КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Танос окончательно отвернулся от своей единственной настоящей любви В боевике «Миссия невыполнима 8» стало одной прекрасной дамой больше Соня Блейд угрожает на свежем фото со съёмок «Мортал Комбат 2» Netflix избавляется от руководителя, который спродюсировал все блокбастеры стриминга Прекращено производство Z80 — процессора ZX Spectrum, Pac-Man и не только

Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“

The French Dispatch

Ты сделай, чтобы казалось, будто так написано нарочно

До сдачи номера — час. Любой журналист, работавший в газете, знает, что это такое. Солидарность и сочувствие накрывают ещё до знакомства с персонажами. В кабинете главного редактора (Билл Мюррей) обсуждают расстановку статей. Держатся с достоинством. Смело, как солдаты на врага, смотрят в лицо истекающему дедлайну. Других вариантов нет. Над редакторской дверью категорично и гордо возвышается табличка «Не плакать».

Теперь немного о правилах игры. Фильм состоит из новелл — статей. Вся картина, по сути, искусная экранизация газетного номера. Начинает его статья Хербсена Сазерака (Оуэн Уилсон). Журналист на велосипеде, в берете (мы же во Франции, в конце концов!), он пишет мрачные тексты про маргиналов и дно жизни. Факты не проверить, все имена изменены. Его манера езды в кадре отсылает к персонажу Уиллема Дефо из «Отеля „Гранд Будапешт“» — ненадолго, Уилсон не так зловещ. Манера подачи — образовательная, как в документальных фильмах. Андерсон часто использует такой приём. Про прототип Сазерака ничего неизвестно, но Уилсон сам начинал как писатель. Так они и познакомились с Уэсом Андерсоном — были соседями по комнате в университете. Режиссёр изучал философию, Уилсон — английский. Они вместе написали несколько сценариев, за один из которых получили номинацию на «Оскар». Андерсон снимает актёра практически в каждом своём фильме, даёт ему отсматривать монтаж (а Рэйф Файнс как-то упомянул, что на съёмках его не приглашали смотреть отснятый материал) и говорит, что таким образом голос Уилсона всегда слышен в его фильмах.

Следующую статью написала Дж. К. Л. Беренсен (Тильда Суинтон). В ней она рассказывает о заключённом гениальном художнике (Бенисио Дель Торо). Его муза — тюремная надзирательница (Леа Сейду), и в этой расстановке сил есть больше, чем можно выразить. Самоотдача на грани самопожертвования в сочетании со строгостью, требовательностью и безжалостностью — базовые навыки великих муз. Очаровательная прямолинейность! На эту новеллу повлиял фильм Жюльена Дювивье «Давид Гольдер» и драма Жана Гремийона «Маленькая Лиз». Ещё один невероятно яркий персонаж этой новеллы — галерист (Эдриан Броуди), он помогает прославить творения художника. Как можно не влюбиться в его диалог о современном искусстве? Хоть и не без корыстных мотивов, но он — единственный защитник художника, способный освободить если не его самого, то хотя бы его искусство.

Беренсен стоит за высокой кафедрой, декламируя статью незримой аудитории во мраке зала, и отчасти это даже иронично. Остальные корреспонденты фильма окружены людьми, взаимодействуют с ними, а автор, пишущий об искусстве, нет. Она бесконечно далека — физически, культурно, интеллектуально. Она не здесь. Претенциозность изолирует. Это если смотреть на всё без контекста, а так её образ списан с журналистки Розамунд Бернье, основавшей парижский журнал L’oeil. Она известна своими лекциями в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке. Тильда Суинтон основательно проработала этот образ, переняв всё вплоть до интонаций.

В третьей статье для рубрики «политика и поэзия» (шикарное название!) идёт нешуточная борьба за доступ в женские общежития. Автор — Люсинда Кременц (Фрэнсис Макдорманд) описывает революционный подход к делу, редактирует манифест предводителя разгневанных студентов Дзеффирелли (Тимоти Шаламе) и при каждом удобном случае критикует его девушку Джульетту (Лина Кудри). Возвести бытовой протест до шекспировского уровня! Авторитет старшего поколения встал на пути настоящей любви. Прекрасно. В реальности от «Ромео и Джульетты» там мало что было. Прототип героини Макдорманд — писательница Мейвис Галлант. Она жила в Париже, писала на английском языке. Одна из её статей рассказывает об учительнице Габриель Руссье, которая влюбилась в своего несовершеннолетнего ученика, и студенческих волнениях в мае 1968 года.

Следующую часть написал криминальный репортер Робак Райт (Джеффри Райт), сталкивая высокую кухню и детективное чутьё. Повар комиссара (Матьё Амальрик) способен различать элементы в составе соли, просто попробовав её. Такая гиперчувствительность рецепторов ко всем возможным полутонам вкуса намекает на нешуточную интуицию, которая, в свою очередь, помогает раскрывать преступления.

Уэс Андерсон рассказывал: «Когда я снимаю кино, это мучительно долгий процесс. Для меня всегда было важно понимать, что фильмы не получаются по принципу — мне пришла в голову гениальная мысль и все люди мира сейчас умрут от желания дать мне ключи от машины со словами „Забери её скорее!“ Эту машину придётся угнать, а потом заставить двигаться с огромной помощью других людей».

Очень многих людей! Во «Французском вестнике» все актёры играют исключительно — возможно, потому что знают, что счёт идёт на секунды. Это одна из отличительных черт Андерсона — смешивать с толпой тех, кто уже давно смог выделиться из толпы. Экранное время таких потрясающих актёров, как Эдвард Нортон, Элизабет Мосс, Сирша Ронан или Уиллем Дэфо, в «Вестнике» просто жалкое. Какой-то гоголевский подход — прописывать столько ярких характеров, большинство из которых для сюжета не важны, но тем не менее они там, и без них уже не то. Если внешний мир фильмов Андерсона совершенен и кажется искусственным, то внутренний мир его персонажей настоящий и совсем небезупречный. Это сочетание как сложная химическая реакция — так легко ошибиться, нарушив идеальный баланс. Но в этом и есть секрет того, почему чуть ли не игрушечный мир выглядит таким подлинным.

Наверное, самый главный вопрос, который возникает к Андерсону: как, будучи демиургом и имея возможность создавать любой мир, кроме реального, жить именно в нём — единственном, выпадающем из зоны контроля? Фильмы Уэса Андерсона похожи на рождественскую открытку, в которую никогда не попадёшь. Он создаёт сказочные, слишком идеальные миры, где было бы страшно и шагу ступить, чтобы не нарушить прекрасную симметрию. Они недостижимы, и в какой-то степени это делает не только «Королевство полной луны», но и все работы режиссёра воспоминанием о фантазии.

Сказочность «Французского вестника» в том, что в реальности такая журналистика умерла. Реверанс авторам и редакторам «Нью-Йоркера» — это ещё и прощание со временем, которое истекло. В финале журналисты пишут некролог. И снова — так прямолинейно. Есть ли в этом сожаление? Пишут ли журналисты сейчас с таким мастерством, как раньше? Остались ли настолько самоотверженные редакторы? В наше время актуальна преданность своему делу? Для Андерсона — точно. До такой степени, что на съёмках «Французского вестника» он устроил авиакатастрофу. Никто не пострадал, кроме радиоуправляемого самолёта стоимостью $ 25 тыс. Режиссёру нужны были кадры с большой высоты перед самым рассветом, когда над городом туман. Нелётная погода, самолёт пал во имя искусства. Андерсона предупреждали, что так и будет, но ему было всё равно. Главное — результат. Сколько осталось тех, кто, будучи верным своей цели, готов на всё? Возможно, это привилегия маленьких несуществующих городов, как здесь, но хорошо, что ещё где-то живёт такая красивая иллюзия.

   
   
Поделиться:
Катерина Воскресенская
17 ноября 2021

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
74%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1ЕВА
 
 
2Телеовощи – 545: Первый и последний
 
14Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду – 522: Не против
 
 
4ЕВА – 577: Кайдзю-приставка
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме