Метагалактический мегакинопортал
«Джокер 2» определился со своей музыкальной ориентацией «Зло» наступает в трейлер четвёртого сезона мистического триллера Принцесса Ирулан демонстрирует свой ум в свежем промо-ролике «Дюны 2» Энн Хэтэуэй рассказала, как Кристофер Нолан спас её карьеру Fallout получил продление на второй сезон

Морпехи

Jarhead

Эхо войны

Сэм Мендес, показавший нам кризис среднего возраста у Кевина Спейси и попавший в яму на ухабистом пути с Томом Хэнксом, определенно нашел свой ритм и неспешно снимает по одному фильму в три года.

Выдерживая паузу после «Проклятого пути», режиссер натолкнулся на бестселлер Энтони Своффорда — бывшего морпеха, принимавшего участие в захватывающем матче «Саддам Хусейн Vs. Соединенные Штаты Америки» под кодовым названием «Щит пустыни».

Режиссер бестселлер прочел и проникся, созвонился с продюсерами и в декабре 2004-го укатил в Аризону — чтобы через год явить миру лучший, без преувеличения, военный фильм последних лет.

Вместе с книжными корнями, «Морпехам» достались и традиционные проблемы такого рода экранизаций — необходимость выстроить из воспоминаний военного ветерана четкий, плавный сюжет, избавиться от повествовательных провисаний и достойно запечатлеть в целлулоиде авторские эмоции. Все эти проблемы были успешно решены.

У Мендеса получилось.

У него получилось не умасливать фильм такой (практически естественной уже) парашей, как ура-патриотизм, соплевыжимательство и умствования о бессмысленно загубленных солдатских жизнях — словом, всем тем, чем пестрят товарки «Морпехов» по жанру.

У него получилось не опускаться до примитивных оплеух: «это, дети, красивая сцена битвы, здесь всех убивают, вот здесь у вас должно захватить дух, а тут обязаны всплакнуть особо впечатлительные». Получилось не пичкать черепную коробку сирых и убогих зрителей прописными истинами и заранее заготовленной моралью.

У него получилось избежать львиной доли привычных и ожидаемых штампов, когда аудитория томится в ожидании Трагической Гибели Лучшего Друга Главного Героя или предвкушает Пафосную Речь Командира и Героическое Финальное Побоище — всего этого в «Морпехах» нет. Мы настолько свыклись с присутствием в батальных лентах всяческих клише и выучили их наизусть, что непредсказуемая предсказуемость мендесового рассказа ударяет по расслабившимся нам неожиданно, точно пулеметная очередь штурмовика A-10 — по колонне пехотинцев.

У него получилось показать обе стороны войны: фантастически-красивые, сочные столбы пламени от горящих скважин (пробивающиеся сквозь дым пожарищ лучи солнца прилагаются) оборачиваются страшным дождем из нефти, в которой барахтаются солдаты и капли которой так и норовят выжечь глаза.

А еще у Мендеса получилось захватить зрителя со вступительных титров и не отпускать до титров финальных. Получилось провести этого зрителя вместе с персонажем Джейка Джилленхаала по тонкой красной линии сюжета, не давая скучать ни на секунду. Получилось на протяжении двух часов держать нас в напряжении — внимательно наблюдающими за попытками главного героя найти свое место в происходящих событиях, найти хоть какой-то смысл в войне. Каково, а?

Спецэффектов, над которыми потрудились кудесники из Industrial Light & Magic, не замечаешь в принципе — такое впечатление, что выдержанный, запредельно стильный визуальный ряд их вовсе и не содержит. Музыка Томаса Ньюмана (штука сама по себе запоминающаяся) тоже не в состоянии отвлечь нас от происходящего на экране — настолько оно, происходящее, увлекательно: будь то хоть пьянка в армейской палатке, хоть получасовая прогулка по бесконечной пустыне.

Отдельный поясной поклон актерам, узнать большую часть из которых в других фильмах вы сможете только благодаря «Морпехам», в коих они впервые и запомнятся вам как отлично прописанные Личности. Поясной поклон Джейми Фоксу — за его циничный прищур и непередаваемый прононс фразы, которая вынесена в цитату к этой рецензии (в оригинале и только в оригинале, несмотря на превосходный русский дубляж!). Поясной поклон Джилленхаалу — за прохождение через, кажется, все ипостаси экранного героя, начиная с юношеского задора, минуя до жути правдоподобный психоз и заканчивая моральным опустошением в финале. Браво!

Ахиллесова пята подобных картин — политкорректность и патриотизм — у «Морпехов» защищена крепкой подошвой армейских ботинок — даже те ошметки означенного, что просочились в ленту из банальной необходимости пройти цензуру, поданы мастерски: то в виде показных речей командования, то в виде фраз «мы здесь, чтобы воевать за эту, как ее там… свободу», то в виде строевого ликбеза сержанта Сайкса о том, что морпех, подписавший контракт, лишается нахрен всех гражданских прав, а то и в виде солдатских интервью для полевой журналистки, в ходе которых одни благоразумно отмалчиваются на провокационные вопросы, а другие — откровенно дурачатся.

Прибавьте ко всему вышеперечисленному удивительно правдоподобный антураж и на редкость колоритные реалии полевого быта американских морпехов (насколько об этом может судить ваш штатский соотечественник), массу уместных шуток, вагон нюансов и мелких деталей, которые так приятно подмечать, и…

…Да-да. Определенно, в загоне уголливуженных вар-муви появился новый лидер — понятный, простой, снятый великолепно и без режиссерских перформансов типа «кино-не-для-всех» шедевр. Посмотрев его, задумайтесь на досуге — какой фильм сможет легче и быстрее достучаться до сердец максимального количества зрителей и оставить след в памяти: копполовский «Апокалипсис сегодня», сцена из которого так к месту вкраплена в нашего сегодняшнего героя, или все же «Морпехи»?

Обсуждение рецензии
65 комментариев
Поделиться:
Павел Минский
22 января 2006

Нехуево 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
73%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1ЕВА
 
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме