КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Лихие» 90-е Юрия Быкова скоро завершат съёмки (фото) Пол Атрейдес дерётся с Фейд-Раутой в свежем промо-ролике «Дюны 2» Наш Фейд-Раута, розоволосая Алиса и прочие герои на постерах фильма «Сто лет тому вперёд» Сильвестр Сталлоне работает над сценарием «Неудержимых 5» Релиз ролевой игры Broken Roads не задался, но авторы уже работают над исправлениями

Экипаж

Катастрофа с человеческим лицом

Если пытаться оценивать «Экипаж» объективно, то по всему выходит, что это далеко не лучший образчик современного кинематографа. В нём предостаточно технических недочётов и небрежностей, ему ощутимо не хватает полировки. В данном плане даже как-то неудобно ставить «Экипаж» в один ряд с вылизанным «Сталинградом», который, между прочим, тоже «российский IMAX-блокбастер». В плане эффектности и зрелищности «Экипаж» не выдерживает никакого сравнения с голливудскими фильмами-катастрофами даже пятнадцатилетней давности. По части сюжета демонстрирует глубину и непредсказуемость детского утренника (возрастной рейтинг 6+ оправдывает себя в неожиданных местах). И на фоне местных персонажей герои киновселенной «Марвел» — сплошь Гамлеты.

Всё это правда. Вот только мы имеем дело с продуктом творческой деятельности и произведением, не побоимся этого слова, искусства, так что какая, к чёрту, объективность? Ведь «Экипаж», как это ни парадоксально прозвучит после всего вышесказанного, — всё же хорошее кино. В первую очередь потому, что крайне обаятельное. Местные герои, несмотря на поверхностность, — приятные, на удивление живые и близкие, их быстро понимаешь и немедленно начинаешь им сопереживать; плюс у них есть какое-никакое развитие. Видимо, срабатывают пресловутые культурные коды. Ну а как не симпатизировать парню, который предпочёл выбросить из перегруженного самолёта внедорожник в подарок «уважаемому человеку», лишь бы довезти контейнер с вещами для детского дома? Со стороны сценаристов использовать такие сюжетные ходы — откровенное жульничество, к тому же дико предсказуемое. Но ведь работает!

Как и в «Легенде № 17» (того же режиссёра Николая Лебедева с тем же Данилой Козловским в главной роли), в «Экипаже» практически отсутствуют отрицательные персонажи, за исключением парочки специально назначенных эпизодических гадов, единственная повествовательная роль которых — создавать ещё более выгодный фон для благородства и честности главных героев. При этом персонажа масштаба Тарасова из «Легенды» тут нет. Невзирая на различие характеров, жизненных ситуаций и позиций, герои Козловского и Машкова, в общем-то, одинаково незрелые — обоим предстоит пройти очевидный путь личностного развития и несколько изменить своё отношение к жизни, став в итоге ещё лучше, симпатичнее и героичнее. Если авторы фильма ставили себе целью создать привлекательные образцы для подражания для подрастающего поколения, то их можно поздравить с успехом — с воспитательной функцией кино вполне справляется.

А что насчёт функции развлекательной? Как ни удивительно, на этом поле «Экипаж» тоже играет успешно. Удивительно потому, что фильм, повторяем (это важно!), не зрелищный и никаких визуальных причин выпускать — и тем более смотреть — его в IMAX нет. Извержение вулкана, разрушение аэропорта и прочие потенциально впечатляющие эпизоды либо до безобразия коротки, либо сделаны до обидного неизобретательно и вставлены в фильм сугубо потому, что по сюжету положено, — режиссёру явно куда интереснее снимать и показывать людей, чем спецэффекты. А монтаж напряжённых сцен в духе «течёт лава — ходят люди — лава течёт — что-то взрывается вдалеке» — и вовсе обычная ситуация в картине. Да и вообще с монтажом сцен действия у «Экипажа» какие-то особенные загадочные отношения: вот герой в последнюю секунду выбирается из горящей машины, новый ракурс — и он падает уже в добрых пятнадцати метрах от взрывающегося автомобиля. Что это было? Кто-то вырезал три секунды, за которые он пробежал-пролетел-протащился эти несчастные пятнадцать метров? Или сцена настолько непродуманная? Такую небрежность можно простить какому-нибудь маленькому независимому хоррору, но наблюдать её в IMAX-блокбастере по меньшей мере странно.

Однако при всей своей визуальной невыразительности «Экипаж» — кино чрезвычайно затягивающее, крайне напряжённое и вполне динамичное. Два с лишним часа экранного времени пролетают на одном дыхании: наблюдать за повседневной жизнью хороших и милых людей в первой половине фильма просто интересно, ими успеваешь проникнуться, чтобы во второй половине искренне переживать за каждое их решение и действие, которое может стоить кому-то из них жизни. Внезапно в фильме-катастрофе увлекают не яркие спецэффекты и масштабные разрушения, а люди и их поступки. Кажется, за последнее время Голливуд нас от такого отучил.

А ведь именно этим «Экипаж» и подкупает — он абсолютно не голливудское кино. Никаких «наших ответов», «догнать и перегнать» и прочей ереси, которую регулярно можно услышать из уст отечественных киношников или прочитать между строк в описаниях готовящихся проектов. Вместо этого в фильме чувствуется та самая «загадочная русская душа», где-то за кадром шумят метафорические белые берёзки, журчит речка, гуляет гармонь… Шутки шутками, но в «Экипаже» образца 2016 года и правда присутствуют какие-то неуловимые нюансы постановки и актёрской игры, отличающие его ото всех иностранных и большинства отечественных блокбастеров и вызывающие исключительно приятные ассоциации с советской классикой. Из современных картин тем же могут похвастаться разве что первая часть «Мы из будущего», за что ей, кстати, тоже прощают техническое несовершенство, и упомянутая «Легенда № 17».

Кажется, новое российское зрительское кино медленно, но верно обретает собственную индивидуальность (у которой, похоже, лицо Данилы Козловского, но это уже отдельный вопрос). Не спугнуть бы…

Обсуждение рецензии
76 комментариев
Поделиться:
Владислав Никиткин
1 мая 2016

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
65%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
5Ноль кадров в секунду
 
 
2ЕВА
 
 
3Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
 
5ЕВА – 575: Путешествие Кино по наркотикам
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме