Режиссер Люк Бессон – странный и неожиданный. От постановщика, на одном полюсе творчества которого находится «Леон», а на другом – «Артур и минипуты», можно ждать вообще всего чего угодно, а учитывая, что последняя по-настоящему выдающаяся его работа увидела свет больше пятнадцати лет назад, то ждёшь скорее плохого. И ведь как иногда приятно ошибиться!
На первый взгляд, «Малавита» — возвращение Бессона к криминальной теме, которая некогда принесла ему всемирное признание. Причем отдельные детали узнаются на раз: нимфетка со склонностью к насилию, умудрённый опытом бандит и убийца, месть, семья… Вот только здесь элементы складываются в принципиально иную картину. Бессон пытается играть на территории братьев Коэнов и… как минимум, не проигрывает.
«Малавита» — кино достаточно смешное, чтобы считаться комедией, но комедия эта с исключительно серьезным лицом. Персонажи не пытаются хохмить, шутить или паясничать (а если и пытаются, то не для того, чтобы рассмешить зрителя). Источником местного юмора являются довольно специфические реакции четвёрки главных героев на ситуацию (заключающиеся, как правило, во вспышках насилия). Но главное – это, конечно, фирменный коэновский сюжетный шаблон: сначала происходит какая-то странная невменяемая хуйня, а потом вокруг начинают умирать люди. Правда, у Коэнов это обычно сюжетная завязка, а у Бессона – прелюдия к развязке.
«Малавита» — кино местами неспешное, иногда даже чересчур, постоянно балансирующее на грани скуки, но никогда её не переступающее. Стоит поймать себя на том, что та или иная сцена длится слишком долго, как она завершается, уступая место чем-то новому, интересному и динамичному. Причем динамика повествования обратно пропорциональна возрасту того героя, за которым зрителю предлагают следить в данный конкретный момент.
Ушедший на покой, но не оставивший старых привычек гангстер обделывают свои дела основательно и обстоятельно, а камера внимательно следит за каждым его шагом, стыдливо отворачиваясь разве что на самых жестоких эпизодах. Его супруга, которая тоже далеко не ягнёнок, также неспешно конфликтует с местными (иногда с летальным исходом) и пытается влиться в общество. Зато прекрасная семнадцатилетняя психопатка со склонностью к насилию очень даже бодро разделывается со слишком уж назойливыми ухажерами и крутит страстный роман с избранником. А четырнадцатилетний великий комбинатор обычно и вовсе лишь делится с сестрой результатами своих масштабных противоправных действий, а зрителям остаётся довольствоваться быстрой нарезкой из сцен-иллюстраций его криминальных построений.
«Я хороший, потому что я не измываюсь над людьми без дела. Мои садистские наклонности удовлетворяются, когда я измываюсь над людьми за дело».
В итоге даже обидно становится, что экранного времени героям уделяется примерно поровну, тогда как молодое поколение ведёт куда более насыщенную и интересную жизнь.
Впрочем, куда обиднее, что не самые захватывающие персональные истории занимают время, которое могло бы пойти на более глубокую прорисовку внутрисемейных отношений, являющихся ещё одной серьёзней удачей «Малавиты». А всё потому, что нам в кои-то веки показывают нормальную семью, где дети и родители общаются, слушают, понимают, любят и ценят друг друга и при этом не лезут в совсем уж личные моменты. Складывается прямо-таки антихудожественная (в хорошем смысле) ситуация: в фильме под названием «Семья» напрочь отсутствует внутрисемейный конфликт.
Родители любят друг друга, искренне заботятся о детях, но при этом не выдумывают идиотских правил и запретов и не пытаются навязывать искусственные представления об отношениях. Брат с сестрой понимают друг друга с полуслова и работают в команде. При этом никто не ставит свои эгоистические интересы выше блага семьи как единого целого. Поэтому им не нужно проходить через дополнительные испытания и находить какие-то внутренние силы, чтобы сплотиться перед внешней угрозой – они и так сплоченнее некуда.
Прямо глоток свежего воздуха посреди зловонного болота комедий про семейные отношения, где то дети ведут себя как эгоистичные мудаки, то родители – как упоротые диктаторы, то супругам друг на друга насрать, зато в финале разливается елей семейных ценностей и всеобщей любви. Слава богу, «Малавита» умудряется избежать обеих крайностей и при этом оставаться интересной и захватывающей. Нормальные человеческие отношения – они тоже бывают кинематографичными. Кто бы мог подумать?
Не то чтобы «Малавита» была шедевром на все времена, помнить Бессона (равно как и Роберта Де Ниро, и Мишель Пфайфер, и Томми Ли Джонса) будут не за этот фильм. Но при всей своей нешедевральности картина умудряется радовать нетривиальными решениями, интересными героями и приятными (но не обязательными) кинематографическими аллюзиями на классику криминального жанра. Тоже совсем не мало, знаете ли.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: