ведётся в слегка ироничной манере, порой балансирующей на грани, рискуя скатиться в монти-пайтоновский глумёж. «Поскольку прокажённые явно представляли опасность, их без промедления обвинили в потраве колодцев и тут же перебили, дорезав под шумок ту малость евреев, что ещё оставалась с прошлого раза».

Если вышеописанное не привело вас в ужас – можете смело приобщиться. Несмотря на адскую экономию, костюмы и реквизит выглядят добротно даже по нынешним меркам, а актёрская игра – выше всяких похвал. Лицедеев подобрали, к слову, со знанием дела – все очень хорошо подходят под свои роли (и если будете после сериала знакомиться с книжным первоисточником, то по-другому героев уже и не представите).

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

В 2005 году французы попробовали сделать второй подход к нетленке. На сей раз щедрые продюсеры отсыпали достаточно луидоров, чтобы нарисовать на компьютере красивые декорации (больше, правда, напоминающие не средневековые интерьеры, а подвалы из первого Quake), пошить стильные костюмы (тоже фэнтезийные) да нагнать какую-никакую массовку. К сожалению, общий хронометраж по сравнению со старым сериалом уменьшился, а объём материала остался прежним. Посему пришлось некоторые сюжетные линии зарубить, а часть упростить. Это в сочетании с чудовищным мискастингом на все ключевые роли и похуистичным отношением почти всего актёрского ансамбля к происходящему вокруг (в духе самых отвратительных сериалов НТВ) помещает сериал если и не в категорию эпик-фейлов, то где-то рядом. Из разряда посмотреть и забыть.

Кстати, Мартин сетовал, что хоть по такому замечательному циклу уже сняли целых два сериала, в Америке их фиг достанешь. Ну, мы-то не Америка, у нас сетевой кинотеатр имени Юрия Лущинского всегда к вашим услугам.

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

«Я, Клавдий» (1976, BBC)

О чём

Сериал по мотивам исторической дилогии Роберта Грейвза. Главного героя, происходящего из богатой и влиятельной семьи, по причине его физического дефекта никто, включая родных и близких, не воспринимает всерьёз. Однако благодаря этому, а также врождённым сообразительности и чувству юмора ему не только удаётся пережить трёх не шибко гуманных императоров, но и самому под конец немного порулить Римской империей. Клавдий, конечно, не карлик (хотя любовь к шлюхам, вину и азартным играм присутствует), а всего-навсего хромой заика, однако харизмой он может посоперничать и с Тирионом. Главным же антагонистом выступает бабка Клавдия Ливия, по совместительству супруга императора Октавиана Августа, проворачивающая многоходовые интриги и пачками отправляющая народ на тот свет ради единой цели – привести своё потомство к власти. Что в конечном итоге не приносит ей ничего, кроме разочарования: сын, даже сделавшись императором, так и остался недалёким солдафоном, а правнук (Калигула), на которого тоже возлагались определённые надежды, оказался самовлюблённым ничтожеством с повадками маньяка-убийцы. Да-да, аналогии напрашиваются.

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

Почему стоит смотреть

Вещь, снятая с известной британской дотошностью и той любовью, с какой жители туманного Альбиона экранизируют своих классиков. Если вы цените добротную политическую интригу в античных декорациях – вам сюда. События показаны ретроспективно, с точки зрения постаревшего Клавдия, что позволяет до поры до времени сильно за него не переживать. Зато других персонажей безжалостная судьба косит с завидной регулярностью (в соответствии с суровой исторической правдой). В первую очередь убивают, конечно, добрых и симпатичных. Злые развратные мерзавцы, убийцы, интриганы и прочие хорошие люди задержатся на экране чуть подольше, но рано или поздно мрачный жнец навестит и их. Как говорили латиняне: «Жизнь непредсказуема, зато смерть не подлежит сомнению. Валар моргулис».

Невзирая на обилие смертей и концовку в духе знатной античной трагедии, сериал не оставляет гнетущего впечатления. Напротив, картина решена в довольно светлых тонах, нарратив выдержан духе римской классической прозы с непередаваемым оттенком цинизма и философским смирением перед напастями судьбы.

Пара слов о технических моментах. Разумеется, год производства даёт о себе знать – тут и весьма среднее качество картинки, и сомнительные комбинированные съёмки, и определённый переизбыток грима, которым актёров пытаются то старить, то молодить. Если абстрагироваться от этого, других претензий не возникает. Лицедеи выкладываются на все сто. Костюмы неплохи. Декорации на пристойном уровне (хотя порой и шатаются, если кто проходит в опасной близости). Массовки тоже хватает, пусть даже каких-то крупных батальных сцен по понятным причинам и не показывают.

Отдельно хочется похвалить сценарий, порезавший исходный материал на аккуратные части, каждая из которых обладает вполне законченным сюжетом. При этом если оригинальная дилогия к середине второй книги начинает проседать по качеству, то сценарист, избавленный от ограничения первоисточника «Это мемуары Клавдия от первого лица», сумел вдоволь поиграть с временной линией и флэшбэками и добавить прочих интересных вкусностей так, что сериал и в наши дни не отпускает до последней минуты.

Что смотреть в ожидании «Игры престолов». Часть 1 — Мастодонты

На сегодня всё. Тут мы, пожалуй, попрощаемся с доисторическими временами сериалостроения (впрочем, уверен, если покопаться, можно найти ещё немало интересного на заданную тему), а в следующем выпуске вспомним произведения более актуальные.

 
Меню