Новые сериалы 27 марта — 2 апреля Привет из прошлого: «Ложки дёгтя» на трилогию Mass Effect «Нет игры, нет жизни: Ноль» — трейлер и сэйю Фанарт: «Вигрид» — отрывок и тизер Ложка дёгтя: Psychonauts и Patreon-страница рубрики
111
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Вся правда о Безумном Максе

Вся правда о Безумном Максе

Похоронили Макса Рокатански? Ха! Только не в этом сумасшедшем мире! Вдалеке уже ревёт чёрный Pursuit Special, а за его рулём сидит не кто иной, как сам Воин Дороги. В его груди клокочет новёхонький хардиостимулятор. Его душа покрыта ржавчиной, сердце забито песком… Как, вы не знаете, о ком идёт речь?..

Безумный, безумный Вест

I'm a rocker
I'm a roller
I'm a right out of controller

AC/DC, Rocker

Начинающий актёр Гибсон любил выпить и подраться. В произвольном порядке. Как-то раз он ввязался в пьяную потасовку аж с тремя собутыльниками. Основной инструмент актёра – лицо – крепко пострадал: обидчики расквасили Гибсону нос и сломали челюсть.

Утро оказалось не лучше: в голове звенело похмелье, а в зеркале отражался настоящий этюд в синих тонах. Всё бы ничего, но в этот день у него были пробы. Гибсон ни на что не надеялся и пошёл лишь за компанию с другом – Стивом Бисли. Однако продюсерам пришёлся по душе человек-кровоподтёк, и впоследствии они утвердили его на главную роль. Так Макс Рокатански обрёл небритое лицо Мела Гибсона. Так Мел Гибсон обрёл лицо Макса Рокатански, которое принесло ему международную известность.

Появлению «Безумного Макса», казалось, благоволила сама Фортуна. Иначе как объяснить столь удачную встречу Джорджа Миллера и Байрона Кеннеди, которая впоследствии вылилась в длительный творческий союз? Или сильное увлечение врача (таково первое образование Миллера) из Брисбена кинематографом?

Но если приглядеться, то случайностей не так много. Многое предопределило само место действия – Австралия. Для кого родина кенгуру, а для Миллера – бывшая колония каторжников, а ещё раньше таинственная земля, где в бескрайних пустынях жили кочевники. В творческом сознании режиссёра обе характеристики континента тесно переплелись. Анархический дух тюрьмы без стен сочетался с шоком первооткрывателя, впервые столкнувшегося с аборигенами.

Вся правда о Безумном Максе

Зрители распробовали этот коктейль как следует, окрестив фильм «вестерном на колёсах». Фронтир сменился австралийской пустыней, ковбои оседлали ревущие тачки, а бандиты переняли манеру одеваться у индейцев, украсив себя перьями и выбрив на голове стильные «могавки». Вместо туземных напевов они во всю глотку орали хиты AC/DC.

Мирные поселенцы цеплялись за остатки цивилизации и как могли отбивались от мародёров. Причиной для противостояния стала «бензиновая лихорадка» – в Пустошах топливо гораздо ценнее какой-нибудь слоновой кости.

Всерьёз о нефтяной зависимости Миллер заговорил лишь в «Воине дороги». Пока же главным было сохранить шарики и ролики в прежнем положении. Не дать кукушке улететь. Не позволить покрышкам слететь с катушек. Именно названная тема стала центральной в «Безумном Максе» 1979 года.

За пригоршню долларов

Вся правда о Безумном Максе

Постапокалипсис – это, помимо всего прочего, нехватка всего и вся. Любой, кто обшаривал каждый закуток в Fallout или Wasteland, поймёт, о чем речь. С острым дефицитом столкнулся и Джордж Миллер. В Австралии до конца света ему не хватало людей, денег и… пива. Последнее выдавали в качестве гонорара некоторым работникам съёмочной площадки. Не надо думать, что кинематографисты продешевили. Режиссёр расплачивался с ними «слэбами» – упаковками по 24 банки.

Миллер и Кеннеди подбирали молодых и неизвестных актёров, включая тех, кто приходил на прослушивание с разбитым лицом. Когда лицедеи кончились, творческий дуэт стал брать на съёмки настоящих байкеров. Банду Пальцереза «сыграли» байкеры из австралийского чаптера «Ангелов Ада» (тех самых, о которых писал Хантер Томпсон) и небольшого клуба The Vigilantes. Из-за этого регулярно возникали трения. Расселяя Гибсона и Бисли по квартирам, пришлось потеснить байкеров. Бывшие жильцы оставили актёрам дружескую записку: «Ёбаная бронза, мы перетрахаем ваших тёлок, а вас самих замочим».

В молодости Миллер и сам рассекал на мотоцикле. Водил будущий режиссёр осторожно. Параллельно он работал врачом на «скорой» и регулярно видел последствия автокатастроф. Кроме того, автомобили унесли трёх друзей Миллера. Насмотревшись на искалеченные тела и покорёженный метал, позже Миллер вывел идеальную формулу «Безумного Макса»: «Мы живём в культуре „дорожного убийства“…».

Вся правда о Безумном Максе

Трудясь в больнице Мельбурна, он также зарабатывал деньги на постановку. Оригинальный фильм даже по тем временам был снят за сущие гроши: его бюджет оценивается в 350–400 тысяч австралийских долларов. Зато собранная касса в 100 миллионов долларов позволила «Безумному Максу» надолго занять место в Книге рекордов Гиннеса за наиболее внушительное соотношение бюджета и прибыли.

Для австралийцев «Безумный Макс» стал настоящим объектом поклонения: тематический фестиваль, серия игрушек и прочие атрибуты культа. А спустя годы пример Миллера вдохновил других австралийских кинематографистов: Джеймс Ван и Ли Уоннелл, находясь под сильным впечатлением от финальной сцены фильма, за весьма скромные 1,2 млн долларов сняли первую «Пилу».

Пёс и Молчаливый Макс наносят ответный удар

Вся правда о Безумном Максе

«Кино – это музыка для глаз».
Джордж Миллер

За этими словами Миллера нет и тени сентенциозности. Уж таков его стиль: фильм должен уметь о себе рассказать без слов, а подчас и без единого звука. В «Воине дороги» у Макса всего шестнадцать реплик. Однако и без наррации не обошлось. Проблема в том, что «Безумный Макс» позиционировался как антиутопия. В недалёком будущем Австралия стала выглядеть как песчаная пустошь, где по дорогам носятся сумасшедшие байкеры, – в первом фильме зритель принял это как данность, без всяких объяснений. Австралийцы же и вовсе не заметили разницы, поэтому «Воина дороги» предваряло длинное вступление о нефтяном кризисе.

Охватить такой масштаб позволил выросший бюджет. Миллер наконец-то смог воплотить все свои задумки, от которых ранее пришлось отказаться по финансовым соображениям. Погони стали ещё длиннее (финальный заезд на бензовозе длится целых 13 минут!), а Макс – ещё суровее.

Сюжет приблизился к классическому вестерну. В центре повествования расположилась закрытая община, которую терроризировала банда мародёров во главе с лордом Хумунгусом – бандитом, словно сошедшим с обложки диска Manowar. На защиту поселенцев, разумеется, встал очередной герой поневоле.

Безумный Макс и потерянные дети

Вся правда о Безумном Максе

Как известно, после каждой части режиссёр планировал навсегда покончить с Максом. После «Воина дороги» у него появились реальные основания – Байрон Кеннеди, его друг и соавтор, разбился при крушении вертолёта. По итогам долгих творческих мук Миллер совместно с Джорджем Огилви всё-таки снял третий фильм о похождениях молчаливого выживальщика. Так возник «Под куполом грома», – пожалуй, самый слабый фильм трилогии.

В этот раз бюджета хватило на целую Тину Тёрнер (в роли со словами!), которая также исполнила заглавную песню. Безумный Макс отрастил длинные волосы и потерял всякую охоту ездить на быстрых тачках. Подобно какому-нибудь Лоуренсу Аравийскому, он бродил по пустыне, надолго застревал в зловонном Бартертауне, потом опять бродил по пустыне…

Вместо адреналиновых гонок «Под куполом грома» предлагал плохо поставленную поножовщину в тёмных помещениях. Кроме того, изменилась сама тональность фильма. Суровый боевик, где герои, к сожалению (для самих героев), подчинялись законам физики, сменился легковесным приключением в духе Индианы Джонса. С появлением в сюжете детей «Безумный Макс» и вовсе стал «Здравомыслящим Питером Пэном».

***

Проварившись 25 лет в «производственном аду», «Дорога ярости», по всей видимости, утратила даже намёк на лёгкость. Вообще, перед нами уникальный случай. Возвращение Макса из мёртвых продиктовано не столько алчностью студийных боссов («Терминатор»! «Мир Юрского периода»! «Звёздные войны»!), сколько творческим порывом создателя оригинальной трилогии – Джорджа Миллера. Этот порыв не угас за несколько десятков лет, посему хотелось бы верить, что у режиссёра и впрямь накопился бензин для хорошей истории. Хотя кому нужна история, когда есть… Вж-ж-ж!

Битое стекло. Куски металла. Кровь. В зеркалах заднего вида с 14 мая.

Вся правда о Безумном Максе
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню