Реклама
   
   
Dynamite подарит нам кровавый спецвыпуск про демоницу-вампиршу Пургатори «Лaзep-шoy „Tpи дeбилa“» — пpямaя тpaнcляция Да пребудет с тобой прогулка: Марк Хэмилл сыграет в экранизации Стивена Кинга Вышла тактика в реальном времени Sumerian Six — премьерный трейлер Оригинальный состав Громовержцев вернётся в комиксы

Assassin’s Creed IV: Чёрный флаг

Assassin’s Creed IV: Black Flag

По волне моей памяти

Disclaimer: Игра для рецензирования была предоставлена «Пиратской бухтой»… на самом деле Ubisoft, но первая версия в данном случае куда забавнее звучит, не правда ли? Пройдена была ПК-версия, но мультиплеер был временно проигнорирован по причине «Мы это уже видели, давайте уже сетевые морские баталии».

Серия Assassin’s Creed двулика. Едва ли не ежегодно мы получаем два «Кредо»: одно от маркетологов, а другое собственно от разработчиков. Хашишин PR-отдела Ubisoft – это существо вне всяких там игровых условностей, свободное с первой секунды своей жизни и до самой оставленной за кадром смерти. Другой же хашишин, настоящий, вечно спотыкается о скрипты, натыкается на невидимые стены и от безысходности вновь и вновь готов бросаться с высочайших точек мира в стог сена. С одним хочется прожить полную приключений жизнь, но второй напоминает – мы всё ещё в «Анимусе», тамплиерской машине, которая не в силах воспроизводить генетические воспоминания «как было». Любите прыгать по флорентийским крышам – любите и вагонетку условностей возить.

Читая список обещаний новой Assassin’s Creed, прожжённый игрок всякий раз цедит сквозь зубы: «Ничто не истинно…». Пожалуй, лишь четвёртая часть заставит его договорить ассасинское кредо до конца. Ведь в Black Flag и в самом деле дозволено всё.

Следует, однако, помнить, что мы по-прежнему находимся в «Анимусе», поэтому вернее будет сказать так: «Чёрный флаг» даёт наиболее полное ощущение вседозволенности. Изобрели бы тамплиеры из «Абстерго Индастриз» очередную машину времени, тогда был бы совсем другой разговор. В нашем же случае мы можем говорить лишь о симуляции игровой свободы. «Лишь о симуляции», йо-хо-хо! За такую «лишь симуляцию» предыдущие игры серии давно бы продали душу морскому дьяволу.

Если раньше основным местом действия Assassin’s Creed были крупные города, а прослойки сельской местности между ними в расчёт особенно не брались, то теперь события концентрируются именно между городами – в море. Скакали ли вы из Дамаска в Акру на лошадином загривке, созерцали ли итальянские пасторали, или же вязли в снегу на просторах Фронтира – ничто из этого не сможет сравниться с путешествием по Карибскому морю. Вот она, ассасинская свобода: виртуальные руки на штурвале и ветер в парусах, а вовсе не десяток разнообразных заданий и новая вариация на тему «Собери сто флажков».

Человек, который назовёт всё это пустой лирикой, прояснит как минимум одно: то, что он чёрств, как залежавшаяся в трюме краюха хлеба, и будучи ребёнком не грезил о приключениях в духе капитана Блада. Здесь действует т.н. «аргумент „Тихоокеанского рубежа“» – если в вас ещё жив ребёнок, который пускал по лужам бумажные кораблики и зачитывался «Островом сокровищ», то Assassin’s Creed IV ударит вам в самое сердце.

Причём получаемые от игры ощущения ближе к серии Grand Theft Auto, нежели к «Корсарам». Всё дело в том, что пират готов нападать на корабли, невзирая на их флаг, его радар полнится манящими красными точками, и заманчивое желание испытать свой борт на прочность и заработать заветных три «звезды» роднит новое «Кредо» с творением Rockstar. И это не говоря о сюжете, который построен не столько на противостоянии ассасинов и тамплиеров, сколько на желании главного героя жить припеваючи, а главное – при деньгах.

Надо сказать, что Эдвард Кенуэй (пират, продажная шкура и обладатель шикарного валлийского акцента) – своеобразный шаг вперёд по сравнению с прошлыми протагонистами серии. Вот только подумайте, каким должен быть идеальный герой Assassin’s Creed, учитывая его род занятий и, кхм, досуг? Презрев инстинкт самосохранения, он скачет по крышам, за считанные минуты влезает на Софийский собор, периодически режет людей за деньги и во имя незатейливого Кредо, ворует, занимается шантажом и слежкой, а получив на хвост отряд стражников вполне может сунуть паре служителей правопорядка нож промеж рёбер. И найти каждый раз хотя бы слабое оправдание тому спокойствию, с которым герои четырёх номерных частей всё это проделывают, – дело нелёгкое.

Вот Альтаир – хашишин классический, его спокойствие вполне укладывается в гашиш-подготовку и присущий его ордену фанатизм. Мессер Аудиторе да Фиренце – урождённый итальянский дворянин, живущий не иначе как по Макиавелли. На таком костюм ассасина сидит как влитой – исторические обстоятельства вынуждают. Белой вороной выглядит лишь индеец и моралист Радунхагейду, да и чёрт с ним, собственно. Что же до Эдварда, то вышеозначенный быт как будто создан был именно для него. Ассасины и пираты – птицы одного полёта; привычки и ухватки у них схожи.

Потому Эдвард и не спешит записываться ни в одну из закрытых сект. Как истинный пират, чья религия умещается в его же кошельке (самые набожные флибустьеры копят на сундук), дедушка наивного Коннора высматривает, кто ему заплатит больше. Куда ему до личной вендетты Эцио и духовных метаний Альтаира! Учитесь смотреть на мир глазами Эдварда Кенуэя: едва ли не под каждой точкой на карте стоит метка «заработать» с ранжиром «много», «средне» и «мало». Под управление игрока попадает персонаж сугубо прагматичный, лишь постепенно осознающий, что своим-то прагматизмом он и пустил всё в собственной жизни под откос.

   
   
   
   

Сюжет получается очень личным, и даже череда исторических событий с сопутствующими героями воспринимается лишь в качестве этапов становления Эдварда на путь истинный. Вот умирает персонаж Х, даже вроде бы исторически вовремя, но смерть его нужна только для того, чтобы капитан Кенуэй крепко призадумался о житье-бытье и духовных ценностях. И всё это без деланной драмы и какой-либо попытки вовлечь игрока в повествование. Нам рассказывают простецкую историю о том, как один человек познал столь же простецкую истину: деньги в этой жизни ещё не всё. И тамплиеры с ассасинами становятся какими-то абстрактными полюсами на жизненной карте Эдварда – зачем к ним плыть, когда вокруг столько островов?

Если же вы ожидали серьёзного скачка в современности, то спешим разочаровать – сюжет там присел отдохнуть. Заигрывания с датой апокалипсиса закончились, и теперь Ubisoft не прочь вывести свою постмодернистскую игру на новый уровень: дескать, мы сотрудничаем с Abstergo Entertainment и создаём видеоигры на основе ваших генетических воспоминаний. Не поленитесь прогуляться по офису и узнать, с какой иронией французы относятся к своему детищу.

Опуская в нашу медоточивую рецензию ложку дёгтя, не будем называть ничего конкретного. Недостатки Assassin’s Creed – штука наследственная, и «Чёрный флаг» не привнёс в старую схему какой-нибудь свежий недуг (не забудем, не простим Tower defense в Revelations!). Шлюп находится на мели, и вытолкнуть его в открытое море сможет лишь новая номерная часть на консолях нового поколения. Однако же об одном сомнительном добавлении не упомянуть просто нельзя.

Вы, это самое, замечали, что в графе «жанр» у любой Assassin’s Creed значится неприметное слово «stealth»? Оно прячется по укрытиям, скрывается за телегами и таится в тенях. Вы его не видите, но знайте: пресловутый стелс здесь, поблизости.

О, тяжкий крест управления Assassin’s Creed! Помните самую первую часть, где герой умел быстро идти, скакать через препятствия и лететь, не разбирая дороги? Три чёртовых способа ускорить персонажа – и ни единого способа заставить его красться. В таких нечеловеческих условиях слово «стелс» не то что прячется, оно убивает всех очевидцев и ныряет на самое глубокое дно. Но не сегодня, не в «Чёрном флаге».

Плантация. Ночь. Стража беседует за жизнь и затягивается папиросами. Внезапно из кустов выпрыгивает обвешанный саблями и пистолетами человек и как реактивный влетает в следующие кусты, через пару метров от первых. «Наверное, показалось», – думает стражник и закуривает следующую папиросу.

Контекстно зависимое умение двигаться крадучись превращает любой стелс-эпизод в фарс. И ведь сталью и свинцом такие моменты тоже не возьмёшь – на вышках щедро расставлены стражники с винтовками, которые одним попаданием снимают два деления жизни.

Ладно, «наземный» стелс представляет собой просто жалкое зрелище, но «морской» стелс окончательно подаёт на развод со здравым смыслом. Представьте себе, у кораблей есть зона видимости строго перед собой и на небольшой окружности вокруг. За кораблями можно следить, причём даже в узких проливах. Стелс, будь добр, спрячься обратно, где бы ты там не прятался.

Может ли это отвратить от АС IV, дав повод заклеймить игру «конвейерной поделкой» и перенести оценку «Штамповка» из правого столбика в левый? Нет, Assassin’s Creed всё ещё остаётся продуктом мануфактуры, где люди работают с душой и продолжают быть внимательными к мельчайшим деталям. Наполните паруса ветром и не думайте о ближайшем будущем, как завещали выпивохи и картёжники с Нассау. Мы тоже не будем думать о будущем: напорется ли серия на рифы или же в следующий раз мы найдём в коробке с цифрой «пять» баснословный клад.

Обсуждение обзора
52 комментария
Поделиться:
Филипп Вуячич
30 ноября 2013

Охуительно! 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
95%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Лев Гринберг«Игра»:
    И пусть ненавистники кричат, что серия из года год повторяет себя – в данном случае никакие крики не сделают их правыми, несмотря даже на то, что основу свою Assassin"s Creed IV действительно берёт от предшественниц. Но это всё равно что утверждать, будто Half-Life – калька с Quake 2, а Planescape: Torment – жалкий паразит на теле Baldur"s Gate. Игровая индустрия вообще крутится вокруг сравнительно небольшого набора центральных механик, но мы ведь продолжаем играть и наслаждаться удачными новинками. Почему? Потому что не основой единой. Приоритеты, акценты и исполнение важны не меньше, а то и больше. И хотя корабли появились ещё в AC3, именно AC4 использует их по назначению, получая в итоге нечто восхитительное.

    Жаль только, что в мультиплеер их добавить поленились, а ведь другого такого шанса может и не быть... Если только Ubisoft не решат поступить с Эдвардом так же, как с Эцио, растянув его приключения на собственную мини-серию. «Пиратское кредо», хм?..


Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме