Лучшее аниме лета 2017 — голосование Mystery World Dizzy выйдет на картриджах уже в феврале 2018-го Манга «Тетрадь смерти» получит новое российское издание Рецензия и отзывы на игру Cuphead Третий сезон «Эша против Зловещих мертвецов» получил дату выхода

Max Payne 3

Адреналиновая депрессия

Для начала придётся разобраться гигантским фиолетовым слоном, торчащим посреди комнаты, – то бишь ответить на вопрос «А тот ли Макс перед нами?». Ответ – конечно же нет, даже и не близко. Показанный в новой игре герой мало того что лишён фирменного стиля монологов, так его образ ещё и полностью противоречит всей сути истории, рассказанной в прошлых играх, – особенно сиквелу, мотивом которого было успешное обучение Макса навыку смиряться, отпускать и жить дальше. В общем, единственно верный способ взаимодействия с Max Payne 3 – воспринимать его как самостоятельный рассказ о новом персонаже, которому по странному стечению обстоятельств достались то же имя, тот же актёр и та же занятная способность замедлять время вокруг себя. Собственно, даже авторы истории вполне сознательно стараются абстрагироваться от оригиналов, и если не считать нескольких надгробных камней в одной из миссий да знакомой мелодии, которую новичок исполняет на пианино, напоминать о старых разборках тут фактически нечему.

Но это, на самом-то деле, не плохо. Обидно – да, но не плохо. Беда в другом: как на историю MP3 ни смотри, плохой она быть не перестанет. Она не выдерживает сравнения ни с прошлыми играми серии, ни с другими творениями Rockstar, ни с фильмом «Гнев», откуда нагло спёрто множество идей и стилистических ходов. И даже будучи рассмотренной в отдельно взятом вакууме, она не начнёт работать как надо. И на то есть несколько причин.

Во-первых, пропойца Макс Пей, в отличие от Макса Пейна, – персонаж откровенно пустой и занудный. Всё, что он может – бесконечно играть одну и ту же пластинку, то пеняя на судьбу и ускользающую удачу, то ноя об алкоголе и обезболивающих. Что бы ни происходило вокруг, можно быть практически уверенными: ничего нового и интересного Макс по этому поводу не скажет. И ведь алкаш, пребывающий в бесконечной депрессии, – это ещё не приговор истории, скорее наоборот: Грегори Хаус в подобной ситуации стал одним из самых любимых героев современности. Но антигероям, чтобы перевешивать их недостатки, нужна харизма, а её у Максима Рокстаровича нет и в помине.

Во-вторых, и это даже важнее: сама история игры не представляет никакого интереса. Причём многое можно простить: что она банальна, что предсказуема и что как следует сдобрена глупостями… но она совершает самое страшное прегрешение, какое может совершить, – не трогает. События MP3 ровным счётом никак не касаются главного героя: действие происходит в чуждом ему месте с чуждыми ему людьми. А то, что не касается Макса, не касается и игроков, тем более что прописывать характеры истинным участникам событий сценаристы явно поленились. Большая часть героев, судьбы которых должны нас волновать, не получают и полдюжины фраз, а получившие предпочитают произносить их на португальском языке без перевода. Так что единственные люди, на которых происходящее в игре может оказать хоть какое-то действие, – те, на кого одинаковый эффект производят и «статистика», и «трагедии»: то есть те, в чьих глазах равны безымянный труп и труп лучшего друга.

И ведь опять же: рассказать историю, лишь косвенно касающуюся главного героя, – отнюдь не невыполнимая задача. Совсем недавно перед нами была игра с точно такой же завязкой: потерявший жену бывший коп, находящийся в глубокой депрессии, работает телохранителем у богатого бизнесмена, пытающегося сделать мир лучше, чем это устраивает некоторых злодеев. Только там бизнесмен был интересным, подробно выписанным героем, на службе у него работало множество не менее замечательных личностей, а его цели и идеи вдохновляли достаточно сильно, чтобы их хотелось осуществить ещё до того, как многочисленные сюжетные повороты сделали историю Адама Дженсена более личной… Да, речь о Human Revolution. И да, увидеть эти очевидные пересечения в завязках сюжета было куда сложнее, чем могло бы показаться, – именно из-за того, насколько различны они на качественном уровне.

Зато, блин, техническое исполнение у игры на высоте. Постановка, графика, исполнение ролей… Больно смотреть, как столько стараний тратят на столь бездарный рассказ… Стоп. А не вызвана ли эта боль «пьяным фильтром», из-за которого все заставки в игре с дивной регулярностью грешат дикими цветами и раздвоением изображения? Да, пожалуй, в первую очередь больно смотреть на Max Payne 3 именно из-за поименованного гениального стилистического хода, гарантировавшего, что половина зрителей будет наслаждаться заставками с закрытыми глазами. И наслаждаться, кстати, будет ну очень часто – бедняга Макс не может и пары дверей открыть, не наткнувшись на заставку (суть которой любая нормальная студия, включая незабвенных Remedy, передала бы в ходе геймплея). И их зачастую нельзя проматывать. И после них приходится заново выбирать вооружение… Всё круто, в общем.

   
   
   
   

К счастью, история в играх – не единственное и даже не главное. И вот геймплей MP3 оправдывает не только покупку игры, но и её название. Это всё тот же Макс, бегающий по линейным уровням, замедленно летающий по комнатам в окружении вихря пуль, ныкающийся от врагов по углам и банками жрущий болеутоляющие. Нововведения типа умения прятаться за укрытиями или возвращаться к жизни, на последнем издыхании подстрелив своего убийцу, – они очень удачно дополняют оригинальную концепцию и не кажутся чем-то лишним (разве что необязательный поиск улик серьёзно расходится с заданным ритмом повествования). Собственно, чисто на уровне игровой механики Max Payne 3 практически идеален.

Есть, однако, и проблемы. Играя на геймпадах или более высоких уровнях сложности, поздние главы практически невозможно пройти классическим способом – весело скача по миру в слоу-мо. Вместо этого приходится сидеть в укрытиях, высовываясь лишь с включённым замедлением, – не самое увлекательное занятие, будем откровенны.

Что хуже – игра просто-напросто однообразна. Так, огромный набор вооружения в реальности оказался уныл просто до тошноты, и смена пушек практически не влияет на геймплей. Благо, стреляешь ли ты из автомата или пистолета, а всё равно всё сводится к стратегии «Замедлился, прицелился, сделал хэдшот одной пулей».

Также, в то время как внешнее оформление уровней восхитительно красиво и поражает разнообразием, их структура и логика расстановки врагов схожи до боли. В результате уже к окончанию первой (из трёх) частей MP3 большая часть перестрелок становится пусть занимательной, но привычной и не способной удивить рутиной, а бесконечные и однообразные скрипты типа злыдней, внезапно выскакивающих из-за углов, оказываются предсказуемее восходов солнца. Это не значит, впрочем, что игру хочется бросить, – авторы до самого конца нет-нет да и подкидывают какую-нибудь действительно бодрую перестрелку… Но и особого интереса под конец уже не остаётся.

Всё-таки сюжет – штука важная. Mass Effect 2 тоже не мог похвалиться особо разнообразным геймплеем, однако он всё равно почти не утомлял, ведь геймерам было за что сражаться. А тут перестрелкам приходится вывозить всё происходящее на себе, и они, может, и справляются с задачей, но лишь едва-едва.

К счастью, мультиплееру сюжет не нужен. К ещё большему счастью, выполнен он достаточно качественно. Просторные многоуровневые карты в сочетании с минимальной пулеустойчивостью персонажей приводят к огромному числу смертей. Но если это вас не страшит, то милые фишки типа неплохо реализованного замедления времени, возможности мародёрствовать, тыря с трупов деньги и обезболивающие, или шанс официально объявить вендетту всякому, кто убил тебя два раза подряд, – они мало-мальски выделяют игру на фоне бесчисленного множества других шутеров.

В то же время вооружение от переноса в мультиплеер менее унылым не стало, а реалистичная физика поведения персонажей легко может привести к незваным смертям от того, что герой запутался в стене и забыл высунуть в окно ствол, не преминув при этом выпятить на всеобщее обозрение всю тушку. Сильнее всего, однако, печалит абсолютная бесполезность автоматов при попытке использовать их без дополнительного прицеливания – даже вплотную они умудряются пускать пули в молоко. Очень смешно, знаете ли, пересаживаться с чисто консольного шутера на ПК-версию мультиплатформы и обнаруживать, что тут мерзкие болячки современных шутеров видны куда сильнее, а перестрелки зачастую сводятся к схваткам медленно бродящих по локациям черепах.

Подведём итог. Max Payne 3 – игра с отличными графикой и физикой, с шедевральной механикой геймплея, которой не даёт развернуться однообразный дизайн уровней и стволов, с качественным мультиплеером, не ахти как выделяющимся на фоне конкурентов, и с ужасной историей, дороговизна исполнения которой лишь подчёркивает её бездарность и вторичность. Или, говоря проще: единственное, чем Max Payne 3 ценен, – его внешность и слоу-мо перестрелки. Если вы считаете, что большего для счастья не требуется, – MP3 вполне может стать вашей любимой игрой этого года. Если же нет… Ну, всё равно это не самый худший способ убить пару вечеров.

Обсуждение обзора
61 комментарий
Поделиться:
Лев Гринберг
15 июня 2012

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
93%
Ваша оценка
 
Меню

Новые комментарии