Метагалактический мегакинопортал
Новые сериалы 25–31 июля Обзор за 100 секунд: «Стартрек: Бесконечность» Трейлер нового фильма Гая Ричи про короля Артура Подкаст на колёсах. «Проклятые. Противостояние» Тизер-трейлер фильма «хХх: Возвращение Ксандера Кейджа»
КИНО
80

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Топ фильмов про странное восприятие реальности

В прокате стартовал «Вычислитель». Для нашего очередного топа – лишь бы повод.

Маленькая притча. Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он бабочка, весело порхающий мотылёк. Мудрец наслаждался от души и не осознавал себя человеком. А проснувшись, очень удивился тому, что он Чжуан-цзы, и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжуан-цзы?

Эта странная мысль посетила древнего китайского философа за четыре века до рождения плотника, ходившего по воде и превращавшего воду в вино. Задолго до изобретения курительных смесей, ЛСД, трилогии «Матрицы» суперкомпьютеров, смартфонов; до эпохи постмодернизма, тотального контроля со стороны «цитадели демократии» и повсеместного интернета.

Тема нереальности окружающей действительности стара как мир, а религия – ещё один пример для доказательства названного тезиса. Современный синематограф принял старую идею о субъективизме восприятия мира и вдохнул в неё новую жизнь, спустив на зрителя целую стаю собак в виде нехилых фантастических фильмов. Что-то стало мейнстримом, как эпохальная «Матрица»; что-то сохранилось лишь в памяти отъявленных киноманов.

Наш очередной топ как всегда глубоко субъективен, пристрастен и условен. Позиции выставлялись по личным предпочтениям и могут изменяться читателем согласно его внутреннему убеждению.

Топ фильмов про странное восприятие реальности

10. «Авалон»

Хотя картина не является ярчайшим представителем жанра «киберпанк», она вполне заслуживает упоминания в топе. Весь сюжет разворачивался в мире, где значительное место в жизни людей заняла виртуальная реальность. Игрок экстра-класса Эш пытался выйти на ультрахардкорный уровень игры, который зачем-то назвали по месту захоронения короля Артура.

Достоинств, правда, не шибко много – лента не впечатляла прежде всего в визуальном плане. Зато имя режиссёра – Мамору Осии – должно быть известно любителям киберпанка и аниме. Реклама прямо так и говорила: «Польский фильм от автора „Призрака в доспехах“». Во многом именно это и определило судьбу «Авалона» – фанаты «Призрака» сделали кассу.

Топ фильмов про странное восприятие реальности

9. «Экзистенция»

Мир как компьютерную игру рассматривали и прежде. Например, авторы уже забытой «Экзистенции» сделали это аж на два года раньше Мамору Осии – сюжет картины в редком жанре биопанка так же описывал прохождение своеобразного квеста, а персонажи по ходу дела проваливались на всё в новые слои вымышленной реальности.

Стоит отметить актёрский состав: молодого Джуда Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Уиллема Дефо, ещё нескольких лицедеев. Однако выглядела лента и по меркам 1999 года слабовато, сегодня же смотреть её просто больно – даже канадские сериалы вышли на более высокий визуальный уровень. Впрочем, стилистика биоустройств и органических компьютеров до сих пор кажется весьма оригинальной затеей. Ну а любители Нолановского «Начала» найдут массу знакомых деталей вроде группового управляемого транса.

Топ фильмов про странное восприятие реальности

8. «Запрещённый приём»

Ехал Снайдер через Снайдер, Снайдер, Снайдер, Снайдер, Снайдер. Примерно так хочется охарактеризовать ленту, срежиссированную Заком Снайдером по сценарию Зака Снайдера. Один из наиболее талантливых визуалов-постановщиков нашего времени всё-таки специалист не самодостаточный – ему нужны серьёзный материал, от которого можно отталкиваться, да вменяемый сценарист.

Конечно, в «Запрещённом приёме» был шикарный визуал – от грима до индивидуальной цветокоррекции каждой из мини-новелл. Молодые и свежие лица основного актёрского состава грамотно разбавлялись более известными коллегами. Одна Карла Гуджино чего стоила… Эмили Браунинг из девочки-призрака (смело смотрите «Корабль-призрак», кстати) и всезнающей старшей сестры («Лемони Сникет: 33 несчастья») внезапно превратилась в сексуально притягательную женщину с красивым голосом. Её кавер на Sweet Dreams небезызвестной Eurythmics, пожалуй, самый мрачный и красивый за всё время существования этой песни, он многократно превосходит тошнотворную версию от Мэрилина Мэнсона.

Ну а про сюжет как-то не хочется рассказывать. Наверное, именно поэтому трейлер «Запрещённого приёма» в миллион раз лучше самого фильма.

7. «Тринадцатый этаж»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Куда ж без него. Большинство знает картину по клипу на заунывную песню Join Me от депрессивных финских музыкантов HIM да по титровой теме Erase/Rewind от шведов The Cardigans.

Впрочем, кино выдалось действительно неплохое и для своего времени ещё весьма оригинальное. Нуар-история в тогда не замыленном сеттинге 20-х – 30-х годов с неторопливым нарративом ближе к финалу совершала такой прыжок через голову, что нынешний Нолан обосрался бы от зависти: твист с гаснущим монитором (кто видел, тот поймёт) до сих пор остаётся одной из красивейших концовок в современной фантастике.

6. «Тёмный город»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Что нужно для крутого фантастического триллера? Сильный сюжет, хорошая картинка, убедительная актёрская игра и хотя бы намёк на внутренний посыл.

И ведь у Алекса Пройаса почти получилось. Ключевое слово – «почти». Здесь практически всё на уровне «почти круто», но не более (что, кстати, не помешало «Тёмному городу» стать культовым).

У главного героя была амнезия, он проснулся в квартире с мёртвой проституткой, за ним бегали странные бледные люди, которые в действительности не совсем люди. Вдобавок означенные сволочи могли усыплять город и изменять в это время реальность по своему усмотрению.

Проблема такова: в картине отсутствовала чётко обозначенная интрига, зрителю оставалось лишь наблюдать за мучениями героя Руфуса Сьюэлла. Зато примечательна была стилистика (опять, особенно в контексте своего времени): мрачные и нависающие над персонажами дома, общая депрессивность картинки, выгодные операторские планы. Правда, что-то очень похожее мы видели в том же Пройасовском «Вороне» – словом, режиссёр остался верен себе.

5. «Шоу Трумана»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Один из лучших фильмов с Джимом Керри (у нас картина прочно ассоциируется с VHS-эпохой); первая и самая удачная драматическая роль Мистера Резиновое Лицо.

Разумеется, некоторое количество почитателей Керри в своё время отнеслось к ленте скептически. Человек с такими мимикой и чувством юмора – и вдруг драма, вот ведь бред! Но любопытство фанатов актёра, успешного на поприще вылезания из матки носорога, всё же возобладало, а «Шоу Трумана» стало классикой.

Серьёзно, дорогой читатель, если ты его не посмотрел, то, уж прости, считать себя киноманом ты не можешь. Иди и смотри, а вдогонку тебе чуточка информации.

Специально для тех, кто в танке: вся история сосредоточилась на персонаже Керри по имени Труман Бёрбанк. И вокруг Трумана не было ничего настоящего. Не в смысле «реального», а именно «настоящего». Так уж получилось, что с раннего детства герой Керри являлся главным героем популярного реалити-шоу. Весь город – павильон с декорациями; все люди – актёры массовки.

В общем, получился красивый и немного грустный фильм про борьбу человека с судьбой и предопределённостью хода жизни.

4. «Помутнение»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Пожалуй, наиболее странное кино в этом топе.

Первое и самое важное – визуализация. Картинка была дикая. Фильм не блистал техническими наворотами и футуризмом, но общее визуальное решение режиссёра компенсировало это мгновенно. Страшное словосочетание cell shading делало всё люто «кислотным» и аляповатым, а главное, чудесно передало настроение.

Второе, что бросалось в глаза, – сюжет. Филип К. Дик, мать его, похоже, не слезал во время написания оригинальной новеллы с чего-то крайне тяжёлого… Герой Ривза – наркоторговец и торчок, который снабжал убойными стимуляторами весь город. А местная ФСКН пыталась его поймать или хотя бы завалить при задержании, но получалось плохо, поскольку протагонист заодно был оперативником означенной службы.

Это лишь завязка, а всё остальное – перетекание из одного изменённого состояния героя Ривза в другое. Ну ещё и Роберт Дауни-младший, внезапно осознавший, что он таракан; а также прекрасно сыгравшие свои роли Вуди Харрельсон и Вайнона Райдер.

3. «Остров проклятых»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Действие «Острова проклятых» развернулось на отдалённом острове, где был расположен непременно мрачный психиатрический госпиталь. Судебный пристав в исполнении Леонардо Дикаприо прибыл на место, чтобы расследовать пропажу одного из пациентов. Ряд событий заставил главного героя усомниться не только в порядочности местных санитаров и главврача, но и в самой реальности. Всё это было приправлено флэшбеками про военное прошлое протагониста, столкнувшегося с ужасами концлагерей.

Серьёзно, это один из лучших триллеров за последнее десятилетие – как по части сюжета, так и в техническом плане. Впрочем, некоторые зануды утверждают, что поняли, в чём там суть, после появления персонажа Джеки Эрл Хейли… Пусть умничают где-нибудь в другом месте.

2. «Помни»

Топ фильмов про странное восприятие реальности

Проект, который принёс братьям Ноланам известность. На заре карьеры родственный тандем в свойственной ему манере (что, впрочем, стало свойственным только десятилетие спустя, а тогда смотрелось просто необычным) обыграл немудрёную концепцию. Главный герой терял память с периодичностью раз в сутки – причём забывал сугубо то, что произошло днём ранее. Проснулся – и всё с чистого листа. И вот с таким винегретом вместо мозгов герой Гая Пирса пытался расследовать смерть жены, попутно оставляя себе будущему записки, фотоотчёты и основные директивы в виде татуировок, чтобы не забыть.

«Помни» цеплял подачей: композиция фильма была реверсирована, шла от конца к началу. В первой же сцене становилось понятно, как дело закончится, а вот ЧТО заканчивается, приходилось выяснять на протяжении всей истории.

Картина брала за душу не только оригинальностью подачи, но и глубокими нравственными и психологическими вопросами типа «Что важнее – итоговый результат поиска или сам поиск?». Или, например, «Проживали ли мы то время, которое не помним?».

Для тех же, кто оригинальную подачу фильма не оценил, есть и «нормальная» версия с повествованием от начала к концу.

1. «Начало»

Где-то между вторым и третьим «Бэтменами» уже упомянутые всуе Ноланы сняли сию эпохальную ленту. Про Кристофера после менее удачного «Интерстеллара» говорят, что он человек без воображения, режиссёр, который простую идею превращает в сложную и зачастую бессмысленную архитектурную конструкцию, где дополнительные детали введены лишь ради дополнительных деталей. Даже если это так, «Начало» стало прекрасным примером правильности подобного подхода.

Ну а пресловутый вопрос про волчок в конце не мог иметь однозначного ответа. В первые несколько недель весь интернет исходил на говно в спорах, спит Кобб или нет, качнулась юла или нет. Вот ведь людям спорить не о чем. Каждый видел финал именно таким, каким хотел, и это прекрасно.

«Начало» красиво и зрелищно показывало, насколько важную роль в жизни человека играют сны. Центральная мысль о том, что можно управлять поведением человека в реальности через его сны, пугала. А уж посыл про риск потерять границу между явью и сном, если заиграться в бога, вообще превращала фильм в некий аналог упомянутой выше истории Чжуан-цзы.

На этом всё. Оставайтесь реальны и вменяемы и не думайте о танцующих карликах.