Создателям фильма «Кон-тики» не позавидуешь. Они же, как пить дать, смотрели «Жизнь Пи» — только вообразите себе их страдания! Пока всё прогрессивное человечество поминутно сюсюкало, какой симпампуля этот тигр, и с визгом бросалось на землю, когда киска улыбчиво обнажала зубки, эти несчастные норвежцы хватались за голову и обречённо чертыхались. Как прикажете после такого монумента снимать картину про тихоокеанский дрейф? Положим, управились скандинавы даже первее, но кому от этого легче? В заморских прокатах их полотно выставляется со значительным опозданием.
Главная беда «Кон-Тики» в том, что пакостник Энг Ли многое из этого уже показал. Причём, эдакая сволота, показал несравненно лучше. И гроздья звёзд, цветущих на ночном небе, и размах непокорной стихии, и даже люменисцентных сколопендр, у которых наверняка есть какое-то респектабельное латинское название. Ладно, производственные мощности Голливуда предсказуемо превосходят европейские: ясен пень, картинка у них будет краше. Дак, поди ж ты, и бутерброд сюжета у них намазан смыслами в разы многослойнее, и эмоциональный заряд разит куда ощутимее.
Впрочем, это абсолютно не повод затягивать лямки на фермерских брюках, трясти вилами и готовиться ритуально сжечь все копии с этим северным творчеством. Да, место действия – бескрайнее водное раздолье – всё то же; но история-то другая! И в отрыве от кошатнической мелодрамы – очень даже недурная. Да даже просто сама по себе – отличная, чего уж там. Даром, что основанная на взаправдашнем свершении.
На самом деле, «Кон-тики» с лёгкостью мог бы сойти не за фильм об антропологическом подвиге, каковым он является, а за высокохудожественный спин-офф «Чудаков». Как-никак, весь драматургический замес сводится к нехитрому: пересечь океан на плоту – слабо?.. Вызов принят! А околонаучные открытия — это просто приятный бонус, прилагающийся к этой безумной выходке.
Компоненты путного кино только начинают складываться воедино, как в ушах уже свистит ветер приключений. Режиссёры если и филонят, временами позволяя своей конструкции слегка буксовать, то потом показывают высший пилотаж, компенсирующий любые огрехи. Яркие солнечные кадры всем своим видом кричат, что по ту сторону планеты тоже иногда умеют снимать для зрителей, а не для фестивалей. Плот щедро поутыкан приятными актёрами, среди которых особенно знатен долговязый каланча, изображающий Хейердала. Кажется, что сомнительное бревенчатое сооружение не идёт ко дну только из-за его упрямой веры в собственную правоту. Он настолько крут, что даже не умел плавать, когда проворачивал свою лихую эскападу. Вероятно, проще вдолбить теорию квантового бессмертия слюнявому деревенскому идиоту, чем объяснить этому сорвиголове такие доступные понятия как «страх» и «взыгравшее очко».
Тема острого взаимодействия с животным царством также не обойдена вниманием. За связи с общественностью отдуваются едрические акулы. Их концертная программа довольно непродолжительная, но, черти побери, небывало взрывная. Уже очень давно эти красивые толстые твари не были такими пугающими и эффектными на экране. После сеанса рабочие могут удачно пополнить запасы стройматериалов, если не поленятся выгрести из-под кресел кирпичи, в панике отложенные зрителями в самые интенсивные моменты.
Правда, авторам произведений о реальных людях и событиях пора уже что-то придумать со своей декадентской привычкой в финальных титрах пускать пессимистическую справку, провожающую всех участников действа на тот свет. Вроде как показывали кино про торжество человеческого духа — и вот, кстати, все умерли. Очень хорошо, ничего не скажешь. Тур Хейердал был явно не худшим кандидатом, чтобы закончить рассказ о нём словами: «А потом он порвал пространственно-временной континуум, трижды нагнул галактику и жил вечно!» — или ещё чем-нибудь не менее духоподъёмным. В конце концов, ради красного словца иногда не грех и приврать самую малость.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: