Элизабет Олсен понадобилось четыре фильма и один сериал, чтобы Алую ведьму, наконец, стали воспринимать всерьёз, а Бенедикту Камбербэтчу хватило одного сольника. «Несправедливо», — говорит Ванда Стрэнджу в сиквеле, и в этом куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд.
«ВандаВижн» получился сильным, глубоким, но не вполне понятным проектом, так как его идея раскрывалась постепенно, а никто не любит ждать. Но это стриминг, где можно позволить себе чуточку рискнуть, а когда на кону судьба кассового успеха, такие вольности чреваты. Несмотря на статус секретности «Мстителей: Финала», «В мультивселенной безумия» ничего не утаивает. Всё от возможных и невозможных камео до развития сюжетных линий понятно чуть ли не на стадии тизеров. Как в беспроигрышной лотерее, никто не уйдёт обиженным.
Честная сделка, как с «Человеком-пауком: Нет пути домой», пожалуй, самым откровенным вбросом фансервиса в истории — все это понимают, но никто не возражает. И даже если поднимется на него хейтерская рука, то быстро потеряется в повальном восторге. «Доктор Стрэндж 2» должен был выйти перед «Человеком-пауком 3», как и совместный проект Sony и Marvel «Морбиус». Джаред Лето уверен, фильму не пошло на пользу долгое ожидания релиза, но успеху «В мультивселенной безумия» в прокате это никак не помешало.
«Доктор Стрэндж 2» — это больше, чем фильм. Сейчас это центральный проект, исследующий мультивселенную в MCU. Тема затрагивалась ещё в финальных «Мстителях», но официально представлена в конце первого сезона «Локи» в столкновении с одним из вариантов Канга Завоевателя. Исход этого противостояния повлиял на заклинание Стрэнджа в «Нет пути домой» и «В мультивселенной безумия». До того возможности мультивселенной тестили в анимационном проекте Marvel «Что если?», пара-тройка моментов из которого отражена в «Докторе Стрэндже 2», включая одно потрясающее камео.
Сэм Рэйми, безусловно, мастер своего дела. Он выступил для MCU новатором, запустив в «Доктора Стрэнджа 2» нехилые нотки хоррора (кстати о нотках — эпизод, в котором музыка используется в качестве оружия, просто невероятен), он показал Алую ведьму так, как до него не удавалось никому, его Доктор Стрэндж выглядит почти богом, превращающим воду в вино, колдующим играючи, решающим, кому жить, а кому умереть, разрезающим автобусы пополам, а в перерывах между спасением всех миров не забывающим вселять веру в свои силы трудному подростку (наверное, карма со времён «Человека-паука 3»).
Мастерство режиссёра видно даже после бесконечных правок. Сам Рэйми говорит на эту тему максимально деликатно, словно успокаивая самого себя, мол, да, свобода творчества осталась где-то там, в мире прижимистых киношников, у которых вечно ни на что не хватает денег, зато здесь, на уютном отлаженном конвейере по производству супергеройских фильмов, можно вдоволь наиграться с неисчерпаемыми ресурсами MCU — и то хорошо.
Обратная сторона такого безлимита в том, что зачастую «Доктор Стрэндж 2» выглядит так, будто очень жадный ребёнок набрал игрушек больше, чем может унести, и не знает, что с ними делать. В итоге большая часть из них пылится на полу. Персонажи, на которых иным поклонникам, поди, даже дышать страшно лишний раз, здесь используются без какого-либо пиетета, почти шутки ради, чтобы показать — вот, что мы можем себе позволить.
Но это уже вопрос не к Рэйми. Он и так суеты навёл, разбавив супергеройские баттлы своим адскими киношным прошлым. И, подумать только, прижилось, хотя не самое простое столкновение жанров. О том, что его экранизация «Человека-паука» с Тоби Магуайром проложила путь супергеройским фильмам на многие годы вперёд, даже говорить неловко, это и так ясно. Наверное, Сэм Рэйми вытянул из «Стрэнджа» всё, что мог, просто не все его ресурсы были велики.
А вот доверить сценарий Майклу Уолдрону было такой же неосторожностью, как наступить на бабочку. Первый же «прокол» Ванды в фильме кажется настолько неубедительным, что даже обескураживает. Почему на стадии производства это не вызывало вопросов? Сценарий переписывался несколько раз, и обычно в этом нет ничего удивительного, но тут невольно думаешь, насколько же сильно сценарий провисал прежде, если то, что мы видим на экране, лучший вариант.
Повороты сюжета зачастую выстроены без учёта логики или вменяемой мотивации поступков персонажей, они случаются просто потому что так надо. Про диалоги не стоит и начинать. Про персонажей — тем более. Легендарные герои разбазариваются без сантиментов, весь их прошлый опыт обесценивается. Линия Ванды в фильме лихо и без сожалений перечёркивает весь путь её персонажа в сериале «ВандаВижн».
Любовная линия Стрэнджа и Кристины (Рэйчел Макадамс) даже в мультике отражена лучше! Без шуток, не включайте четвёртую серию «Что если?» без готовности прорыдаться от души. А в фильме так плоско показывать героиню, особенно на фоне других ярких женских персонажей, даже как-то грубо.
Количество бездарно прописанных эпизодов фильма, в своей нелогичности и непоследовательности притянутых даже не за уши, поражает воображение больше любой мультивселенной. Способности персонажей используются, подгоняясь под сюжет. Когда надо, они демонстрируют силу, а когда не надо, бессилие. Злодей может чуть ли движением брови сокрушить непостижимых по способностям противников, но когда на его пути встаёт персонаж, которому суждено ещё пожить, он уже ни на что не претендует.
Для «Локи» Уолдрон использовал свой старый сценарий, который никому не был нужен. Что и откуда он достал для «Доктора Стрэнджа 2», предполагать не хочется. Радует, что профессионализм съёмочной команды фильма в сумме смог компенсировать ущерб.
Впрочем, в сценарии есть интересные моменты, правда, в основном, показывающие, что Уолдрон плевать хотел на предысторию персонажей. Например, когда Ванда спросила, почему Стрэндж обратился за помощью к ней, Док в своей снобистской манере проехался по альтернативным вариантам, мол, не обращаться же к Человеку-муравью или лучнику с ирокезом. За Лэнга обидно, конечно, но не поспоришь, а вот с лучником всё не так просто. Парадоксально, но Соколиный глаз без каких-либо суперспособностей мог контролировать силу Ванды. В «Эре Альтрона» именно он вдохновил её стать Мстителем, в «Противостоянии» привёл к решению затолкать Вижна куда подальше аргументом «не зли меня», учил её не бояться своей силы — это вообще интересный момент, возможности Ванды ограничивает лишь её разум.
В этом смысле можно проследить параллель с новым персонажем «Доктора Стрэнджа 2» Америкой Чавес. Она тоже ещё не научилась контролировать свою силу и боится её использовать, зная, к каким последствиям это может привести, а Стрэндж стоит перед выбором, как защитить её от себя самой, а от неё — весь мир или даже миры.
Дебют Сочил Гомес в MCU тонет в шуме обсуждения считанных ЛГБТ-секунд, которые студия отказывается вырезать, даже теряя аудиторию нескольких стран. Скорее всего, она бьётся за них не столько из желания войти в сложное положение квир-детей, как говорит продюсер фильма, и не чтобы чествовать представителей сообщества, как говорит Камбербэтч, а потому что эти секунды влияют на сюжет, и если их вырезать, персонажу Чавес пришлось бы снимать другую предысторию. Вариант, кстати, неплохой. Биться там не за что, и не в смысле ЛГБТ. Сценарий в целом того не стоит. Но, возможно, у него и не было задачи быть стоящим. С высоты Marvel всё и так отлично, ведь главные цели достигнуты: тема мультивселенной продвигается, и у фильма есть кассовый успех.
Только будет ли это работать в перспективе? Если смотреть глобальнее, мораль многих проектов Четвёртой фазы «полюби себя» порой чертовски утомительна. В «Локи» бог обмана учится принимать себя без достижения великой цели, в «Лунном рыцаре» субличности щадят друг друга как только могут, в «ВандаВижне» Вижн приходит к соглашению с восстановленной версией себя, а в «Мультивселенной безумия» Ванда жалеет альтернативную версию себя, прекрасно понимая мотивы её поступков. «Прими себя, кем бы ты ни был», наверное, приятный посыл и очень лёгкий способ проехаться по банальным триггерам подавляющей части аудитории.
С другой стороны, с каждым новым проектом Marvel переосмысляет понятие силы. Нам показывают персонажей, которые просто стремятся быть счастливым. Стрэнджа о счастье спрашивают, кажется, во всех вселенных; Ванда прямо говорит, что несмотря на все её безграничные возможности, ей нужно лишь одно — и к амбициям или власти это отношения не имеет. С простыми целями зрителям куда легче ассоциировать себя, чем со спасением или порабощением мира. Это ж какое давление! Пока дисишный «Бэтмен» по старинке собирает кассу на проверенной схеме «ранен, но превозмогаю ради высшего блага», Marvel упорно твердит, что цель не оправдывает средства, и важно, какой ценой её достигать, потому что именно в этом ключевая разница между героем и злодеем.
Главный плюс «Мультивселенной безумия» в том, что нам показывают сильного женского персонажа, который чётко знает, чего хочет, и не собирается за это извиняться. И в тоже время это может выглядеть странно, ведь, по сути, нам говорят: если очень хочешь чего-то добиться, ты злодейка. Единственный способ не быть ею — смириться и не высовываться со своими сверхсилами, а ещё лучше исчезнуть за вечным чувством вины и стыда за то, что они у тебя есть, отдав победу магу, который этого не заслуживает. Для достижения своих целей Ванда использует разрушительный способ, но когда Стрэндж для достижения своих стремлений делает то же самое, он молодец. Чудеса.
Но что на Стрэнджа обижаться, чародею не сильно-то повезло со вторым сольником. Как актёр Бенедикт Камбербэтч способен практически на всё, но фильму этого не нужно. «В мультивселенной безумия» — сольник Алой ведьмы, замаскированный под сиквел «Доктора Стрэнджа», ведь MCU принципиально не снимает о злодеях. Но учитывая, что Элизабет Олсен прекрасная актриса, а MCU вывела на новый уровень своего сильнейшего персонажа, в итоге это едва ли не единственный выигрышный ход проекта.
В остальном фильм похож на набор заметок, собранных за секунду до. Он, безусловно, масштабен, и не хочется критиковать его из-за одного только сценария, который смазывает всю картину. Как показывает практика, проекты студии успешны в любом случае, а других целей, судя по последним продуктам MCU, у них нет или этого не видно. А, может быть, всё ещё проще, и теперь в нашей вселенной именно так и выглядит настоящее кино.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: