← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 8 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Если вы помните, в прошлом ноябре на «КГ-Портале» появился обзор на второй том «Карателя MAX» Энниса. Обзор глубоко восторженный и упоминавший, в частности, одну важную вещь: с «Карателем» Эннис занимается не деконструкцией, а реконструкцией персонажа, направляя свою нелюбовь к супергероям в созидательное русло. Тогда напрашивавшееся сравнение с «Пацанами» было сделано предельно вежливо и обходительно, потому что было основано на очень приблизительных воспоминаниях о первом сюжетном цикле этого хитового комикса.
Теперь же можно говорить с уверенностью: да, созидательный подход у Энниса работает куда лучше разрушительного. Не потому что концепция жестокой деконструкции супергероики плоха в своей основе. А потому что сатирическая концепция «Пацанов» не бросала Эннису вызова. Одно дело заставить человека, вроде как ненавидящего супергероев, писать про них что-то маломальски положительное — тогда ему придётся стараться, искать интересные углы, вычленять важные элементы, лежащие в ядре персонажей. Другое дело — когда ему предлагают ненавистный жанр отхерососить, дав полный карт-бланш. Зачем стараться, если можно тупо показывать всех супергероев безответственными эгоистичными кретинами, единственными реальными характерными чертами которых являются их сексуальные девиации? Воистину, власть развращает. Не только персонажей комикса, но и его автора.
От такого вступления может сложиться впечатление, что перед вами строго негативный обзор на первые два омнибуса «Пацанов» (то есть треть серии). Не совсем так. Скорее уж это обзор разочарованный — после великолепия «Карателя MAX» прямолинейность сатиры в «Пацанах» расстраивает и обескураживает. О, Люди-Икс дрочат друг-дружке — спасибо многолетнему воспитанию педофила Профессора Икс! О, Бэтмен трахает всё, что движется, поехав крышей вскоре после тройничка с Робином и Женщиной-кошкой! О, церемония включения новой героини в Лигу справедливости сопровождается без пяти минут насильственным минетом всем её членам! Ну и далее по курсу: моменты, когда супергероев раскрывают не через их сексуальные девиации разной степени гомосячности, безусловно, присутствуют, но на общем фоне кажутся до обидного редкими исключениями. Страшно такое признавать, но в этом смысле сериал получился лучше первоисточника: да, там куда меньше супергеройских команд, а борьба между Суперами и Пацанами практически не двигается, но и Семёрку, и других героев в сериале показывают куда более объёмно и интересно.
А вот с самими Пацанами ситуация полностью противоположна. Где в сериале это не команда, а сборище бесполезных склочных истеричек, там Гарт Эннис создаёт слаженный коллектив, состоящий из деятельных, харизматичных личностей. Тот же Бучер — не бесполезное быдляцкое хамло, выезжающее исключительно на природной харизме актёра, а реально шикарный персонаж. Он умён, жесток и беспринципен. Он готов на всё ради достижения своих целей, но в то же время достаточно терпелив, чтобы не лезть на рожон почём зря. А главное — он умеет находить правильные подходы к нужным ему людям. Кому-то угрожает, с кем-то трахается, для кого-то становится наставником и лучшим другом — и всё это он делает до того умело, что легко перетягивает на свою сторону даже людей, прекрасно знающих его мотивы.
В общем, Пацаны в «Пацанах» прекрасны, и тем приятнее видеть, что в комиксе им позволяют-таки исполнять роль центральных персонажей собственной истории. Ни Семёрка, ни другие персонажи не перетягивают на себя одеяло. Бучер и его отряд не отсиживаются в подвалах, а служат активными двигателями сюжета — не лезущими непосредственно на главных своих оппонентов, но активно портящими жизнь командам помельче.
По большому счёту, где-то между сериалом и комиксом спрятана несуществующая идеальная версия этого франчайза. Такая, где Пацаны — крутая слаженная команда отбитых товарищей, планомерно выносящая группы отбившихся от рук супергероев, а сами супергерои — ни разу не положительные, но и не одномерно извращённые личности, за развитием и / или падением которых интересно наблюдать. Увы такого шедевра мы явно не увидим, приходится довольствоваться тем, что имеем.
А имеем, повторимся, довольно неплохое произведение, пусть и использующее тупейший стёб там, где нужна была более тонкая сатира. Сами-то по себе сюжетные циклы в «Пацанах» хороши. Тренировка Хьюи — новейшего члена Пацанов — на относительно слабой команде суперов, случайно приводящая к летальному исходу. Следующее за этим откровение о том, что умершие суперы всегда воскресают, просто лишённые практически всей мозговой активности. Неизбежная потасовка между Хьюи и убитым им героем. Поездка Бучера в Россию, приводящая к невероятно кровавому предотвращению мафиозно-супергеройского переворота, и заканчивающаяся не менее брутальным финалом попытка Хьюи стать агентом под прикрытием в недрах местных Людей-Икс. И эти, и не упомянутые циклы двухтомника без проблем поддерживают интерес читателя к происходящему, а за пределами тупой супергеройской сатиры у Энниса даже находятся какие-никакие адекватные мысли (типа критики военного сектора и его совсем уж отбитых капиталистических наклонностей).
Хорошие книги, в общем. Просто «Каратель MAX» гораздо лучше.
О российском издании:
К преимущественно добротным локализованным изданиям первых двух омнибусов необходимо предъявить две претензии. Первая — постеры сериала вместо единственных обложек — боль для коллекционеров, ценящих комикс сам по себе, а не за его связь с популярной экранизацией. Могли бы уж сделать сериальные арты снимаемыми суперобложками, если без них было совсем никак…
Вторая — и это куда серьёзнее — проблемы с клеем у допечатки первого тома. У присланной нам на обзор копий клей не держал страницы вообще — все они отходили от него просто по мере аккуратного перелистывания. К счастью, книга в первую очередь держится на нитках, и они не дают томику развалиться, даже когда весь блок отклеивается начисто, но выглядит это не слишком презентабельно, да и на долговечности издания неизбежно скажется. Нельзя исключать, конечно, что нам просто не повезло с копией, но по возможности всё-таки рекомендуем искать не допечатку первого тома 2023 года, а оригинальный тираж 2022-го. На всякий случай.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: