Шон Бин сыграет бандитского главаря в многосерийном боевике «Клятва» OpenIV под запретом — Take-Two убило программу по модификации GTA V Телевизионный спин-офф «Джона Уика» уже в работе Ноль кадров в секунду. Выпуск 165: Бесполезный выпуск Пятый сезон «Лютера» — дело решённое

Max Payne 3

Адреналиновая депрессия

Для начала придётся разобраться гигантским фиолетовым слоном, торчащим посреди комнаты, – то бишь ответить на вопрос «А тот ли Макс перед нами?». Ответ – конечно же нет, даже и не близко. Показанный в новой игре герой мало того что лишён фирменного стиля монологов, так его образ ещё и полностью противоречит всей сути истории, рассказанной в прошлых играх, – особенно сиквелу, мотивом которого было успешное обучение Макса навыку смиряться, отпускать и жить дальше. В общем, единственно верный способ взаимодействия с Max Payne 3 – воспринимать его как самостоятельный рассказ о новом персонаже, которому по странному стечению обстоятельств достались то же имя, тот же актёр и та же занятная способность замедлять время вокруг себя. Собственно, даже авторы истории вполне сознательно стараются абстрагироваться от оригиналов, и если не считать нескольких надгробных камней в одной из миссий да знакомой мелодии, которую новичок исполняет на пианино, напоминать о старых разборках тут фактически нечему.

Но это, на самом-то деле, не плохо. Обидно – да, но не плохо. Беда в другом: как на историю MP3 ни смотри, плохой она быть не перестанет. Она не выдерживает сравнения ни с прошлыми играми серии, ни с другими творениями Rockstar, ни с фильмом «Гнев», откуда нагло спёрто множество идей и стилистических ходов. И даже будучи рассмотренной в отдельно взятом вакууме, она не начнёт работать как надо. И на то есть несколько причин.

Во-первых, пропойца Макс Пей, в отличие от Макса Пейна, – персонаж откровенно пустой и занудный. Всё, что он может – бесконечно играть одну и ту же пластинку, то пеняя на судьбу и ускользающую удачу, то ноя об алкоголе и обезболивающих. Что бы ни происходило вокруг, можно быть практически уверенными: ничего нового и интересного Макс по этому поводу не скажет. И ведь алкаш, пребывающий в бесконечной депрессии, – это ещё не приговор истории, скорее наоборот: Грегори Хаус в подобной ситуации стал одним из самых любимых героев современности. Но антигероям, чтобы перевешивать их недостатки, нужна харизма, а её у Максима Рокстаровича нет и в помине.

Во-вторых, и это даже важнее: сама история игры не представляет никакого интереса. Причём многое можно простить: что она банальна, что предсказуема и что как следует сдобрена глупостями… но она совершает самое страшное прегрешение, какое может совершить, – не трогает. События MP3 ровным счётом никак не касаются главного героя: действие происходит в чуждом ему месте с чуждыми ему людьми. А то, что не касается Макса, не касается и игроков, тем более что прописывать характеры истинным участникам событий сценаристы явно поленились. Большая часть героев, судьбы которых должны нас волновать, не получают и полдюжины фраз, а получившие предпочитают произносить их на португальском языке без перевода. Так что единственные люди, на которых происходящее в игре может оказать хоть какое-то действие, – те, на кого одинаковый эффект производят и «статистика», и «трагедии»: то есть те, в чьих глазах равны безымянный труп и труп лучшего друга.

И ведь опять же: рассказать историю, лишь косвенно касающуюся главного героя, – отнюдь не невыполнимая задача. Совсем недавно перед нами была игра с точно такой же завязкой: потерявший жену бывший коп, находящийся в глубокой депрессии, работает телохранителем у богатого бизнесмена, пытающегося сделать мир лучше, чем это устраивает некоторых злодеев. Только там бизнесмен был интересным, подробно выписанным героем, на службе у него работало множество не менее замечательных личностей, а его цели и идеи вдохновляли достаточно сильно, чтобы их хотелось осуществить ещё до того, как многочисленные сюжетные повороты сделали историю Адама Дженсена более личной… Да, речь о Human Revolution. И да, увидеть эти очевидные пересечения в завязках сюжета было куда сложнее, чем могло бы показаться, – именно из-за того, насколько различны они на качественном уровне.

Зато, блин, техническое исполнение у игры на высоте. Постановка, графика, исполнение ролей… Больно смотреть, как столько стараний тратят на столь бездарный рассказ… Стоп. А не вызвана ли эта боль «пьяным фильтром», из-за которого все заставки в игре с дивной регулярностью грешат дикими цветами и раздвоением изображения? Да, пожалуй, в первую очередь больно смотреть на Max Payne 3 именно из-за поименованного гениального стилистического хода, гарантировавшего, что половина зрителей будет наслаждаться заставками с закрытыми глазами. И наслаждаться, кстати, будет ну очень часто – бедняга Макс не может и пары дверей открыть, не наткнувшись на заставку (суть которой любая нормальная студия, включая незабвенных Remedy, передала бы в ходе геймплея). И их зачастую нельзя проматывать. И после них приходится заново выбирать вооружение… Всё круто, в общем.

   
   
   
   

К счастью, история в играх – не единственное и даже не главное. И вот геймплей MP3 оправдывает не только покупку игры, но и её название. Это всё тот же Макс, бегающий по линейным уровням, замедленно летающий по комнатам в окружении вихря пуль, ныкающийся от врагов по углам и банками жрущий болеутоляющие. Нововведения типа умения прятаться за укрытиями или возвращаться к жизни, на последнем издыхании подстрелив своего убийцу, – они очень удачно дополняют оригинальную концепцию и не кажутся чем-то лишним (разве что необязательный поиск улик серьёзно расходится с заданным ритмом повествования). Собственно, чисто на уровне игровой механики Max Payne 3 практически идеален.

Есть, однако, и проблемы. Играя на геймпадах или более высоких уровнях сложности, поздние главы практически невозможно пройти классическим способом – весело скача по миру в слоу-мо. Вместо этого приходится сидеть в укрытиях, высовываясь лишь с включённым замедлением, – не самое увлекательное занятие, будем откровенны.

Что хуже – игра просто-напросто однообразна. Так, огромный набор вооружения в реальности оказался уныл просто до тошноты, и смена пушек практически не влияет на геймплей. Благо, стреляешь ли ты из автомата или пистолета, а всё равно всё сводится к стратегии «Замедлился, прицелился, сделал хэдшот одной пулей».

Также, в то время как внешнее оформление уровней восхитительно красиво и поражает разнообразием, их структура и логика расстановки врагов схожи до боли. В результате уже к окончанию первой (из трёх) частей MP3 большая часть перестрелок становится пусть занимательной, но привычной и не способной удивить рутиной, а бесконечные и однообразные скрипты типа злыдней, внезапно выскакивающих из-за углов, оказываются предсказуемее восходов солнца. Это не значит, впрочем, что игру хочется бросить, – авторы до самого конца нет-нет да и подкидывают какую-нибудь действительно бодрую перестрелку… Но и особого интереса под конец уже не остаётся.

Всё-таки сюжет – штука важная. Mass Effect 2 тоже не мог похвалиться особо разнообразным геймплеем, однако он всё равно почти не утомлял, ведь геймерам было за что сражаться. А тут перестрелкам приходится вывозить всё происходящее на себе, и они, может, и справляются с задачей, но лишь едва-едва.

К счастью, мультиплееру сюжет не нужен. К ещё большему счастью, выполнен он достаточно качественно. Просторные многоуровневые карты в сочетании с минимальной пулеустойчивостью персонажей приводят к огромному числу смертей. Но если это вас не страшит, то милые фишки типа неплохо реализованного замедления времени, возможности мародёрствовать, тыря с трупов деньги и обезболивающие, или шанс официально объявить вендетту всякому, кто убил тебя два раза подряд, – они мало-мальски выделяют игру на фоне бесчисленного множества других шутеров.

В то же время вооружение от переноса в мультиплеер менее унылым не стало, а реалистичная физика поведения персонажей легко может привести к незваным смертям от того, что герой запутался в стене и забыл высунуть в окно ствол, не преминув при этом выпятить на всеобщее обозрение всю тушку. Сильнее всего, однако, печалит абсолютная бесполезность автоматов при попытке использовать их без дополнительного прицеливания – даже вплотную они умудряются пускать пули в молоко. Очень смешно, знаете ли, пересаживаться с чисто консольного шутера на ПК-версию мультиплатформы и обнаруживать, что тут мерзкие болячки современных шутеров видны куда сильнее, а перестрелки зачастую сводятся к схваткам медленно бродящих по локациям черепах.

Подведём итог. Max Payne 3 – игра с отличными графикой и физикой, с шедевральной механикой геймплея, которой не даёт развернуться однообразный дизайн уровней и стволов, с качественным мультиплеером, не ахти как выделяющимся на фоне конкурентов, и с ужасной историей, дороговизна исполнения которой лишь подчёркивает её бездарность и вторичность. Или, говоря проще: единственное, чем Max Payne 3 ценен, – его внешность и слоу-мо перестрелки. Если вы считаете, что большего для счастья не требуется, – MP3 вполне может стать вашей любимой игрой этого года. Если же нет… Ну, всё равно это не самый худший способ убить пару вечеров.

Лев Гринберг
15 июня 2012

Обсуждение обзора
61 комментарий
Поделиться:
Вердикт КГ
Игра
Стерильно
Говно
Читательский рейтинг игры
(ожидаем десять голосов)

Голосование доступно только
зарегистрированным пользователям.
 
Меню