Реклама
   
   
Дэдпул балуется с ведёрком попкорна для киносеансов «Дэдпула и Росомахи» (видео) Комедия «Мокрые майки» получила трейлер Первый взгляд на президента Красного Халка из «Капитана Америки 4» Первый взгляд на «Молодого Шерлока» Гая Ричи (фото) «Битлджус, Битлджус» не обратил внимания на выход ужастика «Не говори никому» и боевика «Игра киллера»

Хеллбой

Hellboy

Герой, который нам нужен

Через пару недель выйдут «Мстители: Конец игры» — самый важный комикс-фильм поколения, итог десятилетнего развития жанра, который напалмом выжжет бокс-офис и раскидает по углам все прочие комикс-экранизации, опрометчиво заглянувшие в прокат незадолго до: после 29 апреля никто и не вспомнит какого-нибудь «Шазама!» или «Капитана Марвел». Но если и будет исключение из этого правила, то оно перед вами — новый «Хеллбой»: он-то слеплен из другого теста.

«Хеллбой» вытворяет такое, что и не снилось благопристойным супергеройским кинокомиксам, и явно этим кичится. Пусть не в такой степени, как «Дэдпул», но с куда большим на то правом. Потому что жеманный и рафинированный «Дэдпул» (и особенно «Дэдпул 2»), со всеми его шутейками, проломами четвёртой стены и показушной кровавостью, всё равно вполне органично вписывается в актуальный супергеройский контекст. А вот «Хеллбой» не такой, предельно честный в своих трэшевости и брутальности, он идёт своей дорогой и явно пытается нащупать свой собственный язык и найти своего собственного зрителя. Увы, судя по отзывам критиков и американскому бокс-офису, не слишком успешно. Зато у него есть шансы добрать своё на домашнем видео (и в онлайн-кинотеатрах) и задатки для становления культовой классикой, непонятой современниками.

Но прежде чем углубляться в адские недра нового «Хеллбоя», необходимо прояснить вопрос, который волнует всех, кому не наплевать на франчайз в принципе: как он по сравнению с дилогией Гильермо дель Торо? И по сравнению с дилогией Гильермо дель Торо он… другой. Нилу Маршаллу удалось найти собственный подход к персонажам и миру, который, при наличии общего исходника, настолько отличается от подхода пухлого бородатого мексиканского гения, что сравнивать их почти бессмысленно. Почти.

Там, где у дель Торо сказочность, визуальная изысканность и даже некоторая трагичность, у Маршалла — нарочитые брутальность, резкость, грубость и небрежность. Если Хеллбой Рона Перлмана — практически рефлексирующий интеллигент, пусть и с грубоватыми манерами, зато с добрыми глазами и возвышенной душой, то Хеллбой Дэвида Харбора — стопроцентное обаятельное хамло, которое временами ноет, но не из-за глубины переживаний, а исключительно по причине скверного характера и дурного настроения. К тому же настолько маскулинное, что у любого прогрессивного критика от одного его вида должно случиться (и случилось) ядерное несварение. Виданное ли дело, чтобы в нашу эпоху Сильных Женских Персонажей (хотя и здесь такая имеется) и маячащего на горизонте первого супергея герой побеждал зло чисто потому, что он настоящий крутой мужик и на херу вертел эти ваши бабские пророчества и прочую чухню?

Под стать ему и другие персонажи. Брум в исполнении Иэна Макшейна тут не престарелый добряк-профессор Джона Хёрта, а жёсткий и циничный убийца (по собственному определению), почти лишённый сентиментальности и целеустремлённый до одержимости. Также в команде блюющая призраками язва-медиум вместо психически нестабильной пирокинетички и брутальный грубиян-спецназовец вместо чувствительного ихтиандра. Что те, что эти хороши по-своему, но создают почву для принципиально разных историй.

В новой истории, например, король Артур заживо расчленяет сказочно прекрасную героиню Миллы Йовович, по-настоящему гротескная и без дураков пугающая Баба-Яга лакомится детскими ручками, а двуногий кабан-переросток вырывает у только что встреченного монаха язык вместе с нижней челюстью. И это даже не самые смачные сцены фильма.

Сюжет и диалоги нового «Хеллбоя» нарочито небрежны, что придаёт ему трэшевый флёр даже в большей степени, чем смакование кровавых подробностей и бюджетные спецэффекты. Всё это очаровывает, как и матерщина (в русском дубляже заменённая общественно приемлемыми посылами на хер) или грубые и, честно говоря, не такие уж и смешные шутки. Впрочем, ближе к финалу начинает утомлять, особенно если обращать внимание на регулярные странности поведения персонажей и слишком уж внезапные сюжетные повороты. Хотя это совсем не обязательно: некоторая рыхлость повествования запросто компенсируется его насыщенностью — постоянная смена локаций и обилие событий на единицу экранного времени не дают заскучать.

Но всё же чего-то «Хеллбою» не хватает для того, чтобы достучаться до публики. В случае с западными критиками речь, скорее всего, о наплевательском отношении к актуальной повестке и трагическом нежелании вписываться в социокультурный контекст и рамки приличия. В случае со зрителями проблема ещё и в визуальной части, и дело даже не в ощутимой бюджетности, а в отсутствии собственного узнаваемого визуального стиля. При всей своей дикости «Хеллбой» выглядит очень… обычно. В нём хватает хорошего экшена вроде разборки с великанами или сибирского эпилога, снятых почти одним планом (на самом деле, нет), да и просто эффектных сцен (Диабло верхом на Смертокрыле, если вы понимаете, о чём мы), встречаются интересные жуткие твари, особенно под конец, а уж чудовищно жестоких или просто отвратительных (в хорошем смысле) эпизодов и вовсе не счесть. Но всё же нет в фильме какой-то визуальной изюминки, за которую можно было бы зацепиться, — всё, что он предлагает, мы уже где-то видели, и там оно было как минимум не хуже.

И тем не менее, перезапущенный «Хеллбой», при всей своей спорности, обладает одним важным качеством, которое постепенно уходит из комикс-фильмов: у кого-то он наверняка вызовет восторг, у кого-то — неприязнь или даже полыхания адского пламени пониже спины, но едва ли найдётся зритель, которого красный чертяка оставит равнодушным. И это пока, пожалуй, самое важное.

   
   
Поделиться:
Владислав Никиткин
15 апреля 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
89%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
3ЕВА
 
 
2Телеовощи – 566: Ублажающий отца
 
2Ноль кадров в секунду – 544: Сухие текстуры
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 637: Дипфейки для «Властелина колец», «Кукушка», триллер от Netflix, сборы «Битлджуса 2»
 
8ЕВА – 598: Эскалация в зад
 
2Телеовощи – 565: Планета гэнг-бэнгов
 
0Ноль кадров в секунду – 543: Вечные права
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 636: «Ловушка» М. Найта Шьямалана, «Виды доброты», «Максин XXX» и «Чужой: Завет»
 
3ЕВА – 597: Выдрочка
 
2Телеовощи – 564: Эксперименты над мамкой
Ещё

Новые комментарии