«Баллада о змеях и певчих птицах» — приквел трилогии «Голодные игры». Её автор Сьюзан Коллинз подрядилась писать предысторию уже после безумного успеха экранизаций своих бестселлеров. С тех пор прошло десять лет — о подростковых экшенах забыли, кажется, даже их поклонники, что уж говорить о простом зрителе. И всё же становление президента Сноу, заклятого врага Китнисс Эвердин, сегодня смотрится не так плохо, как ожидалось, ненадолго возвращая нам наши 2010-е.
Фильм не только досконально следует тексту первоисточника, но и наполнен отсылками к оригинальной трилогии. Авторам удалось сохранить визуальную преемственность, что спустя такой большой срок сродни подвигу. Чувствуешь, что находишься в том же мире, и находишься в нём раньше на 65 лет. Дистрикты ещё не так разорены, Капитолий ещё не так зажрался, но все признаки уже уловимы, и за такие нюансы авторам стоит воздать по заслугам.
По структуре кино сильно отличается от своих предшественников. Режиссёр Фpэнcиc Лoypeнc, накушавшись в своё время за разделение «Coйки-пepecмeшницы» на два фильма, ввязываться в авантюру по новой не стал — снял одну полнометражную картину, поделив её на три части чётко в соответствии с книгой. Материала хватило почти на три часа, но в эпоху «Аватаров» и «Оппенгеймеров» таким хронометражем не испугаешь.
Часть I «Ментор» знакомит с восемнадцатилетним протагонистом. Кориолан Сноу ничего не знает о Голодных играх, но жаждет денег, власти и признания. Его некогда богатая и влиятельная семья разорена и питается картофельными очистками, а будущий президент Панема из кожи вон лезет, чтобы показать себя образцовым учеником престижной Академии Капитолия. Том Блит отлично справляется с ролью холодного и гордого карьериста.
На десятых Голодных играх Сноу достаётся менторство трибута из до боли знакомого Дистрикта-12, и здесь мы встречаем щёчки Лоуренс 2.0. Голодающая жительница нищего региона снова выглядит как сладкий пирожочек. Ни измождённости, ни худобы заморённая, по идее, девушка не демонстрирует. Люси Грей Бэйрд в исполнении Рейчел Зеглер бодра, весела и ярко одета, а ведь Голодные игры на то и голодные. Зато как поёт! Кроме шуток, в этом фильме Люси Грей — главная певчая птичка, и если к неизменному выражению её лица ещё есть вопросы, то к вокалу не придерёшься. По крайней мере, Белоснежка будет петь хорошо.
Часть II «Приз» посвящена непосредственно Голодным играм. Ещё не превратившиеся в шоу, мало кому интересные бои проходят на небольшой каменной арене. И как бы иронично это ни звучало, это сильно умаляет их зрелищность для фильма. В полуразрушенном Колизее почти нет смертельных схваток, а выживание заключается в том, чтобы забиться в самую глубокую щель и не отсвечивать.
Распорядитель Доктор Галл загадочно готовит орудия смерти, и Виола Дэвис здесь оторвалась на всю катушку. Её же собственной Аманде Уоллер было бы некомфортно в обществе этой безжалостной женщины. Создатель побоища Питер Динклэйдж страдает и глушит совесть морфином. А вот трибуты, кроме Люси Грей, остаются безликими статистами, имён которых никто не запомнит. Да и зачем? Они успеют лишь побегать друг за другом и глупо погибнуть под задорный комментарий ведущего, совмещённый с прогнозом погоды. Для фильма о Голодных играх слишком мало Голодных игр! А резкий финал баталий обесценивает и само их наличие, и победу героини.
Хотя кто она вообще, чтобы болеть за неё на Играх? Удивительно, но при таком количестве экранного времени и главной роли Люси Грей не раскрыта как личность вообще. Кто эта девушка, растопившая сердце холодного Сноу, — любовь или ступенька на пути к величию? Или это он для неё путь к свободе? Кем она была, кто она есть, кроме того, что любит змей и звонко поёт панемское кантри? Ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
Но Сноу же что-то нашёл, пытаются нас уверить. Фильм заставляет думать — неужто будущий тиран может любить или это такая же подделка, как его дружба с Сеяном Плинтом? Увы, вслух про любовь ни разу так и не скажут, а без неё дальнейшие события теряют всякий смысл. Всё, что выносишь из их связи — оба крайне неубедительно врут.
Часть III «Миротворец» получилась скомканной, будто сделанной наспех. Важнейшие финальные сцены проходят между делом, нет ощущения завершённости. А ведь именно здесь решается будущее не только самого героя, но и всего Панема на ближайшие семьдесят лет. Фрагменты мелькают, как страницы в перелистываемом календаре, не успеваешь уследить ни за причинами поступков, ни за последствиями. О них можно догадаться, но мы-то не в шоу «Интуиция».
Кориолан Сноу так часто повторяет семейный девиз Let it Snow, что фильм стоило бы выпустить к Рождеству, но семейного там мало. Отношения с погибшим отцом, бабушкой и кузиной Тигрис остаются за кадром. А последняя — вообще-то важный персонаж, в «Голодных играх» помогает Китнисс бороться с Президентом. Что так оттолкнуло её от брата, что она примкнула к подполью — снова приходится додумывать. За без малого три часа отношениям Сноу с розами уделено больше внимания…
Сейчас модно снимать фильмы о непонятых злодеях. К счастью, в отличие от большинства из них, у «Баллады» есть весомый плюс — она не пытается его оправдать. Скорее наоборот. К сожалению, в том же заключается и минус — на протяжении фильма Сноу почти не меняется. Он начинал жестокой мразью, способной идти по головам, закончил чуть более жестокой, чуть более мразью. Ну и зачем тогда всё это было нужно?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: