Новости аниме — лучшее за неделю Call of Duty: WWII — слитый трейлер зомби-режима Army of The Dead «Кредо убийцы» станет анимационным сериалом Facebook займётся производством сериалов Ложка дёгтя: «Ведьмак»
93
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Почему «Голодные игры» – говно

Почему «Голодные игры» – говно

Встречаются два еврея:
– Слышал «Битлз», не понравилось. Картавят, фальшивят, что только в них находят?
– А где ты их слушал?
– Мне Мойша напел.
(старый анекдот)

По какой-то неизвестной науке причине миру жизненно необходимы экранизации подростковых романов. Киноделы, в свою очередь, заполняют пустующее пространство чем попало. В ожидании продолжения «Голодных игр» рассмотрим серию в перспективе и попытаемся разобраться в причинах феномена популярности подобных картин.

Начнём с риторических вопросов. Останутся ли «Голодные игры» вехой в истории кинематографа? Вызвал ли франчайз такой же эффект, как в своё время «Гарри Поттер»?

Нет и нет.

Сама тематика сражений героических подростков уже была обыграна куда более увлекательно в разных прочих картинах. Да и история за авторством Сьюзен Коллинз не отличается особенной оригинальностью: будто бы никто не догадался, что тирания Капитолия падёт, а Китнисс и Пит доживут до финала. И будем реалистами: если бы десять лет назад у американцев хватило яиц сделать ремейк «Королевской битвы», то никаких «Игр», голодных и не очень, сегодня бы просто не было.

Проблемы начинаются уже с сеттинга. Нас знакомят с постапокалиптическим миром, где нет ни намёка на то, что же стало причиной именно такого устройства общества и чем оно обосновано. Сценаристы сразу объявляют правила игры: декорации антиутопии – лишь повод для того, чтобы разбить мир на морлоков и элоев, то есть, простите, угнетателей и угнетённых, среди которых наша героиня должна как-то удобно выделяться.

До чего же нелепо выглядит эдакое дистопийное общество, этот страшный мир будущего, где с одной стороны расположены районы для бедных, а с другой – всё в цветочек и кислотных оттенков. Причём на полном серьёзе, а не в качестве метафоры, как, например, в концептуально схожем фильме «Сквозь снег». Цивилизация по ту сторону экрана нарисована настолько неправдоподобно, что порой нужна буквальная цветовая дифференциация штанов, чтобы зрители поняли, кому сопереживать, а кого – люто ненавидеть.

Двигаемся дальше, к центральному сюжетному ходу. Если основное предназначение Королевской битвы очевидно (заставить людей не доверять друг другу), то кто бы ни придумал идею Голодных игр, он по сути создал идеальный механизм отбора будущих революционеров: участники демонстрируют хорошие аналитические способности и высокую выживаемость, им есть за что мстить, они популярны, а простой люд их любит и слушает. Всё это как минимум очень странный способ усмирения недовольных масс.

Почему «Голодные игры» – говно

Режиссёр первых «Голодных игр» Гэри Росс даже не пытался как-то увлечь аудиторию в начале повествования, зачем-то сосредотачиваясь на скучных пейзажах и неудачных ракурсах плохо тонированной Дженнифер Лоуренс. Экшен вышел монотонным и укачивающим – спасибо «талантливому» оператору, впадавшему в истерику при каждой драке. А ежели вы соскучились по головной боли и приступам тошноты, то к вашим услугам финальная битва, которая состоит просто из размытой мешанины, потому что рейтинг и вообще кино для девочек.

Френсису Лоуренсу было легче работать над второй частью: мир есть, с героями уже все знакомы. Впрочем, продолжение местами повторяет привычную схему так, что иногда хочется протереть глаза и риторически спросить: «А не слишком ли это нагло?». Хотя режиссёр твёрдой рукой успокоил мятущуюся камеру оператора, исправил цветовую гамму, выбрал правильный ракурс для щёчек актрисы – в результате фильм только выиграл.

Теперь мы можем поговорить о самой важной и неизбежной составляющей любого продукта, созданного для подростковой аудитории, – любовной линии.

А, нет, не можем.

Если ни один из героев не развивается и не растёт, то не могут развиваться и отношения между ними. Мёртвым грузом на темпе повествования висит Пит, и от него было бы гораздо больше пользы для сюжета, кабы его внезапно похитили инопланетяне или унёс на небоскрёб Кинг-Конг. Со вторым ухажёром Китнисс всё ещё скучнее – наверняка три четверти читателей этого текста даже не могут вспомнить имя героя. А половина – какова разница в сюжетной роли двух парней. Нет, серьёзно, вы помните?..

Интересен момент с подменой понятий. В то время как история должна наглядно демонстрировать социальное неравенство, ущербность политического устройства и пороки общества потребления, в кино акценты расставлены совсем по-другому. Студия Lionsgate заключила сделку с ведущими дизайнерами и модельерами для разработки отдельной линии одежды, ибо целевая аудитория фильмов будет в восторге от красивых тряпочек. Ха, это почти иронично. О какой важной идее может идти речь, если добрую четверть экранного времени герои ходят по подиуму и демонстрируют наряды безо всякой на то необходимости?! Революция потонула в белых рюшках и золоте, утаскивая за собой и основной посыл.

Почему «Голодные игры» – говно

Нам недвусмысленно пытаются показать, как несчастна Китнисс, которая оказывается в пучине кошмара: от нищей жизни с неясным будущим до тяжелейшего опыта участия в жестоких соревнованиях с прилагающимся посттравматическим синдромом. Не-а. Уже было, плавали, знаем, и солдаты, вернувшиеся с войны, или жертвы терактов, пытающиеся начать жизнь заново, вызывают куда больший отклик в душе любого нормального человека. Внутренняя же борьба героини способна вызвать лишь снисходительную улыбку, ведь ей приходится мужественно решать, важнее ли для неё голос совести, помноженный на чувство справедливости, или безопасность. Это всё очень мило, но в очередной раз здорово напоминает об условности созданного мира.

Если копнуть чуть глубже, так и вовсе окажется, что история ничем не отличается от стандартной сказочки про принцессу: делай, что тебе велят, а умные люди позаботятся о хэппи-энде. Очень сложно назвать Китнисс Эвердин примером для подражания, ведь по ходу сюжета она не принимает никаких самостоятельных решений, кроме добровольного участия в Играх. Повествование так построено, чтобы подталкивать её вперёд, избавляя от решений и их последствий: девушку защищают, ей помогают, подсказывают, а когда придумать более-менее правдоподобный выход из ситуации нельзя, волшебник в голубом вертолёте тут как тут. На протяжении обоих фильмов Китнисс плывёт по течению, немножко барахтаясь в воде, пока участники двух команд в соревновании на байдарках пихают её вёслами в нужную сторону. Кто первый допинал Китнисс до финишной черты – тот и выиграл. Действительно, серьёзная заявка на раскрытие интересного, цельного и сильного персонажа, когда его в любой момент можно спасти, включив «бога из машины».

Сложно отрицать тот факт, что Дженнифер Лоуренс – даровитая актриса, да и продолговатые статуэтки же без особых заслуг не дают, правда? Но тут изначальный материал, видимо, сильно ограничивает её в средствах выражения, поэтому складывается впечатление, что выражение лица у Китнисс всегда одно – только не отупевшее с открытым ртом, как у «сумеречной» звезды, а просто равнодушное с вечной печатью недовольства.

Вуди Харрельсон и Стэнли Туччи, Филип Сеймур Хоффман и Элизабет Бэнкс – с такими актёрами можно снимать шедевры. А можно загонять их в узкие рамки шаблонных образов с кратким появлением на экране. Но их выступления, даже не слишком длительные, всё равно оставляют приятное впечатление и сожаление о том, какими могли бы получиться эти фильмы, если бы акцент был сделан не на подростковой драме поиска себя любимого. Вот они, живые, интересные персонажи, дайте им развернуться, дайте актёрам сыграть. Нет, нельзя, не та целевая аудитория, зрители не оценят «1984».

Пройдёт время, тренд сделает очередной виток, через десять – пятнадцать лет мы снова вспомним о модном цвете антиутопии, и кто-нибудь опять подымет негаснущий факел. И знаете что? В ряду фильмов, к которым новый автор обратится за вдохновением, будут и «Бегущий человек», и «Королевская битва», а вот невнятной истории о девочке-которая-не-хотела там не будет.

Ну а «Голодные игры» – это не веха, это всего-навсего красивенькая безделушка, скопированная, как китайская подделка копирует оригинал. История, наполненная сопливой сентиментальностью, клише и псевдополитическими рассуждениями, – лишь замах на что-то серьёзное, попытка поиграть во взрослые игры. Словно плохой пересказ хороших историй напоминает сугубо о старом анекдоте, который вы не слышали только в силу юного возраста.

Почему «Голодные игры» – говно
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии