КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
КГ играет: Star Wars: Knights of the Old Republic II, часть 9 Новости аниме — лучшее за неделю «Патреон» — год спустя Ложка дёгтя: Horizon: Zero Dawn, часть 2 Ложка дёгтя: Horizon: Zero Dawn, часть 1
181
КИНО
 
Прямая ссылка на новость:

Почему новые «Звёздные войны» получились именно такими, какими получились

Давайте начистоту: «Звёздные войны: Пробуждение Силы» — копия оригинальной трилогии. Можно сколько угодно придумывать несуществующие дыры в сценарии или, наоборот, искать с лупой проблески свежих идей и поразительных новых сцен. Но здесь не тот случай, когда имеет смысл притягивать за уши доводы за или против фильма, оправдывая свою любовь или ненависть.

«Звёздные войны: Пробуждение Силы» — копия оригинальной трилогии. Одно это — достаточный повод, чтобы его обожать. Одно это — достаточный повод, чтобы его ненавидеть. Или, если бросание в крайности не ваш выбор, можно относиться к «Пробуждению Силы» как к качественному, хорошему, но насквозь вторичному фильму, который вряд ли попадёт в список ваших любимых историй из мира далёкой-далёкой галактики, но при этом оказался именно таким, каким должен был. Быть может, не тем, что хотелось бы вам, зато тем, что нужно было «Звёздным войнам» здесь и сейчас.

Сейчас попробую объяснить. Но зайду, если позволите, издалека.

Жил на свете шикарный автор по имени Роберт Линн Асприн. В восьмидесятых и начале девяностых он написал 10 романов «МИФического цикла», но очень серьёзные проблемы в жизни заставили его надолго отойти от дел. Когда в начале двухтысячных ситуация улучшилась и появилась возможность вернуться к любимым персонажам, Асприн осознал, что ему это уже не по силам: он просто не мог прыгнуть назад и продолжить рассказывать их историю, словно ничего не случилось, — нужный настрой по мановению волшебной палочки не возвращается.

Тогда один добрый друг подал ему отличную идею: вместо того чтобы сразу браться за продолжение без подготовки — оглянуться на прошлое и написать книгу-филлер о каком-нибудь простом и обособленном путешествии героев в пору, когда на них ещё не давил опыт десятка приключений. Потратить время на то, чтобы сжиться с миром и обитателями, проникнуться нужным настроем, — и только потом взяться за серьёзное продолжение, изменяющее и развивающее как персонажей, так и сеттинг.

Другой пример. У издательства Microsoft есть на руках два популярных фантастических франчайза — Halo и Gears of War. Обе серии изначально разрабатывали студии, позже отправившиеся заниматься другими делами, и Microsoft пришлось создавать собственные команды для выпуска новых игр. И знаете, чем занялись 343 Industries и The Coalition после создания? Нет, не Halo 4 и Gears of War 4 соответственно, а ремейками первых частей — ибо прежде чем делать что-то своё, команды хотели разобрать оригиналы по косточкам, осознать, как они работают, найти «магию» и понять, как её воссоздавать и не терять, когда придёт срок делать что-то своё, новое.

Арт из игры Halo 4.

Вы наверняка уже поняли мысль, но всё-таки: да, «Пробуждение Силы» было буквально создано, чтобы «пробудить Силу». Чтобы новые родители «Звёздных войн» смогли проникнуться духом оригинальной трилогии не в теории, пересматривая фильмы, а на практике, создавая что-то подобное своими силами. Это было тем более необходимо, учитывая, как разросся франчайз с тех пор. Игры, комиксы, книги, новая трилогия — огромный багаж, различный для разных людей. Никакого единого видения, никакой цельности. Конечно, и в таком положении могли бы рождаться хорошие фильмы, но единый франчайз и достойные наследники той самой трилогии — вряд ли.

«И что с того? — скажут некоторые. — Хорошо, в Disney решили потренироваться на кошках, но нам-то это зачем показывать? Сняли бы ремейк оригиналов „для себя“, сожгли бы плёнку и, натренировавшись, поставили бы настоящий новый фильм». Но вот ведь какое дело: аудитория тоже нуждалась в том, чтобы для неё как следует воскресили атмосферу тех самых «Звёздных войн». Чтобы ей доказали, что Disney по силам снимать правильные эпизоды, предельно близкие к оригиналам по духу.

К приквельной трилогии можно относиться по-разному. Мне, скажем, очень нравятся многие моменты первого эпизода и практически весь третий, а вторая часть зачастую вызывает рвотные позывы. Но в одном им не откажешь: это были разные, самодостаточные фильмы, активно расширявшие границы сеттинга. Только вот и создавались они в совершенно других реалиях. Во-первых, Лукас был «отцом» серии, и ему не обязательно было доказывать, что он понимает своё творение, — скорее уж, несогласным приходилось обосновывать себе и окружающим, почему их представления о далёкой-далёкой галактике правильнее, чем у её создателя.

Арт из «Эпизода III: Мести ситхов».

Во-вторых, это была только вторая трилогия. Первые фильмы культовой серии за многие годы. Фанаты были едины и неделимы (хотя бы в том, что касалось основного канона), у них отсутствовали какие-то конкретные требования или ожидания — они просто радовались возвращению любимой серии на экраны.

Теперь же всё иначе. Далеко не всем приквельная трилогия пришлась по душе (причём за минувшие годы отношение к ней только ухудшилось). И даже поклонники приквелов в большинстве своём понимают, что новые фильмы должны быть ближе не к оным, а к оригиналам, непосредственными продолжениями которых являются.

Так что у Disney не было выбора: компании требовалось снять «Пробуждение Силы» именно таким, каким оно стало, — как ради себя, так и ради аудитории. Да, для этого пришлось пожертвовать самостоятельной ценностью эпизода, но создатели ведь не думают мерками отдельных фильмов, а разрабатывают франчайз. И будущие эпизоды, если всё пойдёт как надо, с лихвой окупят этот необходимый сборник ремиксов классики.

И кстати, раз уж речь зашла о разработке франчайза, а не отдельных фильмов: среди критики «Пробуждения Силы» то и дело проскальзывают не только попытки найти дыры там, где их нет, но и претензии типа «Они не объяснили X, значит, X — тупость!» Дескать, фильм должен был рассказать о, скажем, Первом ордене и его отношениях с Республикой, а не рассказал он это банально потому, что сценаристы — дураки, которые не заморочились продумать сеттинг и найти ответы на подобные вопросы.

Но это, извините, не так. Подобно оригинальной «Новой надежде», «Пробуждение Силы» рассказывается с позиции людей, либо толком в мироустройстве не разбирающихся, либо вовсе им не интересующихся, — у персонажей есть свои конкретные цели, которые закидывают их в гущу событий, но это не значит, что они знают или хотят знать общую картину.

Нельзя сказать, что у авторов нет продуманного сеттинга, — как раз наоборот. Не забывайте: теперь «Звёздные войны» — единая вселенная, где частью канона будут и «Эпизоды», и отдельные фильмы, и сериалы, и игры, и комиксы, и книги. Получается большой, проработанный франчайз, где прописаны и события между «Возвращением джедая» и «Пробуждением Силы», и участвующие в событиях фракции, и отдельные места с персонажами. «Эпизод VII» может себе позволить вот так походя показывать планету с гигантскими разрушенными звездолётами, ничего не объясняя, именно потому что рядом есть игра Star Wars: Battlefront, где во всей красе демонстрируют соответствующую «Битву за Джакку».

Арт из игры Star Wars: Battlefront.

То же касается всего остального: продуманная (не детально, само собой, — скорее на уровне перечисления исторических фактов) история наверняка есть и у банд, охотившихся за Ханом Соло, и у Первого ордена, а может, и у людей, в лицо которым прилетело лучом Планеты смерти, — «Эпизод VII» мог не отвлекаться от своей истории на детали таких побочных линий, ибо с этим лучше справятся другие произведения. И они, можете не сомневаться, последуют: это вам не Marvel Cinematic Universe, куда входят лишь фильмы и сериалы, новая вселенная «Звёздных войн» будет содержать огромное количество контента в самых разных форматах медиа. Мир станет больше, интереснее и разнообразнее, однако не надейтесь, что каждое произведение будет досконально объяснять всё, что в нём показано.

В этом и сила, и проклятье медиа-вселенных — деталей изобилие, но чтобы в них разобраться, мало знакомства с центральной серией. Кому-то такой подход наверняка не понравится, но покуда основную канву «Эпизодов» можно будет понять и без подробностей политического устройства новой эпохи «Звёздных войн», кажется более чем разумным выносить её за скобки куда-нибудь, где она будет более уместна. В некую стратегию, например. Или «Игру престолов далёкой-далёкой галактики».

Однако знаете, в чём главная ошибка «Пробуждения Силы» как самостоятельного фильма? Он так увлёкся путешествием, что забыл о назначении. Да, авторы бережно скопировали канву «Новой надежды» с дроидом, голограммой и Звездой смерти, но упустили важное: уничтожение Звезды смерти и было целью того фильма. Тем временем сюжет «Пробуждения Силы» с самых вступительных титров заключается в поисках Люка Скайуокера и воскрешении джедаев, а Планета смерти просто попадается по пути. Она не цель, а препятствие, такое же, как бандюки на корабле Соло, и её уничтожение приносит немногим больше удовлетворения как героям, так и зрителям. О реальной же цели путешествия фильм вспоминает за минуту до титров и оставляет её на откуп «Эпизоду VIII».

Когда трилогия будет завершена, это станет неважно — в конце концов, «Эпизод V» позволил себе клиффхэнгер похлеще, но это не мешает ему считаться лучшей частью серии. Увы, пока перед нами фильм, который успешно восстановил старую атмосферу и ввёл новых интересных персонажей, но забыл как следует закончиться. А запоминается, как известно, последнее слово.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии