← Все рецензии | Об игре | Видео / 2 | Кадры / 31 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Ну почему у игровой индустрии нет чувства меры? Почему каждую успешную идею или сеттинг разработчики и издатели совместными усилиями неизменно потрошат до тех пор, пока они не испускают последний дух? Начиная от совсем уж древнего убийства RTS-жанра, продолжая менее давним массовым изнасилованием сеттинга Второй Мировой и заканчивая садистской дойкой музыкальных игр – казалось бы, поводов научиться на ошибках было предостаточно. Но нет, никто ни на чём не учится. Нынешний жанр, отправленный на убой – сэндбоксы, пока успешно держится благодаря своей обширности, дарующей богатое тематическое и геймплейное разнообразие. Сеттинг же, на котором все сейчас паразитируют, зомби-апокалипсис, ничем таким похвастаться не может. Его давно износили до дыр – причём в значительной степени даже без помощи видеоигр и бума последних лет. И если вещам не слишком серьёзным нет-нет, да удаётся сказать по теме что-нибудь новое, то «людские драмы на фоне разразившегося конца света» уже настолько далеки от понятия «свежести», что вот-вот начнут вонять хлеще их любимых живых мертвецов.
Telltale Games – отличные рассказчики, не боящиеся экспериментов и постоянно развивающие свои навыки – даже если ради этого им и приходится изредка оступаться. И The Walking Dead на данный момент – кульминация всех их трудов по самосовершенствованию. Ритм повествования, баланс между напряжёнными и спокойными сценами, раскрытие персонажей и умение делать самодостаточные эпизоды, в итоге складывающиеся в единое целое – Telltale Games отточили всё это практически до совершенства.
Как же обидно, что растрачиваются эти навыки на предельно стандартную зомби-историю. Не то чтобы плохую, конечно, обычно даже хорошую. Но едва ли не панически боящуюся делать что-то, что могло бы выделить её на фоне многочисленных собратьев (спасибо лицензии, не иначе). Лишь к четвёртому эпизоду у The Walking Dead начинает делать первые робкие попытки удивлять чем-то кроме постоянной смены состава группы. Лишь в пятом обретает собственную уникальную личность, описание которой было бы одним гигантским спойлером. Всё остальное время «Ходячие мертвецы» гуляют по проторенной дорожке из штампов и клише, не стесняясь опускаться даже до паразитирования на такой смехотворной банальщине, как «реднеки-людоеды».
Конечно, можно возразить, что не так уж часто появляются видеоигры, готовые рассказывать взрослые истории, не чурающиеся серьёзных нравственных вопросов, а главной темой ставящие заботу родителей о своих детях и то, насколько далеко они готовы ради этого зайти. Да только вот The Walking Dead – это ведь толком и не игра, при всей своей интерактивности. Структура повествования здесь куда ближе к кино и сериалам, чем к играм, а редкие квестовые ситуации, доставшиеся проекту по наследству от прошлых разработок Telltale, смотрятся тут не ахти как уместно. Местами даже глупо – чего стоит одна только сцена с умной женщиной, не способной вставить батарейки в радио без помощи игрока.
Собственно, даже интерактивность «Ходячих мертвецов» далеко не
безупречна. Во-первых, влияние решений игрока на развитие истории –
фикция. Нам к этому не привыкать, конечно – иллюзией выбора игроков уже
побаловали и в Heavy Rain, и в Mass Effect. Было бы странно, выполни
сравнительно малобюджетный проект Telltale Games свои обязательства
лучше, чем блокбастеры Quantic Dream и Bioware. Но всё равно досадно
видеть, что выборы, меняющие в повествовании что-то кроме настроения
отдельных фраз, не только до боли очевидны и бинарны, но и поместятся
при пересчёте на пальцах одной руки. И ещё обиднее осознавать, что
лучшим источником богато ветвящихся историй до сих пор остаются дешёвые
японские «квесты» преимущественно порнушного содержания.
Вторая
беда – то, как эта интерактивность реализована. Очевидно, что механику
The Walking Dead разработчики позаимствовали напрямую из триллера Дэвида
Кейджа, да только вот впору подумать, что изучали они её не играя в
Heavy Rain лично, а глядя его на Youtube. Или даже слушая рассказы
людей, эти прохождения смотревших (и придумавших мемы в духе «Press X to
Win»).
Ведь Heavy Rain чем брал? Зрелищной графикой? Достойной
кинематографа режиссурой? Интересными персонажами? Серьёзной историей,
испортить которую не могли даже затянутое вступление, рваный ритм и
сюжетные дыры размером со склад вбитых в глаза брёвен? Нет. Кейдж и его
компания произвели революцию в том, как история взаимодействует со своим
зрителем. Тому, какие кнопки нажимать и какие жесты совершать в тех или
иных сценах авторы Heavy Rain уделяли не меньше внимания, чем сценарию,
музыке, режиссуре или актёрской игре. И производимый эффект захватывал
дух. Захватывал – и утягивал в повествование без остатка.
А что
«Ходячие мертвецы»? А ничего. За очень редкими исключениями все
интерактивные сцены, не касающиеся выбора строчек в диалогах или
брожения по локации в их поиске, реализованы одним из двух способов:
либо игрока просят зажать кнопку движения, либо быстро-быстро избивать
кнопку действия. Легендарный «Press X to Win» наконец-то получил своё
воплощение, и вместо того, чтобы затягивать участников в происходящее за
экраном, он совершает с точностью противоположное – вышвыривает их из
истории в реальный мир, где скрипит под гнётом скоростных нажатий
геймпад/клавиатура.
Что особенно занятно: словно напрашиваясь на
сравнения, «Ходячие мертвецы» бережно своровали из «Ливня» несколько
самых ярких сцен. Тут вам и раскачивание ребёнка на качелях,
превратившееся из безумно атмосферной и личной сцены, позволявшей
почувствовать себя внутри игры, в обычную диалоговую заставочку, каких
миллион. Тут вам и отсечение конечности, которое для игроков в Heavy
Rain было болезненным испытанием, а для зрителей The Walking Dead – пусть
сильным и эффектным, но всё равно обычным видеороликом, помочь которому
были не в силах ни смена конечности на более важную, ни подсказка
«Будет больно» от авторов. Тут вам и копия всемирно известной мемичной
сцены «Где же Джейсон?»… и вот её аналог удался Telltale Games намного
лучше, чем QD. Но за это надо благодарить сценаристов, умелая работа
которых превратила сцену в один из сильнейших моментов в произведении, а
вовсе не «геймплей».
И всё же, в конечном итоге перечисленное не
так уж важно. Да, революцией тут и не пахнет. Да, «Ходячим мертвецам»
далеко до звания игры года. Да, это даже не лучшая история в базе
Telltale: и Tales of Monkey Island, и Back to the Future: The Game при
всех своих недостатках и провисаниях были свежей и изобретательней. Но
даже откровенно вторичные истории могут поразить до глубины души, если
рассказаны с умом и талантом. И вот в этом плане у The Walking Dead всё
достаточно хорошо, чтобы даже людям, откровенно уставшим от
зомби-апокалипсисов, было интересно следить за мрачной историей Ли,
Клементины и их многочисленных попутчиков.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: