КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Гвен-Паук переедет в основную комикс-вселенную Marvel Warner Bros. готовит экшен про чёрного самурая в духе «Безумного Макса» Линда Хэмилтон не станет хвалить провального «Терминатора: Тёмные судьбы» Сильвестра Сталлоне обвинили в «токсичности» на съёмках второго сезона «Короля Талсы» КГ играет: Xenoblade Chronicles: Future Connected, часть 2

Расплата

The Accountant

«Отучился, говнюк?»

В 2011 году сценарий «Расплаты» попал в «Чёрный список» — собрание лучших пока не экранизированных историй. По сюжету больной аутизмом финансист связывается с криминальным миром и попадает в беду. Какое-то время к фильму присматривались братья Коэны, а на главную роль прочили Мэла Гибсона. Но не срослось: режиссёром взяли Гэвина О’Коннора, который всю жизнь снимал кино про суровых мужиков и не только. Названия его картин «Воин» и «Джейн берёт ружьё» говорят сами за себя. «Расплата» продолжает традицию и в нужные моменты показывает главного героя грузной машиной для убийств. Бен Аффлек смачно бьёт бандитов ремнём, отстреливает их из крупнокалиберной винтовки и раздаёт хэдшоты в духе Джона Уика. Железобетонное лицо, за которое актёра не пинал только ленивый, на этот раз даже в тему.

Однако вышла ошибочка: сценарий «Расплаты» не заточен под боевик. Бухгалтер-аутист мочит профессиональных наёмников — идея ближе к ироничному высказыванию, чем к «Механику» и другим представителям жанра. Это эдакий «Человек дождя», в котором персонаж Дастина Хоффмана взял пистолет и отправился вершить правосудие. Ценность сценария «Расплаты» заключается в упругости: с одной стороны, на экране царят абсурд и далеко ушедшая шутка, с другой — остаётся поле для комментария о важной проблеме аутистов. Режиссёры «Фарго» и «Да здравствует Цезарь!» наверняка заинтересовались многоуровневостью оригинального текста. Её-то и попытались затоптать Warner Bros. и О’Коннор. Постер, трейлер — вся рекламная кампания ленты кричала: «У нас боевичок категории В!»

Но не тут-то было! Оригинальный сценарий не сломать, и если бухгалтера-аутиста-киллера ещё можно показать серьёзно, то финал картины — категорически нет. Там происходит крушение логики и стиля, а режиссёр как будто не замечает. Другая причина, по которой «Расплату» не причислишь к обыкновенному боевику, — здесь тупо редко стреляют за первый час. Всего три выстрела, да и те не по людям, а по тыквам.

Хронометраж уходит на изображение гениальности Аффлека. Тот хоть и аутист, но с запутанными финансовыми делами крупной компании управляется меньше чем за день. Да так, что тратит десяток маркеров, с вычислениями выходит за пределы доски и исписывает половину стены. Ей-богу, кажется, будто актёр поспорил с давним другом Мэттом Дэймоном, что сыграет персонажа умнее, чем Уилл Хантинг. И ведь хорошо получилось. Аффлек неожиданно бодро изображает и перестрелки, и трудовые будни гения. Наконец-то мир получил «Умницу Уилла Хантинга 2: Сезон охоты».

Дэймона, правда, в кадре не хватает, зато Аффлеку симпатизирует Анна Кендрик. То ли из-за детского лица, то ли из-за общей несерьёзности актриса заряжает фильм и приятно разбавляет диалоги с вечно грустным главным героем. Они вдвоём — немногие персонажи, которые хоть как-то взаимодействуют. С остальными беда, как будто смотришь разные фильмы. Вот Аффлек опять не может общаться с людьми. Переключаем канал. Теперь Джеффри Тэмбор продолжает своё дело из сериала «Задержка в развитии» и сидит в тюрьме. Ещё клик. Джон Бернтал непонятно кому угрожает за грязные делишки на бирже.

Вообще, бесконечные объяснения финансовой и другой фигни здорово портят фильм. Бандитские объединения, тяжёлое детство главного героя во флэшбеках, кражи из бюджета крупной корпорации — сюжет временами превращается в густую кашу. Выбраться из неё помогает разве что Дж. К. Симмонс: детектив Гордон в грядущем «Бэтмене», он здесь единственный, кому есть что играть.

«Делаешь кассовый фильм, потом делаешь авторский фильм, иногда надо сняться в фильме друзей, которым должен услугу», — рассказывал Бен Аффлек в картине «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар». «Расплата» разрывается между первым и вторым, но даже в таком состоянии остаётся оригинальным зрелищем. Особенно под конец, когда смешиваются лучшие черты фильма: добротное мочилово, Анна Кендрик, абсурд и неожиданно внятное послание об изменении взгляда большинства на людей, больных аутизмом. Даже типично безэмоциональный Аффлек начинает просыпаться. А это уже, надо сказать, достижение.

Обсуждение рецензии
27 комментариев
Поделиться:
Дмитрий Лисовский
31 октября 2016

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
84%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Ноль кадров в секунду – 523: Пробки вдохновения
 
1ЕВА – 578: Большая круглая невинность
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме