Новые сериалы 25–31 июля Подкаст на колёсах. «Проклятые. Противостояние» Создатель «Ходячих мертвецов» взялся за «Хроники Амбера» Номинанты на премию «Эмми 2016» Создатель Burn Notice сделает для Marvel сериал по «Людям Икс»

2012

Природный беспредел

Когда-нибудь – лет через десять, а может, даже через пять, – Роланд Эммерих всё-таки снимет идеальный фильм-катастрофу. Тогда режиссёру "Дня независимости", "Послезавтра" и "2012" стукнет примерно 55-60 лет, он будет совсем-совсем взрослый, познавший жизнь и вкусивший великой мудрости. Которая, помимо всего прочего, содержит такое вот сакральное знание: если ты не Джеймс Камерон, то, решив извести на экране кучу народу и что-нибудь как следует разрушив, не отвлекайся на всякие глупости вроде Драмы, Трагедии и Конфликта.

Всё равно на этом поприще мало что получится, особенно если удастся основная программа – Катастрофа. Ведь на её фоне все эти человеческие переживания, метания и поступки покажутся мелочными и незначительными и будут лишь отвлекать зрителя от красивого, сочного, феерического пиздеца, творящегося на экране. А как мы, люди, привыкли поступать с тем, что нас раздражает? Правильно – яростно отмахиваемся или хладнокровно игнорируем. Первый подход, безусловно, эффективнее, если есть хоть малейший шанс убрать с глаз долой всё, что мешает, а второй отлично подходит для всех остальных случаев – когда всё равно ничего нельзя поделать.

Собственно, "2012" – верный кандидат на очень осторожные, но довольно частые перемотки во время домашнего просмотра на каком-нибудь честно приобретённом Blu-ray. Осторожные – чтобы не пропустить какой-нибудь очередной дестрой, частые – потому что пару-тройку сюжетных линий из фильма следовало бы выкинуть ко всем чертям. На деле всё, конечно, не так страшно: два с половиной часа пролетают вполне себе незаметно, и зевнуть за это время удаётся от силы разок-другой, да и то исключительно по причине слишком уж резкого перехода от очередной крышесносящей экшен-сцены к какому-нибудь просто вопящему о своей ненужности драматическому моменту.

Да, истории героического (опять!) президента США и его дочери, престарелого отца Учёного-Спасителя (вы же понимаете, без этой фигуры – никак) и его не менее престарелого друга, а также сексуальной подружки русского олигарха и её пёсика (не подумайте ничего плохого) – они, мягко говоря, не трогают. Но прелесть ситуации в том, что этот печальный факт можно смело послать в том направлении, откуда возвращаются только люди с напрочь отсутствующими генами гордости и самоуважения. Не хочется проникаться – не надо! Смиритесь с этой чушью про "Капитан не покидает свою страну!", "Я же в море, ну что со мной может случиться?" и "И ради этого урода я увеличила себе грудь?" как с неизбежным злом, рассеянно отслеживайте судьбы тех персонажей, которые действительно вызывают симпатию (это, собственно, герои Джона Кьюзака, Чуитела Эджофора, Аманды Питт и немножко Вуди Харрельсон), а ещё лучше – плюньте на них всех с высоты Эйфелевой башни.

Потому что сердце и душа "2012" – вовсе не жалкие людишки, а взбунтовавшаяся, вставшая на дыбы и зарядившая всему человечеству хорошенького пендаля природная стихия. Не от того, что мы, человеки, слишком неаккуратно с ней обходились, а вот просто так, от нечего делать: вы же не верите всерьёз во всю эту дребедень про парад планет и предсказания древних индейцев?

Главные герои фильма – вовсе не писатель Джексон Кёртис, учёный Адриан Хелмсли и пластический хирург Гордон Сильберман, а Гигантское Цунами, Извержение Вулкана, Разлом Земной Коры, Сдвиг Материков и Глобальное Землетрясение. Именно проделки этой гоп-стоп-компашки Эммерих и показывает с той искренностью и любовью, которых явно не хватает людским персонажам. Этой природной мафией режиссёр готов любоваться часами – правда, с таким-то размахом, не говоря уже о потрясающем качестве спецэффектов, на "часы" не хватило бы никакого бюджета, особенно Роланду, которого при всём желании не получится причислить к когорте экономных киноделов. Посему – всё ограничивается часом чистого экранного времени плюс-минус десять минут. Что ж, и то хлеб.

Однако своей цели режиссёр всё-таки добивается – гениальные экшен-эпизоды "2012" начисто затмевают всё остальное: через час после выхода из зала с трудом вспоминаешь имена главных и уж тем более второстепенных героев, но можешь с лёгкостью воспроизвести подробности всех показанных природных бедствий и уже примерно знаешь, куда следует переехать на ПМЖ в том случае, если декабрь 2012 года действительно станет "последним днём нашего мира, каким мы его знаем".

Да, когда-нибудь Роланд Эммерих действительно снимет идеальный фильм-катастрофу. Ну а пока – остаётся довольствоваться просто хорошим.

Михаил Судаков
14 ноября 2009

Обсуждение рецензии
342 комментария
Поделиться:
Вердикт КГ
Кино
Стерильно
Говно
Читательский рейтинг фильма
78% (784 голоса)

Голосование доступно только
зарегистрированным пользователям.

Оценки авторов КГ