«Идеальный пиксель» — сайт о ретро-играх КГ играет: The Disney Afternoon Collection Канал Bravo продлил сериал «Мошенники» на второй сезон Манга «Тебе, бессмертный» будет издана в России «Мгла» Стивена Кинга — трейлер и постер

The Banner Saga 2

Рагнарок был вчера

Из пункта А в пункт Б движется поезд. Навстречу ему по тому же пути движется другой поезд. Но они не встретятся. Потому что не судьба.

Из пункта А в пункт Б едет караван с дипмиссией. Из пункта С в пункт Б бредёт толпа беженцев, за ними — толпа монстров. Вот нехитрая завязка игры, большую часть которой вы будете наблюдать за идущей колонной людей (пардон за расизм: и варлов). Командовать войсками, искать пропитание, гасить склоки и принимать решения, решения… Свернуть на длинный обходной путь или прорываться с боем? Собрать подозрительные ягоды? Принять в караван группу не менее подозрительных людей? Спасти деревню от набега или тихо пройти мимо? Словом, дорога не будет скучной.

В чём проблема так и не ставших популярными книг-игр? Когда каждый твой неверный шаг заканчивается геймовером, чтение превращается в поиски сюжета с завязанными глазами методом тыка железной палкой в недра трансформаторной будки. Чуть свернул не туда — и ты труп. Разумеется, сюжетных веток обычно несколько и есть выбор. Проблема в том, что ты никогда не сможешь отличить дорогу к одной из них от оголённого провода.

В чём проблема быстрых сохранений? Да в том же самом. Если после каждой ошибки нужно переигрывать, игроков заставляют по несколько раз проходить один и тот же участок и смотреть один и тот же ролик, а это не только жестоко, но и вредно для атмосферы и восприятия происходящего. Сложно воспринимать всерьёз то, что в любой момент можно отмотать, но не отматывать нельзя.

The Banner Saga 2 (как и её первая часть; ведь это, по факту, одна игра, одна разбитая на три куска история и практически не изменившийся геймплей) обходит данные грабли просто: вы не умрёте. Да, вы и здесь не всегда можете оценить, правильно ли выбираете. Но прелесть этой лотереи не омрачена пермосмертью. Что-нибудь вы, несомненно, потеряете: время, ресурсы, настроение людей… Но ни один из POV-персонажей по ходу игры не способен угробить себя. И что совсем невероятно, здесь можно проигрывать бои: выбывшие из строя будут ранены, но с поля боя членов вашего личного отряда каким-то образом утащат. Исключения — пара особенных сюжетных схваток, проигрыш в них приводит к загрузке. А в остальном — продули и продули, приняли последствия (разумеется, они есть), поехали дальше.

Хотите совет? Не играйте в менеджмент сохранений, не ищите их файлы и не загружайтесь с чекпоинтов (как ни странно, они есть). Об играх часто говорят, что именно здесь, мол, нужно не сохраняться, впечатления будут незабываемыми… Так вот, совет другой: здесь МОЖНО не сохраняться. Впечатления действительно незабываемые, но не из-за убитого на перепрохождение времени. И как ни удивительно, это не делает игру лёгкой. И не превращает её в казуальную добрую сказку.

Это не означает, что никто не умрёт.

Потери неизбежны, и коснутся они не только безликой массы беженцев и воинов, которые для игрока — лишь цифры вверху экрана. Смертны практически все персонажи с именами. Но… ведь это и не сказка, а сага, в самом деле. А гуманное отношение к игроку позволяет — всего лишь — не искать идеальное решение с гайдами и калькулятором, а погрузиться в историю, не оглядываясь на чекпоинты и не выторговывая у игры проигранные ей жизни. И история стоит того. Именно она, а не бои и прокачка, не даст оторваться до утра, как книга, в которой всегда есть ещё одна ну совсем последняя страница. Возможно, дело в том, что она такая безобразно короткая и потому так насыщена событиями.

Пожалуй, вот самое верное определение: правильная книга-игра с пошаговыми боями, песнями на исландском языке и иллюстрациями от талантливого художника, который всю жизнь мечтал рисовать людей с рогами.

А ещё это редкая игра, в которой, бывает, от боёв отказываешься, потому что риск того не стоит и потерять можно больше, чем приобрести. И только после прохождения вдруг понимаешь, что это же была ЭКСПА. И что выбирать пути, где меньше её, родимой, из каких-то альтернативных соображений — для игрока удивительно. Но ведь есть они, эти альтернативные соображения, вот в чём дело.

Бои, вы не подумайте, хороши: в меру сложные, требуют понимания способностей персонажей и правильной их расстановки. Управлять армиями не придётся (не считать же команды в текстовых квестах) — только несколькими друзьями, вышедшими вместе с вами на битву. Кстати, манчкинам на заметку: если думаете, что можно выбрать любимую шестёрку бойцов и качать только их, — не расслабляйтесь. Вы никогда не знаете, куда завернёт сюжет, кем и в каком составе придётся играть.

В Banner Saga 2 появилось несколько полезных и приятных улучшений. Скажем, наконец-то разнообразили прокачку; а человеку, который додумался, что можно набивать фраги на тренировке, — отдельное спасибо. Но каким навязчивым стало обучение… Очень тонкий момент: подсказки должны отвечать на вопросы игрока именно тогда, когда те возникают, либо чуть позже — но никак не раньше. И уж точно не должны бомбардировать бесконечными окошками, по которым нужно кликнуть, как в какой-нибудь дурной браузерке. Вторая часть почему-то последовала их примеру, при том что она, вообще-то, — вторая и многие играли в первую. Отключить эту радость невозможно, она сопровождает нас едва ли не треть игры параллельно с атмосферой и сюжетом и несколько им мешает. Впрочем, это мелочь, хоть и досадная. Честно сказать, даже запоротая боёвка не сделала бы эту игру плохой, хотя с боёвкой как раз всё в порядке. И дело не только в сюжете.

Всё-таки главная часть геймплея — тексты. Постоянно предлагающие выбор, который непременно что-то меняет и потому важен — для вас и для тех, кто собрался под вашим знаменем. От него зависит, будет ли что поесть, найдёте ли вы защиту в очередном городе хотя бы на время и будут ли живы те, кто рядом с вами. Но глобально сюжет — почти! — линеен, всех несёт потоком событий, которые слишком велики, чтобы их можно было просто «выбрать». Чем дальше, тем масштабнее становятся решения и их последствия… вот только мир они всё равно не изменят и конец света не остановят. По крайней мере, пока. Но сомнителен хэппи-энд, честно говоря. Нас прямо с порога предупреждали: это, граждане, пиздец. Боги умерли, солнце встало, дальше будет только хуже. А теперь — совсем пиздец, и нет, не пройдёт, если подуть. Нехорошо ссылаться на чужие рецензии, но действительно, мало где линейность имела под собой столь сильную культурную основу. И сюжетную, разумеется.

При этом атмосфера на удивление… спокойна и даже позитивна. Не только благодаря ярким краскам. Никто не ловит ведьм, не носится с криками: «Мы все умрём!» Персонажи вообще почти не обсуждают происходящее, их занимают куда более практические и менее масштабные вопросы: как отбиться от монстров, куда бежать? Нет, они не трусы. Там, где они могут что-то изменить, они геройствуют. Но зло слишком глобально и неосязаемо (что некрасиво с его стороны, конечно), а пророчеств и избранных не подвезли, увы.

Во второй части кое-что начинает меняться. И с одной стороны, хорошо, что вырисовываются и антагонист, и некая возможность, но с другой… чем-то голливудским веет от её финальных роликов. Да простят персонажи за пожелание им такой судьбы, но апокалипсис по-скандинавски — гораздо более редкая штука, чем очередная история с хорошим концом. А тут сеттинг хоть и вымышленный, но уж очень способствует, и конец света был бы закономерным завершением трилогии. Но доживём — увидим.

   
   
Ольга Архипова
2 января 2017

Обсуждение обзора
14 комментариев
Поделиться:
Нехуево
Вердикт КГ
Игра
Стерильно
Говно
Читательский рейтинг игры
(ожидаем десять голосов)

Голосование доступно только
зарегистрированным пользователям.
 
Меню

Последние рецензии

Все Кино Сериалы Игры Аниме