← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 9 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Мало где в мире любят «Фантомаса» так, как в России и странах бывшего СССР. Причём маленькое миленькое слово «так» в этом предложении вкалывает на износ, отвечая и за очевидный смысл «так сильно», и за чутка неожиданное «так неправильно». А всё спасибо любви жителей СССР к великому французскому комику Луи Де Фюнесу.
Для многих в России «Фантомас» — легендарная трилогия приключенческих комедий, пародирующих шпионские боевики в духе «Джемса Бонда». И да, те фильмы грех не любить. Но они ведь никогда не задумывались, как произведения, по которым люди будут узнавать о Фантомасе. Нет, у себя на родине это были забавные альтернативные прочтения безумно популярного и мрачного первоисточника — серии из десятков романов, написанных в первой половине XX века Пьером Сувестром и Марселем Алленом.
И вот теперь издательство комиксов Topcreator.Publishing хочет убедить русскоязычную публику дать шанс «правильной» версии «Фантомаса». Не оригиналу, понятно — этим пусть занимаются другие издательства. Нет, речь о вдохновлённом теми самыми классическими книгами графическому роману «Гнев Фантомаса» сценариста Оливье Боке и художника Жюли Рошельё. Смелая попытка, что уж греха таить — «синдром утёнка» ведь никто не отменял, и значительной части нашей публики попытка всерьёз рассказать историю постоянно меняющего внешность гениального преступника будет казаться как минимум странной.
Если что, мы говорим в том числе и на основе собственного опыта. Пока руки тянулись ко внушительных размеров томику, внутри всё кричало о крайней сомнительности затеи. Во-первых, зачем «Фантомасу» мрачная интерпретация? Давайте сюда рисованного Де Фюнеса и айда продолжать легендарную киносерию — сценарии-то неснятых сиквелов где-то до сих пор лежат! Во-вторых, кому пришло в голову отдавать визуальную часть на откуп какому-то отбитому примитивисту? Уж в Европе-то, где к комиксам относятся с куда большим уважением, а на художников не давят безумными сроками, можно было найти какого-нибудь мастера детальной визуализации!
Но весь этот предвзятый негатив рассыпается в прах, стоит только перейти к чтению. «Гнев Фантомаса» — один из лучших комиксов, что попадали к нам на обзор за последнее время. Причём отлично работают здесь обе составляющие — и повествование, и визуал.
Последнее, пожалуй, удивительнее всего. По отдельным кадрам ведь мастерство Жюли Рошельё оценить практически невозможно. Да, даже по ним чувствуется, что человек — не криволапый бездарь, и что отсутствие излишних деталей в рисунке — выбор строго сознательный. Но лишь прочтение всего комикса позволяет проникнуться всей мощью проделанной работы — будь то великолепный подбор цветов или невероятно изобретательная постановка кадра. Визуальное оформление комикса постоянно находит всё новые удивить и дать повод подолгу разглядывать страницу — не то, чем способны похвастаться обычные малодетальные комиксы.
Что до повествования… Представьте себе злодея, обожающего устраивать хаос не меньше Джокера, но делающего это с серьёзностью Бэтмена, и в то же время обладающего практически сверхъестественными способностями к преображению уровня «Миссии: Невыполнима». Именно таким предстаёт Фантомас в этом комиксе. Сильным, жестоким, умным. Но ни в коем случае не безупречным — он импульсивен, он не лишён плотских позывов (ох и странно же читать книгу, главную романтическую линию которой выдали маньяку-убийце!), он падок на театральщину, а его планы зачастую разом и гениальны, и слишком сложны, чтобы удаваться в полной мере. Неудивительно, что инспектор Жюв и его друг журналист Фандор умудряются-таки постоянно следовать за врагом по пятам, то и дело оказываясь в шаге от победы — оба хороши в своём деле и достаточно сильно помешаны на неуловимом оппоненте, чтобы умело использовать любые проколы последнего. И да, Жюв здесь — это вам не Де Фюнес. Скорее уж один из тех крутанов-полицейских, которых играли в свои лучшие годы Шварценеггер, Сталлоне или Уиллис — мощнейших экшен-героев, не лишённых при этом смекалки и мозгов.
Единственная странная составляющая сюжета «Гнева Фантомаса» — попытка создать интригу вокруг личности этого злодея. Причём странная — не значит «нерабочая». За попытками героев вести расследование действительно интересно следить — как и за всем, что происходит в книге. Просто… это же не имеет значения! Ну узнаем мы, что раньше его звали Вася, Жан или Фикус — что это изменит? Даже тайна связи Фантомаса с Фандором — и та не то чтобы важна. А уж знакомство с прошлым Фантомаса нам и вовсе ничего дать не может — если только не окажется, что в прошлом он был инопланетным динозавром или переродившимся королём демонов. А это всё-таки вряд ли — чай не аниме.
Но это, повторимся — даже не недостаток. Так, странность. В целом же «Гнева Фантомаса» — наикрутейший приключенческий экшен-детектив. Иногда смешной, иногда страшный, но неизменно увлекательный. А ещё — вполне самодостаточный. Конечно, не стоит ждать здесь раскрытия всех тайн (тем более что они, повторимся, и ценности-то особой не несут) или окончательной победы добра или зла. Но это именно что законченная история одной конкретной махинации Фантомаса, сдобренная достаточным количеством деталей и контекста, чтобы не незнание книг-первоисточников никак не мешало чтению.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: