КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Дэдпул и Росомаха готовы к бою на новом промо-арте триквела (фото) Новые сериалы недели: почти «Настоящий детектив» с Лили Гладстоун Эмма Робертс целуется с Ким Кардашьян в свежем трейлере 12 сезона «Американской истории ужасов» Топ-30 лучших мужских кей-поп групп за апрель 2024 года Режиссёр «Непорочной» с Сидни Суини в ужасе от российской локализации фильма
← Все рецензии О фильмеВидеоКадрыПостерыРазноеФанарт

Последний меч самурая

When the Last Sword is Drawn

Жил на свете рыцарь

Фильм малоизвестного в России японского режиссера Йодзиро Такиты оказался очень любопытным зрелищем. Экранизация хитового романа Дзиро Асады. Классическая драма о бедном самурае и его горькой судьбе. С выпусканием кишок, цветущей сакурой, поединками под проливным дождем и жертвенной любовью. Кино одновременно изощренное, наивное и честное. Бои на мечах — ни одного ускоренного кадра, никакого сло-мо, все по правде, можно использовать вместо учебника. Кровь — лужами, разводами на стенах, темная и густая. Оператор не увлекается открыточными планами, снимает "как есть", полагая, что цветущее дерево прекрасно само по себе, а делать лишний акцент на его красоте — удел слабых.

Режиссер не держит картину в рамках одного жанра. Трагические куски чередуются с мелодраматическими, жестокие боевые сцены — с действительно смешными комическими вставками. Главный герой — бывший учитель фехтования Йосимура и его враг/союзник — знатный самурай Саито — будто хамелеоны, в каждом эпизоде поворачиваются новыми сторонами своих характеров. Например, для зрителя будет самой естественной реакцией ненавидеть и презирать Йосимуру в начале и испытывать как минимум уважение к нему же в конце фильма. Даже самые мелкие роли сыграны так, что никакой Станиславский не придерется. Персонажи узнаваемые, выпуклые, мотивы поступков простые, но не примитивные. Но если диалоги и актерская техника — на высоте, то "окончательная проработка" и концовка фильма погружают в нехорошую задумчивость. Дело не в том, что "Последний меч" длиннее, чем следовало бы (143 минуты — нормально для экранизация большого романа с массой сюжетных веток и временных пластов), а в манере режиссера "додавливать" героев, препарировать их, чтоб не осталось ни одной неразъясненной мелкой детали характера.

Для этого Такита вводит в реалистический антураж фильма фрагменты чуждых жанров. Две последние значимые сцены (в общей сложности занимают где-то 30 минут) — по сути дела — пафосные, душещипательные монологи персонажей, позаимствованные как будто из пьес театра ноо или кабуки. Выглядят они здесь откровенно слащаво и неуместно. Японскому "национальному" искусству в принципе свойственна некоторая лубочность, но здесь автор будто намеренно перегибает палку. Мелькнула было мысль, что все это сделано специально для передачи иронического отношения молодого режиссера (начинавшего со съемок софт-порно, кстати) к замшелым культурным святыням, но, к сожалению, общий тон фильма настолько серьезен, что не допускает такой трактовки. Чуть ли не впервые поймал себя на желании сократить заключительную часть минут эдак на 20. Смотрибельность возрастет значительно, а смысловая и художественная части ничуть не пострадают.

Резюме

В целом — симпатичный фильм. В рамках традиции, но с необычным построением сюжета и несколькими ловушками. Смешение лирического, комического и трагического в правильной пропорции. Красиво и безыскусно снято. Впечатление, из-за двух упомянутых очень специфических сцен, остается смазанным, но красота и честность картины подкупают. В качестве бонуса — отличная, как всегда, музыка Джо Хисасиси и познавательная история.

Поделиться:
Антон Аксюк
26 июня 2003

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
79%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1ЕВА
 
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме