Райан Джонсон почти Тони Старк: даже если раздеть его догола, останется режиссёром, сценаристом, продюсером, человеком и пароходом. Громко заявив о себе в 2005 году неонуарной драмой «Кирпич» о мытарствах Джозефа Гордона-Левитта в криминальной Калифорнии, пацан, что называется, пошёл к успеху. Получилось, фартануло: потом была криминальная комедия «Братья Блум», а следом фантастический боевик «Петля времени», где Гордон-Левитт вырастал в Брюса Уиллиса и пытался себя убить.
Но истинные поклонники кино без устали посылают ему «лучи добра» за вышедший в 2017 году фильм «Звёздные войны: Последние джедаи». Групповое циничное изнасилование культового франчайза не является целиком виной Райана, но к отдельным сценарным решениям он точно причастен. Чтобы хоть как-то улучшить карму, Джонсон снимает «Достать ножи» — комедийный детектив с потрясающим актёрским ансамблем.
Идея вымолить таким образом хотя бы частичное прощение у Вселенной сработала. Но сорвав финансовый куш, режиссёр и сценарист запустил новый франчайз, на который тут же, аки волки на овечку, уставились сильные мира сего. В жестокой борьбе за права на интеллектуальную собственность победу одержал, пожалуй, худший вариант — Netflix. Получив на лапу чек на без малого полмиллиарда долларов, Джонсон приступил к работе над первым из двух запланированных продолжений.
«Стеклянная луковица» не является в полной мере сиквелом. Это самостоятельная история, одно из многочисленных запутанных дел Бенуа Блана, частного детектива с лицом секретного агента на пенсии. Протагонист — единственное, что связывает ленту с оригинальной картиной. Для распутывания очередного преступления набрали новую команду лицедеев, которую заслуженно возглавил Эдвард Нортон.
Сюжет вертится вокруг частного острова в греческих водах. Миллиардер собрал на нём старых друзей, чтобы отлично провести выходные за распутыванием загадочного убийства. Жертвой должен стать хозяин, но понарошку — это лишь запланированная ролевая игра. Тем не менее по-английски чопорное времяпрепровождение летит коту под хвост, когда случается настоящее убийство. Чтобы остров в сжатые сроки не стал необитаемым, за дело берётся Бенуа Блан, по счастливой случайности оказавшийся в списке гостей.
Фабула оригинальностью не блещет (кроме, разве что, изначальной ролевушки): детективы на отдыхе — давно популярная тема. Из относительно свежего можно вспомнить «Смерть на Ниле» Кеннета Браны. У этих фильмов много общего от тематики до обширного актёрского состава, и немудрено: Райан Джонсон никогда не скрывал, что вдохновлялся классическими детективными произведениями.
Другое дело, как автор своё вдохновение реализует. А реализует, надо признать, с нюансами. В первой картине в классический, казалось бы, детектив зачем-то введено подспорье в виде физической непереносимости лжи героиней Аны де Армас, которое, к слову, всё равно обходили стороной. В «Стеклянной луковице» Джонсон пошёл по стезе сомнительных решений ещё дальше и нарушил одну из десяти заповедей детективного романа Рональда Нокса. А они, между прочим, писались под влиянием Агаты Кристи. Конечно, мастера порой сами нарушали эти правила, но сперва доказали своё мастерство. Не рановато ли Джонсону себя в живые классики записывать?
Кроме сомнительных сюжетных поворотов «Луковица» может похвастаться типичным проклятием Netflix. Перефразируя классику: «Общество без цветовой дифференциации лишено смысла». Добавьте к излюбленному расовому вопросу извечное гендерное противостояние — и сразу станет ясно, что Джонсон в добровольно-принудительном порядке прогнулся под заказчика. В проектах стримингового гиганта комбо из белой кожи и пениса само по себе является спойлером. Верно и обратное: тёмная кожа и женский пол тоже предсказуемо характеризуют их обладателей. Ну и сексуальная ориентация протагониста — о ней до премьеры сказано немало, но в фильме этому аспекту практически не уделено внимания. При желании можно было оставить вопрос открытым, представив сожителя Блана как соседа — оммаж доктору Ватсону во всей красе. Но, камон, ребят, это же Netflix.
Добавляет неприязни чрезмерно растянутый хронометраж и смещение акцентов по ходу пьесы. Если первая треть смотрится ещё более-менее увлекательно — спасибо актёрам, картинке и завязке, то последующее действо затягивается. В какой-то момент Бенуа Блан отходит на второй план, выпуская на авансцену откровенно притянутого за уши персонажа. С этого момента роль величайшего детектива современности сводится к опциональному пояснению происходящего, пока всю работу по сбору информации за него выполняют другие. В первой части он хотя бы сам подозреваемых допрашивал и осматривал место преступления. В сиквеле он выступает свадебным генералом и ни на что не влияет: если убрать персонажа из повествования и обработать сценарий лобзиком, без главного героя вполне можно обойтись.
В сухом остатке получается вымученное, натужное продолжение неплохого детектива, где сама детективная составляющая сведена к минимуму. Вся эта выхолощенная история полна откровенно неприятных и недостоверных персонажей, чьи характеры не прописаны, и герои выглядят кальками, фантазией инфантильного зумерского воображения. Джонсон снял кино для невзыскательной аудитории, которая увидит на экране не себя, а гипертрофированную версию предыдущего поколения, — такими нынешняя молодёжь представляет всех, кто старше, совершенно не понимая, как устроен этот мир.
И ждать третью часть похождений Бенуа Блана после «Стеклянной луковицы» совершенно не хочется.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: