Лучшее аниме 2017 года — голосование Новости аниме — лучшее за неделю Рецензия и отзывы на дополнение Destiny 2: Forsaken Рецензия и отзывы на игру Shadow of the Tomb Raider Минкульт введёт потолок в 35% сеансов для каждого иностранного фильма

Укрась прощальное утро цветами обещания

Let's Decorate the Promised Flowers in the Farewell Morning

Настоящие слёзы

В странах ещё не победившего аниме имя Мари Окады известно немногим. Это в родном городе Титибу её знает каждый тануки — при встрече уважительно кланяется, обращается в человека, целует ручку, морфирует обратно в енотообразное и топает дальше по своим делам. А за пределами Японии хорошо если только со склонением фамилии напутают; неровен час — могут ведь и «Мэри» обозвать, огорчив чувствительную дамочку до глубины души.

С выходом фильма «Укрась прощальное утро цветами обещания» ситуация может если и не кардинально измениться, то хотя бы слегка выправиться. Западное киносообщество вообще любит возносить на пьедестал женщин-режиссёров и женщин-сценаристов, даже если они того не очень заслуживают. А тут, понимаете ли, автор настоящего, без дураков шедевра из страны всяческих миядзаки, синкаев и прочих покемонов; чествуй — не хочу!

Окада — из тех авторов, что при первом удобном случае выплёскивают на несчастных потребителей своих произведений всю боль, накопившуюся за долгую и сложную жизнь. Логика, видимо, следующая: я вам хороший драматический сюжет, а вы мне — сеанс психоанализа за ваш счёт. Говорить ничего не нужно, достаточно внимательно смотреть и ещё внимательнее слушать. По рукам?

Ответ на данный вопрос сугубо индивидуален, но зрительский консенсус в подобных случаях примерно такой: если талантливо, увлекательно и без яростных злоупотреблений, то по рукам, чего ж нет? К первой режиссёрской работе Окады всё это относится даже не в изрядной, а в превосходной степени, потому у среднестатистического посетителя кинотеатров, который выбрался из дому ради чего-нибудь красивого и трогательного, проблем с «Прощальным утром» не будет вообще никаких. Кроме, пожалуй, одной — в комплекте с билетом непременно должны выдавать бумажные носовые платочки, но по факту не выдают. Доколе?

«Укрась прощальное утро цветами обещания» — пусть и режиссёрский дебют Окады, но отнюдь не первая её работа со студией P.A. Works, которая прославилась двумя умениями: выдавать умопомрачительно красивую картинку даже в сериалах (что уж говорить о полном метре) и держать многочисленных демонов своей лучшей сценаристки на привязи. Ни одно из их совместных произведений не вызывало мысли: «Так, я вас раскусил, сейчас все рыдают и страдают просто потому, что целых пять минут никто не рыдал и не страдал, верно?» — и новая работа в тандеме не стала исключением.

Да, в основе «Прощального утра» лежит старый как мир сюжет о бессмертных созданиях, которые теряют близких просто потому, что сволочная матушка-природа отвела оным более скромный срок жизни. Этот экзистенциальный ужас в какой-то степени знаком не только всевозможным Горцам, но и самым обычным людям — просто роль недолгожителей исполняют родители, немолодые родственники и домашние любимцы.

Именно поэтому местная история, несмотря на свою неприкрытую фэнтезийность, не кажется чем-то далёким и абстрактным. Кино как бы намекает зрителю: «Я в курсе, что и ты, дорогой друг, живёшь в постоянном страхе за близких. Этот страх ты можешь успешно скрывать от остальных, но мы с тобой прекрасно знаем, что он поселился в твоём сердце в тот самый момент, как ты осознал концепцию смерти. И с тех пор лишь растёт и крепнет, получая подпитку как из твоего внутреннего, так и из окружающего мира».

И хотя окружающий мир в фильме Окады служит сугубо фоном для центрального сюжета, он, как и в любом талантливом произведении, в итоге оказывается достаточно живым, чтобы влюбить в себя зрителей. В нём находится место как политическим дрязгам, войнам, несправедливости и страданию, так и любви, заботе, светлой радости и простому человеческому счастью на фоне всего вышеописанного безобразия. Где ненависть — там и прощение; где страх — там и отвага; где смерть — там и новая жизнь.

Сопереживать героям «Прощального утра» легко — это далеко не единственное, но важное условие для хорошего восприятия драмы. Когда даже второстепенные персонажи умудряются вызывать искреннюю симпатию за считаные минуты экранного времени, стоит ли говорить о главных участниках событий? Да, чем интереснее и ближе герой, тем больнее наблюдать за сваливающимися на него проблемами и трагедиями, но лёгкая нотка мазохизма присуща всем нормальным людям. Мы вообще не дураки как следует попереживать за тех, кто нам полюбился, и даже не против слёз, когда они настоящие.

И если ради примирения со своим прошлым и обуздания внутренних демонов Окаде жизненно необходимо снимать вещи вроде «Прощального утра», то так и хочется вполголоса высказать эгоистичную мысль: «Пусть это примирение и обуздание случится не прямо сейчас, а когда-нибудь потом». Прости, Окада, но твоя боль всё ещё нужна искусству.

Поделиться:
Михаил Судаков
20 апреля 2018

Охуительно!
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии