Метагалактический мегакинопортал
Лео Бонарта в «Ведьмаке» сыграет Шарлто Копли Новые фильмы недели: одарённые подростки, Марк Уолберг с собакой и скандальное разоблачение Сценаристка Гейл Симон могла бы вписать Mortal Kombat в канон DC Экшен «Падение империи» поставил рекорд в американском прокате Лазер-шоу «Три дебила». Выпуск 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»

The Stanley Parable

Ответ на ответ

Для игрокритиков всего мира The Stanley Parable оказалась заразной болезнью. Вместо того чтобы писать внятные рецензии, они принялись подражать стилю самой игры и рекламы, её окружающей: старательно сгущать краски, ходить вокруг да около и вообще всеми силами отказываться взять да и рассказать о том, что же, блин, представляет собой The Stanley Parable. Мы и сами по чистой случайности чуть не присоединились к их числу, когда из-за нехватки времени рецензия на демоверсию игры, задумывавшаяся только и исключительно как способ рассказать об интересной сопутствующей ей рекламной кампании, едва не стала нашим единственным текстом о произведении как таковом.

Пришла пора исправить это недоразумение.

Предварительно, однако, хотим предупредить: людей, старающихся «не спойлерить» The Stanley Parable, можно понять. Эта игра не из тех, где знание основной фишки может убить всё удовольствие от прохождения (что неудивительно – включивший The Stanley Parable геймер с ней так и так сталкивается в первую же минуту), но всё-таки знакомиться с ней без какой-либо предварительной подготовки будет интереснее, чем с оной. Посему эта рецензия – она лишь для тех, кого не берут «интригующие» рекламные материалы. Для тех, кто хочет достать кота из мешка прежде, чем решать, стоит ли эта животина покупки. Остальным же лучше прочитать нашу рецензию на демку. Или поиграть в неё саму. Или трейлеры посмотреть.

А теперь – к делу.

The Stanley Parable – одно из тех интерактивных произведений, в который игроку не дают практически никаких способов взаимодействия с миром. Даже прыгать нельзя – только ходить по коридорам и жать на редкие кнопки (в демке интерактивности и то было больше: там разрешали поднять кружку и кинуть её в урну). Однако в отличие от того же Dear Ether, человек за клавиатурой – не бесполезное приложение к чужой истории, а центральный стержень, вокруг которого закручивается смелый эксперимент разработчиков из студии Galactic Cafe. И вот почему.

   
   
   
   

В основе The Stanley Parable лежит комната, из которой ведут две открытых двери. Рассказчик, из-за кадра повествующий о том, что происходит на экране, утверждает, что, оказавшись перед выбором, Стенли пошёл налево, – утверждает это ещё до того, как игрок успевает что-нибудь предпринять. И что делать? Воспротивиться невидимому голосу или же последовать за рассказываемой им историей? Простой вопрос, который становится гораздо интереснее, как только ты осознаёшь, что в The Stanley Parable НЕТ неправильных решений. Все они более-менее равноценны, все ведут историю в ту или иную сторону. Это редкий случай, когда механики произведения не давят на игрока, давая ему выбирать самостоятельно: никакого тебе плохо/хорошо, никаких размышлений на тему «А какой вариант даст больше экспы и лучшие артефакты?». Хочешь последовать за рассказчиком? Правильное решение! Хочешь поднять бунт и восстать против него? Правильное решение! Посреди путешествия решаешь сжалиться над невидимым гласом и исполнить-таки его просьбу? Правильное решение! Вздумал забить на очевидные варианты и попытаться сломать правила игры? Правильное, блин, решение!

Вот она – истинная свобода выбора, даром что одной из основных тем произведения является иллюзорность этой самой свободы. В результате из-за того, что Дэйви Вреден и Ко не давят на тебя, давая самому принимать решения, интереснейшим элементом The Stanley Parable становятся даже не рассказываемые здесь истории (хотя они интригующие, разнообразные, смешные, печальные, умные и вообще – замечательные; жаль только, что их маловато), а самоисследование. Очень интересно видеть, какие решения ты принимаешь в тот или иной момент, в каком порядке открываешь концовки, и пытаться понять, почему ты делаешь это именно так, а не иначе. Позволяет ли The Stanley Parable заглянуть поглубже в себя и провести хитрый психоанализ? Чёрт его знает: кому-то, кто умеет делать профессиональные выводы из простых решений, – да, наверное. Для остальных – скорее всего нет.

The Stanley Parable отлично справляется с задачей поставить перед игроком зеркало, дающее посмотреть в собственную душу; а уж делать из взгляда туда какие-то далеко идущие выводы или же просто полюбоваться да пойти по своим делам – это, опять же, решение, которое каждый волен принимать сам.

Обсуждение обзора
41 комментарий
Поделиться:
Лев Гринберг
10 ноября 2013

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1ЕВА
 
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
Ещё

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме