Серьёзные щи DC Comics уже начинали отдавать подкисшей капустой, когда явился он. Оказалось, чтобы спасти супергеройский жанр (по крайней мере, в рамках одной линейки комиксов) от исчезновения и не дать ему утопнуть в болоте собственных штампов, надо было просто произнести волшебное слово. Только не знали, какое. Иронично, что сперва индустрию всколыхнула бодрая подводная сказка «Аквамен», снятая хоррормейкером Джеймсом Ваном. А вслед за ним режиссёр неудачного ужастика «И гаснет свет…» Дэвид Ф. Сандберг нашёл-таки, что сказать, чтобы картина заиграла нужными красками: «Шазам!»
На самом деле, опровержение штампов супергеройской тематики само уже стало тем ещё штампом. Чёртик из табакерки по имени Дэдпул слегка подогрел пятые точки пафосных комиксофилов своей бьющей через край иронией, шутками про письки и льющейся рекой постмодернистской кровищей. Во второй раз подобный фокус ещё как-то прокатил, хотя люди уже успели подустать от однотипных гэгов и лоб(к)ового стёба про Росомаху. Но с другой стороны — а как не «в лоб»? Корчить умное лицо и отсылать устами Мистерио к Хайдеггеру и Гегелю? Вот в DC и поняли, что идти надо той же дорогой, но в обратном направлении: вместо сарказма — добрая ирония, вместо отсечённых конечностей — смешные и нелепые потасовки, вместо показушной взрослой вульгарности — показушная детская непосредственность. И сработало!
Главное достоинство «Шазама» — он никому ничего не пытается доказать. Билли Бэтсону не до феминистических заявлений или рассуждений о судьбах стран третьего мира: ему 14 лет, и у него на носу контрольная по обществознанию. А тут как нельзя кстати могучий волшебник дарит красное трико, аватар двухметрового качка и возможность летать, швыряться молниями и делать ещё чёрт знает что — неужто такой крутой парень не сможет пропустить противный экзамен? Поиск героем собственного Я — избитый и надоевший всем сюжет, но супергеройская специфика добавляет ему новое измерение. Попробуй идентифицируйся, когда всего одно слово превращает тебя из замкнутого подростка в гиганта, способного дать прикурить самому Супермену (по крайней мере, на чемпионате по хвастовству и балабольству)!
При этом самое крутое, что DC в кои-то веки перестали напускать мрак и безысходность в свои фильмы про мужиков в кожаных трусах и позволили себе расслабиться и оттянуться. Тут даже антагонист — и тот не стремится уничтожить/поработить/купить весь мир. К слову, несмотря на то что образ доктора Таддеуса Сиваны получился гораздо менее запоминающимся, чем Билли Бэтсона/Шазама, он отлично работает на главный посыл картины. Главный герой — сирота, который, разыскивая свою маму, отчаянно стремится обрести новую семью, в то время как его противник, наоборот, своих родных от души ненавидит. Таким образом Добро и Зло противопоставляются, пускай и прямолинейно, как железнодорожные шпалы; но какие могут быть претензии, когда фильм очевидно ориентирован на семейную аудиторию? Посыл правильный, честный, простой — от него веет человечностью гораздо сильнее, чем от натужного гуманизма Человека из стали или Бэтмена.
Почему при этом про экшен ни слова? Да потому что его тут почти нет. И слава Богу — однотипные махания кулаками и состязания в духе «у кого лазер из глаз длиннее» уже порядком утомили. Главный экшен в «Шазаме» — это, повторимся, поиск героем способов сбежать с уроков и баттлы с лучшим другом в сочинении скабрезных шуточек. Мелковато? А как бы вели себя вы, заполучив в 14 лет мощнейшую силу во Вселенной? Побежали бы спасать мир и надирать задницу Супермену? Естественнее было бы вслед за Шазамом задаться вопросом, как в таком костюме сходить в туалет. А ещё — проверить, возможно ли контролировать разум других людей. И осуществить суперзлодейский план: внушить боссам DC страшную мысль, что традиционные супергерои уже многих порядком подзаколебали и что желание увидеть вторую часть «Шазама» сильно перевешивает желание посмотреть ещё с десяток фильмов о Чудо-женщине и чудо-мужчинах.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: