labelleepoque Рецензия на фильм «Прекрасная эпоха» / La belle époque
 
 
 
Метагалактический мегакинопортал
«Чёрный список» продлён на восьмой сезон Во второй сезон «Ведьмака» наняли координатора интимных сцен «Поступь хаоса» Дага Лаймана обрела новую дату выхода Кифер Сазерленд охотится на Бойда Холдбрука в тизере боевика «Беглец» Netflix готовит анимационный фильм по вселенной «Ведьмака»

Прекрасная эпоха

La belle époque

Любовь живёт

Прошлое купить нельзя, а вот ностальгию — можно. Тем более что она отлично продаётся. Это поняли не только реальные кинематографисты, но и здешний герой Антуан — режиссёр-сценарист «путешествий во времени»: его клиенты за кругленькую сумму получают возможность очутиться в дивно реалистичной постановке (этакой ролевой игре живого действия на максималках), полностью погрузиться в сладкую иллюзию, стать императором или, скажем, королевой. Однако некоторые выбирают не влезать в чужую шкуру, а остаться в своей — может, не блистательной, зато привычной и уютной, как разношенные тапочки. Быть самими собой — только на десятки лет моложе.

Медуза Горгона, плачущая кровавыми слезами, — такой видит Виктор Дрюмон свою жену Марианну. Её отношение не симметрично — оно ещё хуже: Марианна всячески обзывает Виктора, начинает получать удовольствие от издевательств над ним и принимает несколько решений, грозящих окончательно потопить и без того потрёпанную любовную лодку. Тут-то на помощь и приходит прыжок на сорок лет назад.

Однако такие прыжки не безобидны — и дело не только в высокой стоимости и кой-каких нарушениях закона. «Прекрасную эпоху» недаром сравнивают с «Шоу Трумана» и «Игрой» (последняя — та, которая 1997 года, с Майклом Дугласом на главной роли): с точки зрения этичности затея, мягко говоря, не безупречна. Особенно когда кукловодом выступает рьяный перфекционист с комплексом бога. До чего доведут Виктора — до оргазма, до катарсиса, до нервного срыва или?.. Этот вопрос обеспечивает фильму напряжение. Равно как и «матрёшечная» структура, при виде которой некий Доминик Кобб нервно бы икнул.

Дело усугубляется тем, что чуть ли не все герои — готовые клиенты для психотерапевта. Даже та из них, которая сама психотерапевт. Помимо упомянутого комплекса бога в наличии контрол-фричество, депрессия, фрустрация, возрастной кризис, гнёт вины, материнско-сыновний фрейдизм, попытка суицида. Проблемы в личной жизни тут вишенка на торте.

При этом «Прекрасная эпоха» ухитряется быть ещё и трогательной, забавной, тёплой. Она хорошо написана и сыграна, многие реплики можно растащить на цитаты. И психологически весьма достоверна — даже если образ жизни героев зрителю не близок. «Прекрасная эпоха» крепко напоминает предыдущий — дебютный — фильм режиссёра-сценариста Николя Бедоса под названием «Он и она». Только новинка ещё лучше — и благодаря занятной концепции, и благодаря немеркнущим звёздам, в первую очередь Фанни Ардан, чья Марианна вызывает целый букет эмоций. Как и «Он и она», это история о вечных темах: о любви, о поисках пути, о связи прошлого и настоящего.

Не превратиться в сентиментальный сироп фильму помогают упомянутый саспенс и едкость: он не стесняется отвесить пощёчину Гитлеру (буквально) и пинок Гвинет Пэлтроу (фигурально), саркастично высмеивает благообразных членов общества, проводит остроумные параллели.

Интересен и шанс взглянуть на закулисье: фирма Антуана — по сути, аналог любой съёмочной группы, которая при помощи тонны невидимого труда, синей изоленты и такой-то матери создаёт на экране магию кино. Ту самую магию, которая позволяет зрителю (или, как здесь, заказчику постановки) прожить искусственную реальность словно настоящую, закрыв глаза на условности, огрехи реквизита и матерящегося где-то наверху светотехника — или вовсе их не заметив. Потому что зритель/участник настроен позитивно и хочет верить. «Наше всё» — Пушкин, а не Смит — ещё пару веков назад описал эффект: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

«Прекрасная эпоха» не щеголяет новизной: постановочная реальность была придумана задолго до всяких «Игр» и «Шоу Трумана», да и хорошего актёра в роли среднего актёра, внезапно выдающего блестящую игру, мы уже видели — вспомнить хоть «Однажды… в Голливуде». Зато кинолента ловко обращается со стариной. Одна из лучших сцен — погружение в атмосферу вечеринки 70-х, с алкоголем рекой и дымом (не только табачным) коромыслом, с танцем под Yes Sir, I can boogie и под дождём цветочных лепестков, с оргией у одних и трогательным первым поцелуем у других. При виде такого ностальгию по 70-м смогут испытать даже те, кто тогда ещё не родился.

Кто-то при словах «Прекрасная эпоха» вспоминает Ренессанс или начало Третьей республики, а кто-то — скромное кафе. Где в совершенно обычный день 16 мая 1974 года при заурядных обстоятельствах произошло то, что изменило всю дальнейшую жизнь сразу нескольких людей. История народов пишется масштабными событиями, история отдельного человека — мелкими повседневными деталями, случайными встречами, спонтанными порывами. Однако не стоит недооценивать важность мелких деталей — об этом даже здешняя психотерапевт говорит. Обычный галстук на шее старого мужа может значить больше, чем орден или висельная петля на шее императора. Главное, не забывать о этом — или вовремя вспомнить.

   
   
Поделиться:
Юлия Лялина
29 ноября 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
93%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Сегодня

 
СкороТелеовощи (аудио)
СкороНоль кадров в секунду (трансляция для спонсоров)

Выйдут в феврале

24 Пн20:00Лазер-шоу «Три дебила» (трансляция)
25 Вт20:00ЕВА (трансляция)
26 СрНоль кадров в секунду (аудио)
26 СрЛазер-шоу «Три дебила» (аудио)
 
27 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

28 ПтЕВА (аудио)
28 ПтЛазер-шоу «Три дебила» (видео)
29 СбТелеовощи (аудио)

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
5Телеовощи – 328: В заднем кармане джинсов
 
9Ноль кадров в секунду – 304: Букет
 
33Лазер-шоу «Три дебила» – 393: Джентльмены, Лёд 2, Соник в кино и Доктор Дулиттл
 
7ЕВА – 360: Мат в ухо
 
3Ноль кадров в секунду – 304: Букет
 
18Телеовощи – 327: Дед-трансформер
 
2Ноль кадров в секунду – 303: Чёрный голос Бога
 
 
12Лазер-шоу «Три дебила» – 392: «Хищные птицы» и потрясающие истории из Воркуты
 
8ЕВА – 359: Контрафактная вода
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии