← Все рецензии | О фильме | Видео / 1 | Кадры / 1 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Кинематограф – искусство молодое, но уже начинающее впадать в детство. То чёрно-белую маску наденет, то рот себе из озорства заклеит – в последние годы такое настроение нападает на него всё чаще. Франко-бельгийский «Артист» притворился немым и монохромным, корейский «Мёбиус» и российское «Испытание» блистательно сыграли в молчанку. Тяга к подобным экспериментам может далеко завести. Украинского режиссёра Мирослава Слабошпицкого она завела в мир глухих, где о чём бы ни зашла речь, придётся объясняться на пальцах.
Кино – это прежде всего движущиеся картинки и лишь потом текст. Расстаться с диалогами в общем-то легко, ведь главное – эмоции и движения, совсем как в балете. Однако Слабошпицкий оказался настолько смел, что текст из фильма не убрал, а только спрятал. На экране кипят шекспировские страсти, герои о чём-то экспрессивно спорят, но зрителю остаётся лишь догадываться, о чём именно: «Племя» полностью снято на жестовом языке. Без субтитров и без заглушек с текстом. Слова буквально свистят в воздухе, но их смысл придётся улавливать из контекста.
Увы, за творческой смелостью скрываются сюжет из запасников канала НТВ и густая чернуха фестивальной закваски. Как бы ни был красив язык глухих, говорят здесь на нём по преимуществу бандиты и проститутки. Глядя на местную коллизию, довольно скоро перестаёшь жалеть о том, что диалоги полностью проходят мимо, – говорить тут совершенно не о чем. Сценарий «Племени» вполне успешно могла бы разыграть стая волков или даже стайка агрессивных снегирей.
Но как бы ни были «НТВ-шны» антураж и герои, на НТВ бы подобное не показали. Поклонники массового кино именно так видят артхаус в своих кошмарах: долгие-долгие сцены, где ничего толком не происходит, мутная картинка, непрофессиональные актёры и запредельная жестокость. В шок-арсенале присутствует, например, крайне натуралистичная сцена аборта в бытовых условиях. Вкупе с постельными (читай: гаражными) сценами, которые составили бы честь «Нимфоманке», местная чернуха затмевает все авторские посылы (если оные вообще есть).
Попытки вывести из «Племени» аллегорию ситуации на Украине отдают некоторым отчаянием. Как будто бы мозг отказывается верить, что все может быть настолько бессмысленно и беспощадно. Однако гораздо проще воспринять сей паноптикум им. М. Слабошпицкого как вырезанные сцены из передачи «В мире животных». Ну, знаете, те, где лев рвёт антилопу, чтоб кишки наружу вместе с прочей анатомией.
И всё-таки «В мире животных» – передача поучительная. Ведь представители вида Homo sapiens частенько забывают, что «сапиенса» в них совсем чуть-чуть, и целые столетия культурной дрессировки очень быстро улетают той самой антилопе под хвост. Мысль простая, но именно такие и склонны испаряться из голов. Пара хитрых манипуляций – и социум откатывается до первобытного состояния.
А там уже не будет места аллегориям на Майдан. Будут сугубо дикость и война всех против всех. Чернуха стечёт с экранов и исказит всё, включая слова классика: «Да, были люди в наше время. Их нынче нет, одно лишь племя».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: