Кого-то радуга-дуга приводит к горшочку золота. Бенуа Блана, «последнего из сыщиков-джентльменов» по выражению одного персонажа, она приводит к другому сокровищу — истине. Такова суть детективного метода Блана; не путать с дедуктивным методом некоего Ш. Холмса! Впрочем, у двух господ-сыскарей хватает общего: Блан тоже изучает следы на земле, ползает по полу с лупой и назначает дружественного персонажа своим «Ватсоном». Но ещё больше общего у Блана с другим детективом из литературной классики — Эркюлем Пуаро. Французские имена — лишь первый пункт длинного списка. Блан тоже расследует преступление в уединённом особняке, начинает дело интервьюированием членов семьи и заканчивает вот-это-поворотом на общем сборе, а в перерывах щеголяет чувством юмора, тягой к драматизму и эксцентричностью.
Собственно, так и было задумано: режиссёр-сценарист фильма Райан Джонсон сам описывал своего героя как «американского Пуаро». И явно вдохновлялся произведениями Агаты Кристи, ну и Артура Конан Дойла заодно. Плюс местами передал привет более современным произведениям — так, в одной из сцен по телевизору идёт сериал «Она написала убийство».
Иронично, что местный покойник тоже «написал убийство»: Харлан Тромби был успешным автором детективов и даже заслужил уважение взаправдашних служителей закона. Тромби и свой особняк превратил в идеальное место преступления, а заодно умудрился дать мотив для убийства чуть ли не всем домочадцам.
Домочадцы не подкачали, они как на подбор яркие личности. И дело тут не только в звёздном касте, но и в увлекательном, динамичном, остроумном сценарии, позволяющем раскрыться каждому. Разве что юный интернет-тролль Джейкоб Тромби, которого Джонсон срисовал со своих хейтеров, получился плосковатым, откровенно карикатурным.
К слову, Джонсон лишний раз подтвердил, что лучший способ одолеть недоброжелателей — добиться успеха. Особенно хорошо, если для этого выбираешь затею, которой искренне горишь и в которой можешь всё сделать на свой лад. Джонсон вернулся к детективному жанру после долгого перерыва (предыдущим ярким опытом был «Кирпич» 2006 года) и подтвердил, что весьма силён в авторском кино. Плюс в любом случае бывает полезно развеяться и внести разнообразие: скажем, Джосс Уидон в перерыве между комиксными блокбастерами «Мстители» и «Мстители: Эра Альтрона» снял независимую чёрно-белую экранизацию Уильяма Шекспира — «Много шума из ничего».
Правда, уидоновский фильм-для-души был совсем уж малобюджетным и ограниченнопрокатным. Джонсон умудрился раздобыть для своего детища 40 миллионов долларов и выпустить его в широкий прокат. Хотя по меркам современного кинопрома даже эти 40 миллионов — почти низкобюджетность: порой гонорар какой-нибудь звезды за роль в каком-нибудь блокбастере обходится дороже. Дэниела Крэйга, по слухам, заманили в очередного «Бонда» именно внушительным чеком; что, впрочем, не мешает актёру по-прежнему жаловаться на усталость от бондианы. А вот в «Достать ножи» Крэйг бодр не то что как огурец — как целая огуречная грядка. Схожий эффект был в позапрошлогодней «Удаче Логана» (тоже авторском фильме, его снял Стивен Содерберг), где Крэйг играл крутого и потешного уголовника Джо Бабаха. В «Достать ножи» ему ничуть не хуже — пожалуй, даже лучше: Крэйг играет как раз детектива Блана — самая козырная роль в детективном фильме, плюс сам Блан не только эффектный и забавный, но и интригующий, а местами даже трогательный. Камера усиливает эффект: фокусируется на серо-голубых глазах Крэйга-Блана, его тлеющей сигаре, выплывающей из тьмы фигуре.
Не меньше любви камера испытывает к прочим героям: вот длинные ресницы сиделки Марты Кабреры, вот издевательская ухмылка и щегольская укладка Рэнсома Тромби, вот создающая одновременно ощущение слабости и угрозы трость Уолтера Тромби… Воплотившим названные образы актёрам, как и Крэйгу, и остальным коллегам по съёмочной площадке, тоже очень повезло с ролями. Ану де Армас прямо не узнать: её Марта скромница-тихоня, у неё тёмные волосы и простая причёска, повседневная одежда — никакого подчёркивания сексапильности, как в некоторых предыдущих ролях актрисы. Почётный Капитан Америка Крис Эванс тоже кардинально сменил имидж: его Рэнсом — паршивая овца почтенного семейства Тромби, бунтующий и загадочный.
«Достать ножи» напоминает «Скрюченный домишко» — позапрошлогоднюю экранизацию одноимённого детектива Кристи. Однако здесь всё гораздо лучше и с режиссурой, и со сценарием, и с актёрским составом — даром что «Скрюченный домишко» мог козырнуть участием Гленн Клоуз, Джиллиан Андерсон и Кристины Хендрикс. Другая ассоциация — с фильмом «Вечеринка» того же 2017 года: синопсис иной, но количество юмора и сюжетных твистов сопоставимое. «Достать ножи» не стесняется водить за нос и героев, и зрителей — чтобы преподнести и тем, и другим целую охапку сюрпризов.
Однако в фундаменте фильма таки имеется один шаткий столп — художественное допущение, на котором строится изрядная часть сюжета. Кому-то этот физиологический «детектор лжи» покажется остроумной и небанальной фишкой, кому-то — притянутым за уши упрощением.
Другая неоднозначная черта фильма — политическая сатира. «Достать ножи» не только даёт справку по современной американской фразеологии (призыв «снять красную кепку» во время спора о мигрантах толкуется однозначно), он проявляет свою позицию сразу на нескольких уровнях. Показательна сцена с балконом и кружкой кофе. Да и вскрывшийся факт об истории особняка Тромби — туда же; хотя ещё его можно отнести к теме «новых денег» как таковых.
Кинолента успевает показать то зубы, то язык много кому. Досталось от неё и прогрессивной молодёжи, и инстаграмным «гурам», и даже Netflix — точнее, привычке современных компаний покупать права на книги и клепать экранизации как горячие пирожки.
Однако комедийная сторона фильма не сводится к одним лишь шпилькам. Есть и ситуационный юмор, и ёмкие фразы типа: «Столько адреналина, будто пчёл наглоталась» или объяснения, что дырка от бублика — это очень даже кое-что.
Детективные фильмы в классическом стиле — зверь почти такой же редкий, как сыщики-джентльмены. Приятно, что иногда они всё-таки выходят; и ещё приятнее — когда они выходят такими. «Достать ножи» соблюдает каноны — и при этом добавляет много своего. Он собрал целую плеяду звёзд, дал им сыграть интересных персонажей и создал впечатление, что съёмочная группа отлично провела время. Теперь у зрителей есть шанс в свою очередь поразвлечься от души.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: