← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 4 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Можно ли достучаться до игрока и пробудить в нём сильные эмоции без длинных катсцен и рельсового сюжета? Ну что вы, глупости какие. Не напрасно же известные компании тратят миллионы на интерактивное кино и водят игроков за ручку по заботливо сконструированным (псевдо)реалистичным декорациям – не дураки же они, в самом деле? Просто нельзя иначе: или к умным – или к красивым; или месседж – или геймплей. Ведь правда?
Поначалу This War of Mine разочаровывает. После пробирающего до дрожи тизера (In war not everyone is a soldier) – простенькая выживательная механика, лишённая, кажется, сюжета вовсе? Да вы издеваетесь. Стоило ли делать бессюжетную игрушку (пусть даже весьма неплохую и затягивающую), которая своего ролика просто-напросто недостойна? Такие мысли приходят в голову на первом часу игры, но им не стоит верить.
Она раскрывается постепенно. И самое главное – не бросаться переигрывать после каждого фейла, ресурсного тупика, расстрелянного персонажа… Тот случай, когда сложность игры не идёт ей в минус, потому что для получения впечатлений, вложенных создателями, совсем не обязательно выигрывать. Даже наоборот. Именно в те моменты, когда всё плохо, когда персонажи, загибаясь от голода, холода и ран, впадают в депрессию, ссорятся и теряют волю, в полной мере ощущаешь безнадёгу и отчаянье этих людей, волей случая собравшихся в заброшенном доме и пытающихся хоть как-то выжить. Гражданских, которые не хотели войны и которым война не рада. В их войне нет ураганных перестрелок, эффектных батальных сцен и воодушевляющих речей. А есть страшные зимние дни без лекарств, еды и дров. Есть опасные ночи, в которые надо перечисленное найти или отобрать. Есть попытки спасти больных и раненых и долгие разговоры с теми, кто махнул на всё рукой. Потому что кто-то должен не только добывать припасы и кормить остальных, но и спать хотя бы иногда. На следующий день всё повторится – однако с другим персонажем, поскольку первый устал и сдался, успев привести в чувство кого-то ещё… И снова по кругу. А потом больные всё-таки умрут, а оставшийся в живых повесится, не вынеся одиночества. Простенькая механика, говорите?
Они ведь все непозволительно живые, эти двухмерные человечки, в них веришь больше, чем в иных прописанных и прорисованных персонажей с десятками диалоговых часов за плечами. Немного контекстно-зависимых фраз, заметки в дневнике, похожие на старые фотографии фоны и случайные события, моральные дилеммы перед игроком (тоже простые: отдать лекарства соседским детям – или вылечить кого-то из своих; ограбить относительно богатых и не способных к сопротивлению стариков – или уйти ни с чем) и реакция персонажей на них – вроде ничего сложного, но складывается в достоверную иллюзию жизни. Быть может, достоверную как раз благодаря своей простоте.
Пожалуй, это редкая игра, которая обращается не к разуму, а к эмоциям и
помогает означенные эмоции прочувствовать. Но самое ценное – то, что она
адресует своё послание через геймплей. Через тот самый простенький
микроменеджмент, выбор «Взять или не взять», шкалу эмоционального
состояния персонажей и случайные ситуации «В вам постучались в дверь» –
все перечисленные мелочи создают эффект присутствия, и рождается ощущение, что
там, за стеклом – живые настоящие люди. Разумеется, подобное явление не ново, и
игр гораздо более впечатляющих и эмоциональных немало. Но за то, что
добились такого эффекта без единой катсцены, развесистых деревьев
диалогов и стен поясняющего текста, 11 Bit Studios можно
поаплодировать. Учитесь, все те, кто уверен, что достучаться до сердца
игроков можно только превратив произведение в книгу или фильм, а
геймплей годится лишь для щекотания центров удовольствия в мозгах.
Истории в «песочницах», собранные из деталек-событий и решений игрока,
тоже бывают весьма впечатляющими.
This War of Mine – потрясающе
атмосферная вещь, в которую скучно выигрывать и страшно проигрывать. Но
тем, кто хочет почувствовать себя в шкуре обычного человека, выживающего
в военное время, второе категорически показано. Ради этих жутких
моментов и стоит играть. И мирного неба над головой вам всем.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: