В России всё по-прежнему.
Прагматичные бизнесмены из столичных кабинетов вершат судьбы целых городов, а провинциальные бандиты не замечают, что девяностые давно закончились. Честные (и не очень) полицейские пытаются хоть что-то сделать с обнаглевшим народом, но больше усилий тратят на поиски паршивых овец в собственных рядах. Нам показывают привычную Москву и умирающее Замкадье — с обязательным акцентом на убогих интерьерах и бедном быте последнего. Новенький «гелендваген» без защитных систем обязательно угонят в первый же день, циничные коммерсанты непременно отожмут последний клочок земли, а медики из Суходольска за неимением скорой помощи вместе с больными ловят посреди ночи попутки.
Родина, в общем. Немного киношная, но больше — реальная. Удивительно, но в фильме нет никакой балабановской чернухи. Даже чернухи в радостной обёртке вроде какого-нибудь «Горько» — и той нет. Есть только сплошной неистребимый позитив.
«Курьер из “Рая”» — самая настоящая сказка, почти фэнтези в известных декорациях. Кино чем-то напоминает ранние работы братьев Коэнов, когда те ещё верили в счастливый конец историй и не издевались над своим несмышлёными героями, словно пытаясь построить злобную и современную пародию на творчество Чехова.
Вся эта несколько странная концепция держится на плаву исключительно благодаря главному герою. Бедный курьер Артём — очередная вариация на тему честного и правильного Иванушки-дурачка, который своими бескорыстностью и открытым сердцем буквально изменяет реальность вокруг себя.
Конечно, остаётся ряд вопросов к степени органичности сочетания протагониста и всего это сугубо российского окружения. Грубо говоря, получается тотальный «дисбелиф» к самому факту существования главгероя в рамках сюжетах: все вокруг, извините, воруют, копают друг под друга, угрожают и подсиживают, а где-то прямо посреди столицы живёт весь такой правильный парнишка из турфирмы, влюблённый в телезвезду.
Как сказано выше, в картине весьма внимательно освещаются ужасы провинциальный жизни. Только авторы используют очень позитивный подход: яркие краски, излишне бодрый саундтрек и, в общем-то, уместную иронию. Да, тут есть таксисты на ржавых велосипедах, трусливые менты и прочие неприятные части жизни, но всё это в «Курьере» почему-то не раздражает. В отличие от того же «Горько», где режиссёр и сценарист явно добивались похожего эффекта, здесь есть хоть какое-то логическое противопоставление высмеиванию и сатире — речь идёт, понятное дело, о скромном и почти невозможном главном герое.
Ещё стоит добавить, что «Курьер из “Рая”» производит некоторое впечатление незавершённости. Сумбурный монтаж, странная динамика происходящего и ряд вопросов к последовательности событий. Да и общий месседж тоже слегка размыт — вроде бы ясно, что пытались сказать авторы, но высказывание получилось не до конца убедительным.
Хотя всё это — уже предмет для размышлений после просмотра. Пусть впечатления и улетучиваются довольно быстро, но бодрое повествование, шикарная актёрская игра и качественный подход к работе (как всегда у «Дирекции кино») делают своё дело — оторваться от «Курьера из “Рая”» сложно.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: