КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Паучиха Ким Кардашьян и Эмма Робертс на сносях на баннерах «Американской истории ужасов» Ана де Армас дерётся с врагами и встречает Джона Уика в первом трейлере «Балерины» Линда Хэмилтон не станет хвалить провального «Терминатора: Тёмные судьбы» Аманда Уоллер нагибает всех: DC выдало подробности про большой летний ивент под названием Absolute Power Хулиганское фэнтези от Гарта Энниса получило новые обложки для первого выпуска

Красная черепаха

The Red Turtle

Водный полёт

Гусеница? Отличный герой. Черепаха? Ещё лучше! Вглядитесь в эти чёрные рептильи глаза и скорбный клюв — разве не красавица?

Может, это странновато — с замиранием сердца ждать мультфильмы про живность, которую назовут милой разве что тонкие ценители вроде Химэгими или Ньюта Скамандера. Но когда в деле замешана студия Ghibli, случаются и не такие чудеса. Например, жил-был нидерландский художник-мультипликатор Михаэль Дюдок де Вит, снимал короткометражки, ролики и сериалы, иллюстрировал книги, преподавал, но даже несмотря на полученный в 2001 году «Оскар», оставался для широкого зрителя мистером Это-кто-ещё-такой. Дожил до седин — и вдруг получил письмо, по произведённому эффекту сравнимое с приглашением в Хогвартс: студия Ghibli сообщила, что ей по нраву его творчество, и предложила вместе снять полнометражный фильм. Нет, не по готовому сценарию — можно самому придумать что угодно. Нет, не надо переезжать в Японию — пусть режиссёр-сценарист работает в привычной ему Франции. И вот так на седьмом десятке де Вит дебютировал в полнометражном кино. Причём его не бросили в новую среду по принципу «Выплывай или тони!», а окунулись с ним рука об руку и поделились отличным спасательным жилетом — своим именем, не дутым и при этом непотопляемым.

Во французском кинопрокате выживает ярчайший: еженедельно выходит аж 15–20 фильмов, и если ты не способен выделиться в своей группе, то следующая накроет тебя как волна, разбалованные богатым выбором зрители не пойдут на незаметное старьё недельной давности, и ты тихо, без единого протестующего взбулька, погрузишься на дно Леты. Но если у тебя, малоизвестного дебютанта, на щите изображён геральдический Тоторо великого дома, то ты уже не Это-кто-ещё-такой, а Тот-в-кого-верит-Ghibli. И в кого могут поверить зрители. Однако сперва им надо о тебе узнать. Пресса может рассказать, но ей нужен повод — потому продюсеры посоветовали де Виту доделать фильм к сроку подачи заявок на Каннский фестиваль. Если бы «Красную черепаху» просто отобрали в конкурсную программу, это уже было бы отлично; но результат получился даже лучше — фильм разжился в Каннах двумя номинациями и одной наградой. А теперь вдобавок номинирован на «Оскар», по соседству с «Кубо. Легендой о самурае» и «Моаной», от которых отличается так же, как юг отличается от востока и запада.

Несмотря на франко-японское производство под началом нидерландца, никакого национального колорита в «Красной черепахе» нет. Откуда герой родом? Куда он попал? Хотя бы в каком веке происходит действие? Де Вит намеренно отказался от любых примет — чтобы история получилась по-настоящему универсальной. Даже глаза персонажей не дадут поиграть в Шерлока: они не узкие и не широкие, а просто точечки. Но пусть будет брошен тяжеленный фолиант по пунктуации или контрапункту в того, кто скажет, что точки не могут быть выразительными! По речи персонажей тоже ничего не вычислить — зато любой зритель может щегольнуть тем, что смотрел франко-японский фильм в оригинале без субтитров. Потому что нет слов. В прямом смысле — герои не произносят ни словечка, им вполне хватает эмоциональных междометий и языка тела. Спустя век после своего рождения немое кино так и норовит переродиться, прийти к зрителям в каком-нибудь новом облике — то французским стилизованным под ретро «Артистом», то отечественным «Испытанием», то вот западно-восточной «Красной черепахой».

«Почему они ничего не говорят?» — удивился юный зритель на середине предпремьерного показа пару дней назад, а потом стал жаловаться на скуку. «Ну закрой глаза, поспи», — посоветовал пришедший с ним взрослый. «Красная черепаха» соответствует своему рейтингу 6+ по букве, но не по духу, и родители, думающие: «А, Ghibli? Значит, детская сказка!», рискуют уподобиться косому, похмельному и вдобавок невезучему стрелку — иными словами, сильно промахнуться.

Вообще-то, и у самой Ghibli мультфильмы зачастую ближе взрослым, чем детям. Особенно ленты Исао Такахаты («Могила светлячков», «Сказание о принцессе Кагуе»), который выступил арт-продюсером «Красной черепахи» и помогал де Виту с раскадровкой. А добрый сказочник Хаяо Миядзаки здесь как бы не при делах, хотя с него-то всё и началось: почти десять лет назад, в перерыве между своими уходами на пенсию, он высоко оценил короткометражку де Вита «Отец и дочь» и сказал, что не прочь посотрудничать (де Вит стал первым иностранцем, которому выпала такая честь, — прежде Ghibli делала сугубо японские фильмы). Зато при делах ещё один из трёх столпов Ghibli наравне с Такахатой и Миядзаки — продюсер Тошио Судзуки, чьи мотивирующие пинки заряжены такой энергией, что их хватало даже на контратаки к фирменным приёмам двух мэтров «Сниму то, не знаю что, доделаю тогда, не знаю когда» и «Я устал, я ухожу».

Хотя Миядзаки не принимал прямого участия в создании «Красной черепахи» и вообще сосредоточился на своём мультфильме про гусеницу Боро, связь с ним чувствуется. Причём не внешняя, как у сравнительно молодых птенцов гнезда Ghibli (Горо Миядзаки, Хиромасы Ёнебаяши), а внутренняя. И Миядзаки, и де Вит — «стихийные» авторы. Но если стихией Миядзаки является воздух (прекрасное и такое разное небо, полёты на чём угодно вплоть до мётел и замков, а то и вовсе без транспорта), то стихия де Вита — вода. Точнее, жидкости во всём своём разнообразии: в «Монахе и рыбке», «Отце и дочери», «Красной черепахе» водоёмы играют огромную роль, а «Аромат чая» нарисован титульным напитком. Впрочем, между полётами и плаванием грань порой тонка до прозрачности — так же как между грёзами и явью. Сам де Вит говорил, что в его кинокартине сон и реальность тесно сплетаются. Чего стоят только лунная дорога, ночной квартет и то ли девушка, а то ли виденье.

И повествование здесь в чём-то сновиденческое. Вместо слов говорят тишина, восклицания, музыка. Хотя с музыкой вышла закавыка: в короткометражках де Вит начинал с неё и от неё отталкивался, а тут за долгие месяцы производства так ничего и не сочинил — только понял, что хочет добиться импрессионизма в стиле Дебюсси и категорически не хочет использовать пение. Призванный на подмогу композитор Лоран Перес дель Мар был всем хорош… и подсунул именно пение. Точнее, инструментальный вокал. Де Вит отбрыкивался ожесточённо, но недолго — и изначально нежеланное вдруг оказалось именно тем, что надо, стало одной из ведущих композиций фильма.

Эта композиция — музыкальное отражение героини, ведь она прошла схожий путь. «Красная черепаха» — противоположность традиционной истории про селки, нимфу, кицунэ, царевну-лягушку или ещё какую-нибудь волшебную жену. Она рассказывает об одиночестве, испытаниях, любви, смерти — классических темах, но на иной лад (и совсем не так, как недавние «Пассажиры»). Герой не крадёт магическое одеяние или гибернацию прекрасной девы, не нарушает её запреты. Напротив: он считает героиню вредоносным чудищем, она сама приходит к нему, он желает ей смерти, затем раскаивается и старается искупить, героиня является ему в новом облике — и это только начало их истории.

Синопсис спойлерит половину, трейлер — почти всё оставшееся, рецензенты не отстают: у фильма слов, может, и нет, зато у критиков они находятся в изобилии. Но здесь спойлеры бессильны оправдать своё название — они просмотр не портят. Ведь всё равно каждый увидит и почувствует разное: кто-то будет зевать, кто-то — плакать, кто-то — хрустеть чипсами в ожидании саспенсово-экшеновых сцен (и даже дождётся — их здесь мало, но они есть). Когда де Виту сказали, что у него получился мощный природоохранный посыл (морские черепахи находятся под угрозой вымирания), он удивился, однако возражать не стал — художник создаёт произведение, но восприятие оного зависит уже от зрителя. Равно как и трактовки. Может, героиня спасла героя от губительной затеи, а может, похоронила его надежду на возвращение к прежней жизни; может, она оставила его с собой, а может, сама осталась с ним. Всё может быть. Де Вит, по его словам, хотел показать своё уважение к природе и бесконечному кругу жизни, а их аршином общим не измерить, на добро и зло не разделить. Даже если взять не всю природу, а одних только черепах, рискуешь почувствовать себя агукающим младенцем: черепахи появились ещё в мезозое, 220 миллионов лет назад, а Homo sapiens отделились от других гоминид в миоцене, 6–7 млн лет назад. Легко ли сблизиться с тем, кто в 30 раз старше тебя?

«Что наш язык земной пред дивною природой?», «И лишь молчание понятно говорит» — писал Жуковский; спустя два века это же рисует де Вит. А кто-то это танцует, кто-то играет, кто-то ваяет. В мире более 7000 тысяч языков, но их бывает недостаточно; порой обилие не сплачивает, а разъединяет. Тут-то и приходит на выручку нечто более древнее и до сих пор понимаемое по всему земному шару — если не умом, то сердцем. Язык без слов, полёт без механических крыльев, история без однозначности — как сама жизнь.

   
   
Обсуждение рецензии
20 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
14 февраля 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
83%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме