Реклама
   
   
Сёстры Харконнен доминируют на свежем постере «Дюны: Пророчества» «Нежить 2» продолжит кровавые убийства от лица слэшера Тайная операция на фашисткой базе в геймплейном трейлере Commandos: Origins Двое из «Светлячка»: в «Супермене» Джеймса Ганна снялся Алан Тьюдик «Топ Ган» и «Интерстеллар» станут одним фильмом, где сыграет Остин Батлер

На Западном фронте без перемен

All Quiet on the Western Front

Всего лишь камни на насыпи

Если совсем кратко, новая экранизация книги «На Западном фронте без перемен», несмотря на кучу нестыковок с первоисточником, идейную составляющую романа Ремарка передаёт без искажений: война губит всех. Даже тех, кому повезло спастись от снарядов и, вот же парадокс, не повезло остаться в живых с грузом воспоминаний о беспощадной мясорубке.

Как там в песне у «Би-2»? «Большие города, пустые поезда. Ни берега, ни дна. Всё начинать сначала». Вот этому порочному кругу — бесконечному «начинанию сначала» первая немецкоязычная киноадаптация «На Западном фронте без перемен» и посвящена. Начало цикла — молокосос № 1, наслушавшись речей про «железных детей Германии», топает на призывной пункт, где получает комплект военной формы и блестящий именной жетон. Конец цикла — труп новоиспечённого солдатика кидают в гроб, жетон уносят в штаб, где писари ведут «инвентарный учёт» погибших за правое дело, а форму отправляют на фабрику, где её отстирывают, перешивают и выдают молокососу № 2…

И начинаем заново. Продолжать следует до тех пор, пока враг не будет разгромлен. Ну или пока дипломаты не созреют для подписания мирного договора. Желательно, чтобы ещё дата и время у этого дела попались красивые — 11 ноября, 11 часов утра. Год — 1918-й. Год, когда генералы получили приказ консервировать орудия, а прошедшие войну дети «потерянного поколения» — Хемингуэй, Селин, Ремарк и многие другие — схватились за перо, чтобы рассказать людям об увиденном в траншеях Первой мировой.

Фильм Эдварда Бергера рассказывает о том, что ожидало среднестатистического немецкого солдата того времени между началом и концом вышеописанного цикла. Ответ: ничего хорошего. Грязные окопы, изуродованные тела, нескончаемая канонада, ни с чем не сравнимое желание поесть нормальной еды и тотальное нежелание о чём-либо думать. В армии, так уж повелось, инициатива известно что делает с инициатором, а на войне выживает, как правило, не самый сильный, а самый апатичный. Картина Бергера переполнена безразличием: индифферентными лицами солдат, привыкших к виду и запаху смерти, а также статичными загородными пейзажами. Как у Терренса Малика в «Тонкой красной линии», где эпизоды кровопролитных сражений на Тихоокеанском фронте соседствуют с медитативными кадрами дикой тропической природы.

Джунглям, которые снимает Малик, плевать на человеческие беды. Некогда зелёным французским лугам и опушкам, которыми любуется Бергер, тоже. Удушливая и нарочито спокойная обстановка окутывает ленту. Как будто «На Западном фронте без перемен» с впечатляющими батальными сценами на борту (бюджета на которые явно не жалели) на звание военного блокбастера вовсе и не претендует. Режиссёра интересует не процесс превращения в кровавый бульон новобранцев — вчерашних гимназистов и пастухов. Бергер акцентирует внимание не на бое, а на то, что бою предшествует и что после него остаётся. К сожалению, в разногласии с книгой Ремарка по части следования оригинальному сюжету. К счастью, с глубоким пониманием того, как немецкому писателю довелось познакомиться с милитаризмом и почему он продвигал в массы антимилитаризм.

Ремарка, от призыва до получения серьёзного ранения пробывшего на передовой восемь месяцев, волновала идея «мира в капле» — микровселенной, образовавшейся в лабиринтах окопов, и того, по каким законам она жила. Бергер тоже пытается отойти от тропов конвейерного военного кино, однако балансировать между демонстрацией человеческого «фарша» и бытовой мелочёвкой так же ловко, как Ремарк, у него не получается. Хронометраж не резиновый, пиротехника на съёмочной площадке стоит денег, да и непомерно много человекочасов уходит на создание непрерывных долгих планов с участием массовки — приходится подходить к делу избирательно. Впрочем, «Западный фронт» всё равно выполнен на высоком техническом уровне, пускай и не дотягивает (да и не особо стремится дотягивать) до замороченности «1917» Сэма Мендеса и Роджера Дикинса.

На то, как умирают солдаты, мы вдоволь насмотрелись в «Спасти рядового Райана» и десятках других схожих проектов. А вот внимательно рассмотреть войну в фазе «передышки» нам доводится не столь часто. То, как бойцы истребляют скудные сухпайки и вспоминают о доме. То, как бегают в самоволку, чтобы своровать у фермера жирного гуся. То, как ходят предаваться плотским утехам к местным девушкам, готовым ложиться под кайзеровских подданных за буханку хлеба и пару банок тушёнки.

Этого хватает в прозе Эриха Ремарка. Этого недостаёт картине Эдварда Бергера, который, и это заметно, пытался замахнуться на большой (подчёркиваем — большой) антивоенный манифест. Однако ограничиться пришлось определённо невыдающейся, тем не менее ладно скроенной военной драмой. Такой, где всё находится в пределах нормы, а мы получаем очередной несостоявшийся шедевр. Из числа тех, что вгрызаются в память на пару недель, но в душу до самого конца наших дней, увы, не западают.

Вышло хорошо. Вышло «Кино». Вот только чуда не вышло. И так всегда: «Ожидаешь чудес, а потом всё сводится к буханке хлеба».

Искусство — заложник контекста своего времени. Люди — узники собственных убеждений. Война — стремительный бронепоезд, под колёсами которого сотрясаются, как камни на насыпи, человеческие судьбы.

Поделиться:
Сергей Чацкий
8 ноября 2022

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
48%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
4ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии