Метагалактический мегакинопортал
Ложка дёгтя: Dishonored, часть 2 Ноль кадров в секунду. Выпуск 188: Кадры против EA Рецензия и отзывы на игру Star Wars Battlefront II Создатель «Рейда» и «Рейда 2» Гарет Эванс работает над сериалом для Cinemax Новости аниме — лучшее за неделю

Хоббит: Нежданное путешествие

The Hobbit: An Unexpected Journey

Легенды и мифы Средиземья
Снимать фэнтези после «Властелина колец» (даже если ты сам и являешься создателем последнего) – это всё равно, что пытаться напугать кого-то атомной бомбой в мёртвом после ядерной зимы мире. Кинотрилогия десятилетней давности – абсолютное зло, напрочь избаловавшее зрителя, который уже фактически не способен к восприятию других представителей жанра. Особенно тех, где нет многоуровневого противостояния целых государств за судьбы мира и эпических сражений через каждые три диалога.

В случае с «Хоббитом» сразу стоит понять и принять тот факт, что это совсем не «Властелин колец». Проблема (если, конечно, её считать таковой) почти фундаментального характера: исходный материал не настолько богат и эпичен, чтобы на этот раз получилась ещё одна великая трилогия о великой войне в сказочном мире – тут просто по определению не может быть прежнего размаха и драматизма.

Причастные к созданию лица это прекрасно понимали, поэтому «Нежданное путешествие» с первых же минут наглядно демонстрирует своё обновлённое лицо: атмосфера стала лёгкой и совсем сказочной, мрачность уступила место ярким краскам и юмору, а более камерная история не подразумевает вселенской борьбы чистого и светлого с армией вуайериста Саурона.

Правда, Питер Джексон и его команда вступили в логическое противоречие, из которого вытекают все недостатки кино: новый формат наверняка хорошо бы сработал с сюжетом из двух фильмов, но никак не из трёх. Десять с лишним лет назад сценаристы с хирургической аккуратностью удаляли всё лишнее из книжек для максимально безболезненного переноса на экран. В этот раз, очевидно, происходил ровно обратный процесс: сюжет «Хоббита» собирали по кусочкам из нескольких источников, максимально усложняя достаточно простую историю.

В результате получились эдакие «Легенды и мифы Средиземья», где своеобразное роад-муви щедро разбавлено смежными сюжетными линиями. Кино нормально работает, если воспринимать его как сериал или сценарий видеоигры — на самом видно месте торчит основной повествовательный стержень, от которого персонажи постоянно отвлекаются на «побочные» задания. В совокупности всё это смотрится почти органично – выходит умеренно хорошая и скрупулёзная до малозначительных деталей история. «Нежданное путешествие» уместно сравнивать, например, с «Крестным отцом — 2» или «Миллионером из трущоб» — флэшбэков тут, конечно, не так много, но общая структура, раскрывающая среду вокруг главных героев, очень схожа.

Кроме того, не стоит забывать, насколько популярно в мире творчество Толкина — знатоков «Сильмариллиона» (ну и прочих рассказов), способных оценить некоторых эпизоды в картине, более чем достаточно. Остальным же просто дают повод лишний раз просто прогуляться по красивой сказке, что тоже, в общем-то, не самый плохой способ провести время.
   
   
   
   
Другое дело, что форма иногда превалирует над содержанием – повторимся, масштаб событий и рядом не курил с «Властелином колец». Но по разнообразным внешним признакам фильм старается не отставать от своих кинопредшественников – и если пытаться их целиком сравнивать (а этого делать всё же не стоит), то начинает воображаться некоторая сюжетная пустота «Хоббита». Хотя жаловаться на раздутый эпик и лишние визуальные эффекты в данном случае несколько странно – с таким же успехом можно приводить претензии к вывернутому до упора трагизму в «Тёмном рыцаре» или запредельной долбанутости героев в «Семи психопатах».

Для положительного восприятия также крайне желательно испытывать хоть какой-то интерес к местной фэнтензийной реальности и персонажам. С первым пунктом проблем возникать не должно – обновлённое Средиземье очаровывает и интригует не слабее, чем в прошлые три визита. Герои, в свою очередь, по своему качеству и количеству буквально чуть-чуть не выдерживают общий хронометраж – трудно спорить с тем, что одних Бильбо, Гэндальфа и Торина недостаточно для не самого сюжетно насыщенного трёхчасового фильма.

Что до действа, то за прошедшие годы и технологии шагнули вперёд, да и сам Питер Джексон освоил ряд новых приёмов. Экшен хочется назвать именно что изобретательным – камера красиво облетает сцены и показывает непрерывно происходящие события с самых разных ракурсов. А один из наиболее красивых эпизодов в шахте гоблинов будто бы специально стилизован под сказочного Индиану Джонса – множество одновременно движущихся платформ, красивые падения и изящные поединки. Впрочем, хватает в фильме и других впечатляющих моментов – и все они во многом выигрывают за счёт некоторой комичности, которая вместе с красивой постановкой даёт очень нетривиальный результат.

«Хоббиту» предписано было стать прекрасной дилогией, которая бы заметно отличалась своими яркими особенностями от более напыщенного и – что уж тут говорить – величественного «Властелина колец». В первом фильме эти самые особенности (вернее, достоинства) никуда не делись, но оказались несколько размыты сюжетной «водой» и необязательными подробностями. Конечно, это закономерный итог превращения двух картин в три – издержки, так сказать, производства. Обидно, что далеко не вынужденные.

В свою очередь, из «Нежданного путешествия» получилась просто хорошая сама по себе сказка для всех возрастов. По большому счёту, всё в ней на месте, однако чувства, что наблюдаешь за появлением нового кинематографической вехи, на этот раз по понятным причинам не возникает.
Обсуждение рецензии
452 комментария
Поделиться:
Евгений Кузьмин
21 декабря 2012

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
98%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

 
Меню

Новые комментарии