← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры | Постеры | Разное | Фанарт |
Иногда кажется, что азиатские режиссеры, которые в последнее время повадились снабжать Голливуд своими ужастиками, хотят не только напугать западного и европейского зрителя, но и напрочь отвадить его от посещения своих стран. Особенно преуспели в этом сыны Японии, которая, как известно, на недостаток жителей не жалуется и вряд ли горит желание пополнить их популяцию за счет приезжих.
Голливудский дебют Такаши Шимизу — это как раз такое вот замечательное послание из разряда предупредительных. «Не приезжайте к нам, высокие белые люди. У нас страшно. У нас в домах рождается Ужасное Проклятие, которое будет преследовать вас до самой смерти».
И уж поверьте — послание у Шимизу-сана получилось преотличное. Не из тех, мимо которых можно пройти, недоуменно пожав плечами. «Проклятие» — фильм не просто жутковатый, а страшный буквально до усрачки. Страшный даже в полном зале кинотеатра, когда справа кто-то точит попкорн, сверху неустанно трещат две идиотки-хохотушки (которые, впрочем, достаточно быстро затыкаются и хихикают исключительно истерично — после очередного стрёмного момента), а снизу кто-то обеспечивает иллюминацию посредством мобильного телефона.
Смотреть же «Проклятие» в почти пустом зале (или в темной комнате), да с хорошей акустикой — о, это испытание не для слабых духом. Даже люди, которые «Ведьму из Блэйр» употребляют на ночь в качестве снотворного, в «Звонках» (включая голливудский) ценят исключительно идею и художественное исполнение, а, проснувшись посреди ночи от кошмарного сна, укладываются поудобнее и просят у Морфея добавки… В общем, даже такие стойкие люди (да-да, ВПС относится к их числу) на «Проклятии» будут тихо поскуливать, пытаться проскрести две симметричные дырки в подлокотниках своих кресел, затравленно озираться по сторонам и изгонять из головы всякие предательские мыслишки о необходимости сходить в туалет, докупить пепси или срочно сделать никому не нужный звонок по мобильному телефону.
Им скучно? Упаси боже. Им просто очень страшно.
Повелитель страха
Такаши Шимизу обкладывает зрителя атмосферой ужаса со всех сторон. Картинка, звук, музыка, сюжет, актерская игра — проклятый японец не чурается никаких методов. Один из любимых и самых, пожалуй, действенных приемов режиссера — намекнуть сидящим в зале людям на то, что именно сейчас случится на экране. Это может быть выхваченный из потёмков неверным светом зажигалки чей-то силуэт или, к примеру, звонок в дверь, прозвучавший через мгновение после разговора по домофону. Обладающий хотя бы зачатками воображения разум сам выстраивает полную картину происходящего и успевает натерпеться страху ДО ТОГО, как его пугает фильм.
Не менее эффективно действует и прием под кодовым названием «Ложный хэппи-энд». Активно и умело нагнетаемая обстановка в отдельно взятой сцене запросто может закончиться вроде бы ничем. Что называется, пугали-пугали, да так и не напугали. Надо ли говорить, что Ужасное случается как раз в тот самый момент, когда доверчивый зритель расслабляется и не ожидает подвоха хотя бы в течение нескольких минут?
Знатоки хоррор-жанра наверняка скажут, что все эти приёмы далеко не новы и применялись как минимум в тысяче-другой ужастиков. Однако владение основами человекопугания и умение применять свои знания на практике — это все-таки совершенно разные вещи. Так вот, у Шимизу-сана все в полном порядке и с теорией, и с практикой.
Никогда
Любопытная штука — представить себя на месте главных героев «Проклятия» решительно невозможно. И вовсе не по причине плохой проработки характеров или паршивой игры актеров — отнюдь. Просто выдержать тот ужас, что обрушивается на персонажей этого фильма, и не тронуться при этом умом — не-ре-аль-но.
Киношное проклятие не щадит никого и ничего, не делает различий между полицейским-пессимистом и молчаливой больной женщиной, между людьми, которые поселились в злополучном доме, и человеком, который заскочил в него буквально на минутку. А точного рецепта, как победить эту напасть, картина не выписывает — в отличие от того же, скажем, «Звонка». Быть может, сюжету такой подход и не идет на пользу, однако на атмосферу работает исправно.
Чего уж говорить, если даже спустя несколько дней после повторного (!) просмотра картины отбор кадров для рецензии вызывает изрядный душевный трепет? «Как только оно вас увидит, вам уже не спастись», — пугает один из слоганов «Проклятия». В самую точку.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: