| ← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 17 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |

Этой осенью Paradox Interactive делает всё возможное, чтобы отнять у игроков вообще всё свободное время. DLC к старым проектам, ремастеры, ну и, конечно, новые игры. И забудьте про Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 (уверены, многим хочется) с их жалкими двадцатью-тридцатью часами на прохождение — это была так, прелюдия к масштабному наступлению.
Итак, давайте чуть-чуть вспомним. Есть у издательства различные 4X-серии, поделившие между собой исторические периоды. Crusader Kings — про раннее Средневековье, Victoria — про Новое время и Первую мировую войну, Hearts of Iron — про Новейшее время и период Второй мировой войны. Ну и, конечно, Europa Universalis, охватывающая период между Crusader Kings и Victoria. Всякие там Millennia и Imperator: Rome в расчёт не берём.
Спешащая на ваши экраны Europa Universalis 5 мыслит глобальнее, чем предшественницы. Авторы расширили годы игры, и теперь править можно целых пятьсот лет: с 1337 по 1837 гг., для удобства разделённых на шесть эпох. Для сравнения, самая первая игра серии длилась 1492 по 1792 гг., а последняя с 1444 по 1821 гг. И ради большего временного охвата авторам пришлось добавить куда больше государств и провинций.
При этом в основе концепт игры не изменился. Игрок выбирает либо одну из самых интересных цивилизаций Европы того времени (пока не наклепали DLC, речь идёт про Кастилию, Неаполь, Османов, Венгрию, Голландию и Норвегию), либо же вообще любую страну, известную на тот момент, включая мелкие германские королевства, американских индейцев или страны Востока, имеющие к Европе ещё меньше отношения. Такой выбор сопряжён с риском: игра не задумана, чтобы быть увлекательной, если вы играете за точку на карте. Но только в таком случае можно получить достаточно удовольствия, окрашивая земной шар в цвета своего знамени. Представьте, как вы, управляя единым индейским государством, высаживаетесь на землях Португалии, Кастилии и Англии, и несёте им свою, так сказать, культуру и традиции.
У каждой страны есть курс, который вы выбираете: политика, экономика или экспансия. Однако, кого бы вы ни выбрали, придётся учиться игре по-новому. Больше всего беспокоить игроков будут население и производство товаров, а не генерация административных очков.
В прошлой части население было одной сплошной массой, а теперь оно делится на несколько групп с разными потребностями, верой и даже культурой. Для каждой группы населения можно издавать особые указы, повышая и понижая автономность и силы у этого слоя. Игрок всегда находится в группе «Правители», но правильной работы можно добиться только с государством, где все группы работают, как слаженный механизм, и не пытаются вынести государя на вилах из дворца.
Правильный баланс работы государства и всех групп населения выливается в деньги (конечно!), стабильность, легитимность правителя, престиж нации и дипломатию (она теперь измеряется в дипломатах, хотя расходуется, как обычные очки). Всё это — циферки в раздувшемся интерфейсе, который стал практически нечитаемым.
Не хочется раньше времени переходить к нытью, но Europa Universalis 5 — это игра, где главная сложность лежит не политике, не в экономике и даже не в войне. Она в интерфейсе с сотнями кнопочек, рычажков, ползунков, закладок, а ещё с кучей текста, флагов, иконок и аватарок. Будто авторы попытались на каждом пикселе пространства накидать как можно больше информации. Это, конечно, в каком-то гипотетическом виде очень удобно: игрок должен чувствовать себя богом, держащим в руках сразу все рычаги мироздания. Но на практике получился какой-то неповоротливый кошмар, в котором сначала надо долго разбираться, а потом — страдать, перекликивая все разделы и вспоминая, где потерял нужную функцию.
Каким-никаким спасителем во всём этом бардаке служит Искусственный Идиот. Вы вольны скинуть на него не только отдельные функции, но и целые разделы. Например, экономику: он будет сам рулить налогами, торговлей, обслуживанием армии и т.д. Не исключено, правда, что он заведёт вашу страну не туда, куда бы вам хотелось, но так всегда бывает, когда бросаешь вожжи и доверяешь коню везти тебя самому.
К вопросу о доверии. Авторы переработали дипломатические механики, назвав их «Дипломатический потенциал». Кратко: фиксирует, сколькими дипломатическими шарами может жонглировать правитель, не роняя всё на пол. И ведь все эти шары разного размера, так что чем крупнее дипломатический объект, тем шар больше. Да ещё и «Дипломатическая репутация» из игры никуда не пропала, и уважение, которое вызывает ваше государство, также надо зарабатывать.
Новеньким пунктом разросшегося интерфейса стали «Экспедиции». В отличие от какой-нибудь Victoria 3 здесь нельзя просто тыкнуть в любое место на карте и присвоить его. Для начала надо дождаться эпохи Открытий и начать финансировать дальние походы и плавания вашей державы. При этом для действительно дальних путешествий через моря и океаны нужно иметь соответствующую прокачку технологий.
Следует помнить, что на всё это тратится важнейший ресурс. Нет, не деньги (хотя деньги тоже). Население. Люди разных профессий, такие как моряки и дипломаты — это расходный материал, который расходуется и НЕ возвращается. Говорить про войну и того страшнее. Пока игрок не откроет регулярные армии, он будет нанимать крестьянское ополчение. А пока крестьяне участвуют в самоубийственных атаках, поля простаивают, начинается голод, и вот уже все прочие слои населения умирают один за другим.
Часть новшеств авторы подтянули из других игр своих серий, например, советы министров, помогающих управлять государством. Часть вспомнили и взяли из ранних игр Europa Universalis, например, общественные ценности — противоречивые идеалы, к которым стремится государство, или вещи, от которых оно держится подальше. Маленькие детали, в которых копаться интереснее, чем в перегруженных таблицах. Игра помогает очень условно, а порой даже запутывает. В русской версии, например, в интерфейсе пропадают слова-подсказки, и порой сложно понять, что всплывающее окно имело в виду.
Вдобавок, когда ваше государство увеличится, а туман войны откроет белый свет, игра начнёт серьёзно тормозить. Вылеты, скорее всего, тоже будут, но есть надежда, что это авторы поправят уже в первые недели релиза. А вот ошибки интерфейса и локализацию, где есть такие штуки, как «Золотоордынская орда» и «Великий Республика Великий Новгород», нам заменят едва ли (разве что силами фанатов). Про странные наборы символов в именах даже говорить не хочется. В Age of Wonders 4, например, этот кошмар существует уже два года, так что надежд на правки лучше на всякий случай не питать.
Тем не менее, Europa Universalis 5 — вещь в себе. Уникальная штука, с которой могут конкурировать только прошлые части, да и то не все. Всё зависит от того, бросят ли авторы силы на полировку и доработку игры, или сразу кинуться клепать бесконечные дорогущие DLC. Надеемся, они поступят мудро.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: